ГОЛЕМ

Игра на выживание / Gone

США, 2012

Жанр: триллер

Режиссер: Эйтор Далия

Сценарий: Эллисон Барнетт

В главных ролях: Аманда Сайфред, Дэниел Сунджата, Дженнифер Карпентер, Себастиан Стэн, Уэс Бентли, Ник Сирси, Сократис Отто, Эмили Уикершем, Джоэль Мур, Кэтрин Менниг

Похожие фильмы: «Молчание ягнят», «Беги»

Два года назад с Джилл случилась беда – прямо из собственной кровати ее похитил маньяк-убийца и спрятал в глубокой яме в лесу. Девушке удалось сбежать, но с тех пор ее жизнь переменилась – полиция не нашла никаких доказательств существования маньяка, и склонна считать Джилл сумасшедшей. После выписки из больницы за Джилл присматривает ее сестра Молли. И когда однажды ночью Молли исчезает, Джилл уверена, что это дело рук того самого маньяка. Вот только никто ей не верит… Джилл придется действовать в одиночку – иначе ее сестра погибнет до восхода солнца…

Судя по статистике кассовых сборов, смеем предположить, что «Игру на выживание» вы не смотрели. И не посмотрите (если в вашем конкретном случае это не так, что ж, статистика предполагает исключения). Хотя картина подобного и не заслужила. Давайте разбираться, почему.

Театр начинается с вешалки, а фильм – с названия (ну, в крайнем случае, постера или трейлера). Название у данного триллера выбрано как нарочно – максимально безликое. «Оригинальным» названием «Gone» в базе данных IMDB могут похвалиться аж 36 фильмов (включая недавний неплохой австралийский триллер «Пропавшие»), а русскоязычное заглавие «Игра на выживание» дословно совпадает с еще одним локализаторским креативом – под этим названием у нас прокатывали первую часть «Пилы». Словом, ни запомнить, ни «прогуглить». Постер помимо крупного плана заглавной актрисы и сообщения «Еще один триллер с Амандой Сайфред» тоже ничем не примечателен. Трейлер уточнял – это будет еще один триллер с Амандой Сайфред в яме а-ля «Молчание ягнят» про страшного-престрашного маньяка. Не думаем, что данных компонентов оказалось достаточно, чтобы заманить в кинотеатры всех поклонников страшного кино, но те, кто все же пришли, оказались глубоко разочарованы тем, что на деле фильм оказался далеко не «Молчанием ягнят», маньяком на экране практически не пахнет (более того, до самого конца не вполне понятно, а был ли маньяк-то), а девяносто пять процентов времени на экране – испуганная и идущая, бегущая и едущая куда-то «блондинка в опасности» Аманда Сайфред. Те, кто в нетерпении ожидал разгадки, кто из вереницы эпизодически показанных на экране хмурых мужчин окажется маньяком (а они все, как на грех, выглядели отличными кандидатами), останутся в недоумении. Более того, поведение героини в последние 10 минут фильма выглядит не просто немотивированным – оно граничит с идиотизмом.

В чем же дело? Как кажется, студийные маркетологи промахнулись с жанром. Потому что «Игра на выживание», как это ни странно звучит, вовсе не история про поиски маньяка. Это история бегства.

Есть мнение, что для привлечения внимания зрителей к главному персонажу фильма, требуется хотя бы одна из трех эмоций: сочувствие, тайна или восхищение. Джилл, героиня Аманды Сайфред, вызывает как минимум два. В прошлом она стала жертвой маньяка, а затем стала жертвой системы – и маньяка-то мол она выдумала, и в психушку ее посадили, и в гражданских правах ограничили (всем в Америке носить пистолет можно, а Джилл нельзя, она ж ненормальная!) Дальше больше - полицейским глубоко наплевать на то, что ее сестру похитили, зато как только Джилл достает из сумочки пистолет, как тут же становится мишенью №1. Так что Джилл одновременно и преследователь, и жертва, за которой гонится чуть ли не вся полиция в Портланде. Поэтому посочувствовать героине можно. Да и тайна в ней есть – а вдруг девочка и правда немного «того»… Никто же не отменял сюжеты вроде «Помни» или «Сердца ангела».

И вот – она бежит. Сначала по проторенной дорожке – в полицейский участок, в гости к соседям, а потом – все дальше от «цивилизованного пути» - сквозь узкие окна общественных уборных, в брюхо пустых автофургонов, по задворкам, по темным улицам, напролом, все быстрее и быстрее, идет по «следу из хлебных крошек», которые подозрительно плотно расставлены друг к другу. Героине никто толком не помогает (в лучшем случае, не сдают полиции), и выжить в этой игре ей помогает вовсе не пистолет.

Она адаптируется. Поясним. Попробуйте встретить на улице подряд 10 человек разных возрастов и социального положения, и рассказать им 10 разных историй о себе так, чтобы вас выслушали, вам поверили и даже помогли. Слабо? А Джилл - нет. Она лжет – вдохновенно, свободно, как дышит. Не потому, что врушка, а потому, что кроме вот этого невинного обмана («Здравствуйте. У моей бабушки угнали машину». «Здравствуйте. Хотите билеты на Джастина Бибера?» «Здравствуйте. У моего дедушки болезнь Альцгеймера»…) у нее ничего-то и нет. Джил импровизирует – и добивается своего: шаг за шагом, улика за уликой. Наблюдать за этой вербальной эквилибристикой – настоящее удовольствие, и такой персонаж был бы точно востребован во многих жанрах – в комедии или в авантюрном детективе - и мог бы даже сформировать возле себя франшизу или сериал, но, увы, триллеру про маньяков такой персонаж чужд. Там действие должно двигаться из пункта А в пункт Б, перемежаясь страшными сценами истязаний в логове маньяка (их роль в «Игре на выживание» играют флешбеки о прошлом героини, но это же не то). В результате блистательно задуманная и искренне сыгранная героиня Джилл оказывается внутри жанра, которому она не нужна. Даже провальные последние 10 минут могли бы быть спасены, потрать сценаристы чуть больше усилий, чтобы показать – героиня так увлеклась своим враньем, что уже не чувствует, где реальная история, а где ее вымысел. А был ли маньяк? Если его и не было (ведь никто за эти два года так и не нашел ту треклятую яму в парке), то куда же девалась ее сестра Молли? Возможно, поступки героини в этот момент были продиктованы столь жгучим желанием узнать правду, что ей уже наплевать на то, что с ней будет. Лишь бы точно знать. А такая мотивация – настоящий вызов для исполнительницы ролей девочек-отличниц и Красных Шапочек.

Помимо промаха с позиционированием жанра картины, можно назвать ошибкой чрезмерную сфокусированность истории на героине Джилл. Это оправдано сюжетом и «звездностью» Аманды Сайфред, но в этом случае режиссеру (выписанному из Бразилии Эйтору Далия, снимавшему дома фильмы с «говорящими» названиями «Брошенная на произвол судьбы» и «Запах из стока») явно не стоило привлекать в проект других известных актеров. А они в фильме есть, но в результате только отвлекают зрителя от основной сюжетной линии, и не дают неплохим актерам развернуться. Прежде всего, это Уэс Бентли, в 1999-м прославившийся ролью любителя летающих полиэтиленовых пакетов в «Красоте по-американски», а потом после ряда неудавшихся больших проектов («Четыре пера», «Призрачный гонщик») перешедший на второ- и третьеразрядные роли (в «Другом мире: Пробуждении» его героя не только размазывали по асфальту в самом начале фильма, но даже в титры не включили!) В «Игре на выживание» он играет новичка-полицейского, который единственный в участке непредвзято относится к рассказу Джилл, вызывая подозрения не только этой излишней добротой, но и тем, что Уэс Бентли был чудо как хорош в роли маньяка-охранника в рождественском триллере «Парковка» (2008). Не пропустите и небольшую роль Дженнифер Карпентер, прославившуюся в 2005 году заглавной ролью в «экзорцистском» ужастике «Шесть демонов Эмили Роуз». С тех пор Карпентер снялась в «копи-паст» ремейке «Карантин» о вирусе, превращающих жителей многоквартирного дома в кровожадных зомби, а также получила одну из главных ролей в сериале «Декстер» (найдя в лице Майкла С. Холла экранного брата и внеэкранного мужа – впрочем, в сериале семейные узы связали их дольше, чем узы реального брака). В «Игре на выживание» Дженнифер играет небольшую, но сюжетно важную роль подруги Джилл, которая должна решить – выдать ли ее полиции, или поставить под угрозу безопасность собственного ребенка.

Что касается самой Аманды Сайфред, то для многих она так и останется «солнечной» девочкой из экранной версии мюзикла «Мамма миа!» (хотя в том же 2008 году снялась в ужастике «Солнцестояние»). С тех пор Сайфред перемежает роли в слезоточивых мелодрамах («Дорогой Джон», «Письма к Джульетте») и не лучшего образца триллерах («Тело Дженнифер», «Красная шапочка», «Время»). От ее участия в «Игре на выживание» не ожидалось ничего выдающегося, но она очень органично вошла в роль мятущейся, но изворотливой Джилл.

Что ж, в результате зрители не получили полноценного «маньячного» триллера, какого ожидали, зато познакомились с яркой героиней, которая была бы достойна прокатного успеха и даже сиквела, если бы оказалась в "правильном" жанре. Не вышло, и нам немного жаль Джилл. Ведь успех в мире кинобизнеса – это тоже игра на выживание. А ее персонажу сиквел, увы, не светит, тогда же как фильм «Игра на выживание» так и останется на виртуальном дне кинематографической ямы, где бесследно гибли и более достойные картины.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх