DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Найди своего монстра

Монстры Лавкрафта / Lovecraft's Monsters (антология)

Составитель: Эллен Датлоу

Жанр: лавкрафтовские ужасы

Издательство: Tachyon Publications

Год первого издания: 2014

Похожие произведения:

  • «Lovecraft Unbound» (антология, составитель Эллен Датлоу)
  • «New Cthulhu: The Recent Weird» (антология, составитель Пола Гуран)
  • «The Book of Cthulhu» (антология, составитель Росс Локхарт)
  • «Мифы Ктулху» / Tales of the Cthulhu Mythos (антология, составитель Джим Тёрнер)

 

Отдать дань уважения затворнику из Провиденса — считай, важный ритуал не только для каждого автора, но и для каждого составителя антологий в жанре ужасов. Эллен Датлоу сделала это в 2009 году, выпустив книгу «Лавкрафт освобожденный» (Lovecraft Unbound), которая состояла в основном из новых рассказов, посвященных Мифам Ктулху. Но вместить всю любовь к творчеству Лавкрафта в одной антологии оказалось не под силу даже такому видному редактору, как Эллен, поэтому второй сборник не заставил себя долго ждать.

В 2014 году вышли «Монстры Лавкрафта» (Lovecraft's Monsters), собранные воедино уже по иному принципу. Во-первых, новых рассказов здесь гораздо меньше — всего один. Остальные были написаны во все предыдущие десятилетия, начиная с 1970-х, хотя 2010-е здесь все же преобладают. Во-вторых, здесь бросается в глаза, что Датлоу постаралась расширить рамки во всем, где это было возможно. В антологии представлены авторы разного уровня — от признанных мастеров вроде Нила Геймана и Джо Р. Лансдейла до тех, чьи имена ни о чем не скажут среднестатистическому любителю жанра. Рассказы, располагающие к разному восприятию — от странных сновидений в «Церкви бога-идиота» (The Sect of the Idiot) Томаса Лиготти до незатейливого повествования в духе арабских сказок в «Любить нельзя, мы квакаем и воем» (Love is Forbidden, We Croak & Howl) Кейтлин Кирнан. И разного объема — от не уступающих иным повестям произведений Джона Лэнгана и Брайана Ходжа до двухстраничных стихотворений Джеммы Файлз.

Ну и, оправдывая название книги, Датлоу выбирает как можно больше монстров, стремясь охватить Мифы Ктулху наиболее разносторонне. В книге представлены все основные божества, созданные Лавкрафтом, а также пара придуманных не им, но также ставших частью его мифов — Псы Тиндала и Король в желтом.

Самый известный и издаваемый рассказ открывает антологию — это «Всего лишь очередной конец света» Нила Геймана из его авторского сборника «Дым и зеркала». Повествует он о нелегкой судьбе оборотня по имени Лоуренс Тэлбот, невесть каким чудом оказавшемся в Иннсмуте и терпящем все тяжести не только человечьей, но и волчьей жизни в окружении неприветливых жителей печально известного городка.

Но наилучшее впечатление, пожалуй, оставляют самые длинные рассказы в книге, будто стремясь оправдать каждую отведенную им страницу.

Так, Брайан Ходж весьма удачно обратился к иннсмутской теме в рассказе «Глубоководные, как ты» (The Same Deep Waters as You), описав секретный объект в океане, где правительство уже несколько десятилетий содержит весьма необычных заключенных. Даме со сверхъестественными способностями предстоит выполнить важную миссию, и чем больше она — а с ней и читатель — узнает об этом месте, тем больший ужас ее охватывает.

Как стать Глубоководным за 15 шагов (к стихотворению Джеммы Файлз «Банка с солью»). 

Фрэд Чаппелл в «Уцелевших» (Remnants) ведет двойное повествование: о человеческой семье, пытающейся выжить в мире, порабощенном Старцами, и об отважном экипаже, спасающем редкие виды по всей Вселенной. Разумеется, к финалу эти две линии обязательно пересекутся.

Не менее удачная «Кровоточащая тень» (The Bleeding Shadow) Джо Р. Лансдейла переносит читателя в 1930-е, когда блюз уютно звучал с пластинок, которые монотонно крутились в барах. Но когда пластинку приходится проигрывать только ради того, чтобы ее звуки отпугивали голодное чудовище, ее прослушивание уже не кажется таким уютным.

Говард Уолдроп и Стивен Атли создали любопытную смесь в рассказе «Черная, как яма, от края до края» (Black as the Pit, from Pole to Pole), поместив чудовище Франкенштейна вовнутрь полой Земли, где его ждало множество приключений, среди которых была и встреча со Старцами и шогготами.

Старец как он есть (к рассказу «Черная, как яма, от края до края»).

А в «Детях Клыка» (Children of the Fang) Джона Лэнгана внуки много лет пытаются разгадать тайну дедушкиного сундука, привезенного им в молодости из пустыни на Аравийском полуострове. Попутно они слушают его поучительные истории, а также таинственную запись диалога дедушки и их давно пропавшего дяди. Автор умело нагнетает атмосферу таинственности и завершает ударным финалом. К слову, это единственный рассказ, для которого публикация в антологии стала первой. Но комом этот блин не стал: рассказ не просто украсил сборник, но и прочно вошел в число лучших из имеющихся в нем.

Некоторые истории будто кричат о многогранности антологии, обильно приправляя его экзотикой. Помимо уже упомянутой арабской сказки Кейтлин Кирнан о любви упыря и иннсмутской девушки это заметно в «Пестром мире» (The Dappled Thing) Уильяма Браунинга Спенсера, где экспедиция бороздит джунгли на чудо-машине в поисках сбежавшей туда девушки из высшего общества. Но им не сравниться по экзотичности с рассказом писательницы индонезийского происхождения Нади Булкин «Красная коза, черная коза» (Red Goat Black Goat): мифы Лавкрафта переплетаются здесь с поверьями, бытующими в этой далёкой стране.

 

Богомерзкая индонезийская коза (к рассказу «Красная коза, черная коза»).

К минусам антологии можно отнести то, что многие рассказы ранее публиковались в лавкрафтианских антологиях, что, впрочем, не так ощутимо для русскоязычного читателя — подавляющее их большинство все равно не издавалось в России. А вот главную ее прелесть должен заметить всякий, кто возьмет ее в руки, ведь каждому, кто уже успел проникнуться миром Г. Ф. Лавкрафта, в ней обязательно найдется что-то близкое.


В оформлении материала использованы иллюстрации Джона Култарта из издания антологии «Tachyon Publications» 2014 года. Еще больше вкусных иллюстраций можно найти на странице книги на официальном сайте художника.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)