DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Накорми меня!

Маленький магазинчик ужасов / The Little Shop of Horrors

США, 1960

Жанр: комедия, ужасы

Режиссер: Роджер Корман

Сценарий: Чарлз Б. Гриффит

В ролях: Джонатан Хейз, Джеки Джозеф, Мэл Уэллс, Дик Миллер, Джек Николсон

Похожий фильм:

  • «Лавка ужасов» (1986)

В 1921-м году немецкий режиссер Фридрих Мурнау снимает фильм «Носферату: ужас ночи», экранизируя роман Брема Стокера «Дракула». Примечательно, что в середину картины, прерывая основное повествование, он вставляет кадры с венериной мухоловкой, называя хищный цветок «вампиром растительного мира». В следующей сцене Мурнау предлагает нашему вниманию жирного паука, который вытягивает соки из пойманной им несчастной мухи. Таким образом «Носферату», в отличие от других фильмов подобной тематики, использует вампира не как персонификацию зла, а как символ окружающего миропорядка. «Дело не в кровавом монстре, — словно говорит нам Мурнау, — а в том, что мир в принципе состоит из поедающих друг друга тварей».

Через сорок лет фильм Роджера Кормана, эстетически максимально удаленный от немецкого кино 1920-х, неожиданно занимает схожие позиции. Вокруг цветка-монстра, постоянно требующего крови («Накорми меня!» — умоляет он), режиссер размещает героев, которые поглощены своими страстями не меньше, чем растение проблемой продовольствия. Это алчный делец с примечательной для владельца магазина, где живет плотоядный цветок, фамилией Мушник; врач-стоматолог, который получает удовольствие от лечения без наркоза; его пациент, маниакально увлеченный болью и жаждущий расстаться с зубами; мать главного героя, причудливо сочетающая в себе ипохондрию и алкогольную зависимость; пожилая дама, чье излюбленное хобби состоит в том, чтобы хоронить многочисленных родственников; нимфоманка, которая не дает герою прохода и в конце концов получает по голове камнем. Безусловный лидер в этом букете из патологий — импозантный клиент магазинчика, который употребляет в пищу цветы непрерывно в течение всего фильма. С его помощью Корман дискредитирует понятие нравственной нормы, доказывая, что она не имеет универсальной ценности и в действительности исходит из пользы для тех, кто ее исповедует. Люди охотно прощают человеку, что он ест цветы, но их ужасает цветок, который ест людей, хотя по сути это одно и то же.

В «Маленьком магазинчике ужасов» размывается грань между человеком и растением. Хозяин цветка, милый недотепа Сеймур, общается с ним, жалуется на жизнь или отчитывает за плохое поведение. Он же дает цветку женское имя — Одри. Эпизод, в котором Сеймур кормит Одри человеческим мясом, Корман монтирует через склейку с эпизодом, где Мушник с аппетитом уплетает осетрину, тем самым ставя знак равенства между двумя процессами. Оказавшись свидетелем кровавой кормежки, шокированный Мушник уже не может продолжать собственный ужин. Хотя сам он только что делал то же самое: употреблял в пищу некогда живое существо.

С точки зрения драматургии цветок является двойником Сеймура или его альтер эго. Между ними установлена прочная взаимосвязь: один не может существовать без другого. В самом начале оба являют собой пример типичных неудачников: цветок скоро зачахнет от голода, а Сеймура вот-вот выгонят с работы, что в американской системе ценностей практически равносильно смерти. Чтобы выжить, человек и растение объединяют усилия. Вскоре мы видим преуспевающего героя и его товарища, разросшегося до невероятных размеров. Аппетиты цветка растут пропорционально его размерам, и Сеймуру приходится удовлетворять их, чтобы не потерять место в магазине. Попытки героя морить цветок голодом кончаются неприятностями для него самого: он ссорится со своей девушкой и попадает под влияние гипноза. В конечном итоге, чтобы остановить чудовище, Сеймуру приходится пожертвовать собой и тем самым понести ответственность за принесенное им в мир зло. Такая вот тяготеющая к классической трагедии развязка.

Но несмотря на это «Маленький магазинчик ужасов» в первую очередь является комедией, полной самобытного кормановского юмора, возникающего на стыке абсурда и пародии. Сочетание серьезности темы, которую поднимает режиссер, и выбранной им для рассказа шутливой интонации в сумме дало очаровательное произведение, возможно, лучшее в наследии Кормана. Шарма зрелищу добавляют Джек Николсон, ярко исполнивший роль пациента-мазохиста, а также классический кормановский актер Дик Миллер в образе обаятельного цветкоеда.

Значение этой малобюджетной, снятой за два с половиной дня ленты, подтверждается наличием двух крупнобюджетных ремейков, один из которых вышел в 1986-м году, а другой, если верить слухам, находится в разработке и уже заручился поддержкой Джозефа Гордона-Левитта в качестве продюсера и исполнителя главной роли. Кроме того, Корман сумел накормить своей замечательной корманойдовщиной даже разборчивую публику Каннского кинофестиваля, где фильм демонстрировался во внеконкурсной программе. И все же, несмотря на популярность и удивительным образом выросшую на почве поспешных съемок и низкого бюджета художественную ценность, не стоит забывать, что в силу возраста и специфической небрежности, свойственной всем малобюджетным ужасам, фильм, очевидно, не сможет достучаться до большей части современных сердец, очарованных дорогими и до свирепости серьезными блокбастерами.

Впрочем, Корману не привыкать к роли маргинала: в «Маленьком магазинчике ужасов» звучат слова, не имеющие отношения к сюжету и напоминающие эстетическое кредо автора, всегда верного собственному творческому почерку, несмотря на то, что кому-то его плоды могут прийтись не по вкусу. Когда в первой части фильма Сеймур приходит домой, голос по радио произносит: «Мы продолжаем программу передач, которую вам уже, наверное, надоело слушать. Ах, вы бы предпочли что-нибудь другое? Но нет — мы будем продолжать в том же духе!». Так что, если вы один из тех, кто предпочитает что-нибудь в вышеописанном духе, то не сомневайтесь: Роджер Корман накормит вас своим фильмом до отвала.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)