ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Исполнитель: Soulfly

Название альбома: Archangel

Жанр: Thrash-metal/Groove-metal

Издатель: Nuclear Blast

Дата выхода: 14 августа 2015 г.

 Soulfly

Макс Кавалера давно и прочно утвердился среди признанных металлических легенд – еще со времен  великой и ужасной Sepultura, пожалуй, первой бразильской метал-формацией, получившей общемировое признание. С «Могилой» он расстался уже давно и, судя по всему, окончательно, фактически сразу же сформировав новый проект, который на заре своей выглядел более чем примечательно. По сути Soulfly тогда можно было назвать «Макс и друзья» - каждый новый альбом выдавал на гора целую толпу известных метал-менов, отмечавшихся в песнях группы вокально и музыкально. Каждая вторая песня радовала собственным, уникальным звучанием и стилистикой, при этом неким удивительным образом удерживаясь в общей канве альбома. Больше того, даже «основной состав» Soulfly менялся постоянно. Кавалера говорил, что именно так и видит свою группу: «Так я собираюсь делать и дальше. Я никогда не хотел, чтобы Soulfly была такой группой как Metallica, состоящая из тех самых четырёх парней. С каждым новым альбомом Soulfly мы меняли состав и скорее всего, будем и дальше так продолжать».

Но всякая система стремится прийти в некую «точку комфорта», обрести стабильность. Проект Макса Кавалеры не стал исключением.

Творчество группы можно поделить на два больших этапа, разделяя текущую историю группы на две почти равные половины. Вехой этого разделения является приход в Soulfly бывшего гитариста Ill Niño Марка Риззо. Риззо впервые засветился в составе группы в четвертом альбоме группы «Prophecy». Хотя в этой пластинке его музыкальное влияние ощущается не настолько сильно, с того времени Марк уверенно поднялся до едва ли не равноправного творческого партнера Макса во всех последующих альбомах Soulfly, плюс в качестве полноценного участника на всех трех дисках братского реюниона Макса и Игоря Cavalera Conspiracy.

Сложно сказать, насколько это связано с музыкальным влиянием Риззо, но с «Dark Age», пятого альбома группы, стилистика Soulfly делает резкий поворот от грува, трайбала и ню-метала в сторону прямолинейного классического треша с легкими отголосками дета – практически в духе ранних альбомов Sepultura: «Schizophrenia», «Beneath the Remains», «Arise». Не всем такой поворот пришелся по душе, но, во всяком случае, звучание альбомов стало более зрелым, монолитным, избавившись от постоянного метания, которое ассоциировалось с подростковым созреванием.

Archangel – десятый номерной альбом группы, впрочем, не слишком отвлекавшейся на «побочные» релизы. Макс и Ко уверенно радовали фанатов увесистыми полноформатниками не реже, чем раз в два года, и не похоже, что собираются отходить от этой традиции. Казалось бы – двадцать четыре месяца – период достаточный, чтобы переосмыслить пройденное и подготовить материал свежий и интересный. Хотя это, конечно, зависит от того, чем заниматься эти двадцать четыре месяца.

Первое, на что обращаешь внимание в новом релизе – это его длина. Если не учитывать бонус-треков из делюксового издания – это самый кроткий альбом группы. Девять вещей, от двух с половиной до четырех минут каждая – это, надо сказать, не так много, учитывая два года, которые были у группы с момента выхода «Savages». Но, как говориться, что его мерять – лишь бы человек был хороший. В смысле альбом. А вот хорош ли он?

Предыдущая пластинка – «Дикари» была не самой лучшей, но заняла довольно высокие позиции в чартах и обладала довольно необычным для поздних пластинок группы среднетемповым метрически ровным трешевым звучанием. «Архангел» с первого трека задает бодрый темп в духе классического треш и спид металла. Название так же соответствует духу того времени – «Мы продали наши души металлу». Сразу вспоминаются парни в лосинах и кедах, с химической завивкой хаеров. Но уже вторая, титульная композиция меняет настроение и динамику звучания, не радуя ни драйвом, ни скоростью. Плавающий темп, обилие «атмосферных» вставок без ритма и мелодии больше подошли бы заключительным трекам, но на старте альбома воспринимается как некий фальш-старт. Странное, невнятное настроение сохраняется и переходит из песни в песню, так и не давая понять, что музыканты хотели этим сказать. Звучание вязкое, но грув в рифах уверенно соседствует с трешем, не давая погрузится в канабисовый транс. Хорально-клавишные вставки между композициями кажутся совершенно одинаковыми, а ритм в итоге приходит в одну ровную колею. Зион Кавалера, повзрослевший и принятый в обойму сын Макса, увы, не создает впечатление умелого и интересного барабанщика, что для грув-ориентированных композиций – фатальный недостаток. К середине альбома создается впечатление, что под все композиции был записан один и тот же бит. Даже темповые изменения быстро становятся предсказуемыми: вот сейчас от невнятного, вязкого кача перейдем трешевому прострелу, а потом навалим солячка. Сольные партии Риззо вообще выглядят инородным элементом, взятым откуда-то со стороны и наложенным на композиции по принципу «лишь бы в тональность попало». По настроению они отлично легли бы на упомянутый уже классический спид-треш… но в альбоме оного просто не представлено – исключая первую композицию.

Ветхозаветно-ассирийская тематика текстов (разбавленная редкими традиционно-метальными темами) так же не радует. Тут впрочем, ничего ожидать и не стоило – лирика Кавалеры всегда была скупой и простенькой. Особо глубоко смысла, равно как стилистической красоты слога в его текстах не было отродясь – наверное, потому, что английский так и не стал для Макса родным.

Вообще «мучительная серость» – это самое точное определение, которое приходит в голову при прослушивании альбома. Требуется огромное усилие, чтобы просто отличить одну композицию от другой. Еще больше усилий требуется, чтобы заставить себя прослушать альбом больше чем пару раз. Каждый раз, заряжая его на повтор, я говорил себе: «Погоди, наверное, в него надо вкурить, раскусить». Так бывает с некоторыми пластинками – требуется время и повторение, чтобы перенастроить себя на звучание иное от того, к которому привык или которого ожидал. В случае с «Архангелом» ситуация прямо противоположная – чем больше ты его слушаешь, тем хуже он звучит. Первое прослушивание не выкуривает бездарного барабанщика, однообразную риффоку, штампованную композиционную структуру, скучные, неуместные соло, не обращает внимания на всего две композиции с приглашенными музыкантами (малоизвестными Nails и King Parrot, которые понятно, и рядом не стояли с монстрами, отметившимися в предыдущих пластинках). На четвертый-пятый раз становится понятно, что в альбоме нет ни одной свежей идеи, ни одного интересного риффа. Как ни странно именно заключительный трек немножко разгоняет музыкальное болото бодрым рубиловом, а бонус-треки звучат как глоток свежего воздуха. Даже традиционная номерная акустическая инструменталка, всегда служившая просто забавной релаксацией в конце каждого диска группы, в «Архангеле» кажется невероятно талантливой и уместной, предоставляя то разнообразие, которого так мучительно не хватало предыдущие полчаса.

Увы и ах – новая плитка от Soulfly – всего лишь бестолковый повтор предыдущего диска, который при этом фокусируется отнюдь не на самых лучших моментах Savages. Буду честным – закончив с рецензией, я отложу «Архангела» подальше и вряд ли вернусь к нему – разве что для сравнения. Чего и вам советую.

Soulfly

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх