DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

«Некрономикон» без тентаклей

Данвичский ужас / The Dunwich Horror

США, 1969

Жанр: ужасы, мистика

Режиссер: Дэниэл Хэллер

В ролях: Сандра Ди, Дин Стокуэлл, Эд Бегли, Ллойд Бокнер

Похожие фильмы:

Предки Уилбера Уэйтли уже пытались вызвать Великих Древних, невзирая на то, что их явление приведет к истреблению человечества. Теперь Уилбер готов повторить попытку, похитив для этого зловещий «Некрономикон» из библиотеки Аркхэма, а заодно прихватив и симпатичную библиотекаршу… Надо же кого-то приносить в жертву, не так ли?

Количество экранизаций Лавкрафта приближается как минимум к полутора сотням — правда, если считать мультипликацию, короткометражки и прочее. Для сравнения, у Стивена Кинга уже двести наименований, но его и экранизировать несколько проще, чем туманные, полные создающих атмосферу намеков рассказы Лавкрафта. Если честно, большая часть экранизаций затворника из Провиденса не особенно интересна, хотя попадаются и выдающиеся образцы. «Данвичский ужас» можно поместить в середину рейтинга: в нем есть любопытные находки, но на лавры шедевра он никоим образом не претендует, а современному зрителю и вовсе может показаться скучноватым. Словом, классическая иллюстрация тезиса «книга лучше».

Итак, чем же он может привлечь к себе киномана? Ну, во-первых, его снимали под присмотром культового Роджера Кормана, который прославился тем, что дал «путевку в жизнь» половине нынешних классиков кино, попутно наснимав огромное количество дешевых фильмов всех возможных жанров, кроме разве что порнографии. Фантастика и ужасы пользовались его особым расположением, а главным достоинством его «кузницы кадров» было то, что он позволял экспериментировать вволю, если это не требовало превышения бюджета.

Второе и, пожалуй, единственное неоспоримое достоинство фильма — в музыке. Она завораживает и заставляет к себе прислушиваться, даже когда на экране не происходит ничего особенно интересного. Ну и, наконец (а для поклонников Лавкрафта, возможно, и в первую очередь), фильм хорош тем, что с мифологией создателя мифов Ктулху он обходится довольно бережно. Разумеется, сменилось время действия, и детали сюжета, а во время ритуалов мы видим, скорее, скачущих полуголых ведьм, чем украшенных тентаклями Великих Древних, но… зачастую, экранизируя Лавкрафта, киношники отходили от канонов намного дальше.

С другой стороны, в самой атмосфере фильма и в актерской игре есть немало интересных находок. Посмотрите, как сыгран главный герой: он очень спокоен внешне, зажат и осторожен в своем поведении и тем не менее, судя по реакции на него героинь фильма, в нем есть какое-то неясное обаяние. Именно эта неясность его характера и поведения временами придает фильму почти «сновидческий» привкус странности — что, надо признать, здорово сочетается с творчеством ГФЛ. Хотя персонаж Лавкрафта, который выглядит, как слегка остепенившийся хиппи тех лет, это, конечно, впечатляет. К слову, сыграл его Дин Стокуэлл, который потом снимался, к примеру, у Линча («Синий бархат»), Вендерса («Париж, Техас») и в культовом сериале «Боевая звезда Галактика». Его партнершей по фильму стала Сандра Ди, актриса, которую за рубежом до сих пор помнят и любят. Она специализировалась на ролях «инженю» и придерживалась образа «хорошей девочки» — тем интереснее для киноманов «Данвичский ужас», в котором она исполнила единственную свою роль с обнаженкой. На съемки этой сцены не допускали даже персонал, не задействованный непосредственно в работе над сценой, но, по нашим временам, ничего особенно откровенного в этих кадрах нет: мимолетно мелькает грудь, в режиме «моргнул — пропустил» и время от времени виднеется обнаженное бедро. Еще интереснее для киноманов будет то, что в небольшой роли медсестры Коры в «Данвичском ужасе» снималась Талия Шайр, тогда еще известная как Талия Коппола — родня сестра небезызвестного Фрэнсиса Форда, снимавшаяся позднее в нескольких сериях «Крестного отца» и «Рокки».

Главной потерей фильма, с точки зрения любителя Лавкрафта, стало то, что здесь практически отсутствуют монстры. Есть неплохо снятые сцены ритуалов, с теми самыми полуобнаженными ведьмами, есть странные игры с цветом, которые и должны символизировать потусторонние явления… Тентаклей нет совсем.

Впрочем, у фильма, как известно, есть ремейк, который поставил Ли Скотт в 2009 году. Там сыграл завсегдатай «лавкрафтовских ужасов» Джеффри Комбс и появился Дин Стокуэлл, звезда оригинала, — в другой роли, разумеется. Можете проверить сами: вдруг там тентаклей прибавилось?

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)