DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

КУКЛОВОД

Нескучные архивы детектива-чародея

Увы, как ни печально, но не всем художественным вселенным суждено встать в один ряд с такими колоссами как «Звездные Войны» или «Властелин Колец». Кто-то вполне довольствуется нишей культового, малоизвестного продукта. К таким и относится «Досье Дрездена» за авторством Джима Батчера. Слышали? Пожалуй, лишь немногие. Между тем, помимо серии успешных книг, этот цикл обзавелся кучей красочных комиксов, настольной игрой в жанре RPG и ТВ-сериалом. У него есть тысячи фанатов по всему миру, всех возрастов, которые с нетерпением ждут новых приключений развязного чародея и детектива по имени Гарри Дрезден. Так в чем же его феномен? Давайте попробуем разобраться...

Начиная рассказ о Гарри Дрездене, лучше всего обратиться к его создателю — Джиму Батчеру. По его словам, интерес к фантастике писателю привили старшие сестры (их у него две), которые подарили школьнику трилогию Толкиена «Властелин колец» и сборник «Приключения Хана Соло» из серии «Звездные войны». Джим тогда сильно болел и коротал время за чтением книг. Но именно эти произведения побудили его впоследствии взяться за написание собственных сюжетов. Вот как о тех временах вспоминает сам Джим Батчер:

«Помню, как я был расстроен из-за того, что не мог найти «идеальной истории» — ну, вы знаете о чем я говорю. Такая история абсолютно правдива, заставляет вас смеяться и плакать и, когда все страницы прочитаны, оставляет в душе чувство удовлетворения. Конечно, я понимаю, что для каждого из нас есть собственная «идеальная история», но попытки найти свою привели меня к тому, что я написал первый роман, когда мне было девятнадцать. Он не был идеальным. Фактически, он был ужасен. Но я, не сдаваясь, записался на писательские курсы в университете и попытался превратить в «идеальную историю» свой второй роман. Опять не вышло. На самом деле, он был даже хуже. Затем был третий. Четвертый, по крайней мере, оказался чуть получше, но все еще недостаточно хорош, намного хуже «идеальной истории». В пятом романе я собрал, думаю, все, чему когда-либо учил меня преподаватель. Книга называлась «The Dresden Chronicles, Book One: Semiautomagic». После нескольких этапов правки она превратилась в «The Dresden Files, Book One: Storm Front»... И для протокола: я так и не написал еще своей «идеальной истории». Но, может быть, ею станет следующий роман. Или тот, что после него, или тот, что будет за ним».

Роман «Гроза из преисподней» («Storm Front») знакомит читателя с приключениями частного детектива, а по совместительству еще и чародея, Гарри Дрездена. Роман с первых же строк окунает нас в действо, выдавая на-гора вереницу событий, и знакомит с персонажами, которых мы еще не раз встретим на протяжении цикла. Итак, Гарри Дрезден, слывя единственным чародеем-детективом в Чикаго, ко всему прочему, числится консультантом ОСР (спецотдел полиции, занимающийся разного рода паранормальными явлениями). Впрочем, не все одобряют его персону, как и не одобряют существование подобного отдела. Первое, с чем им суждено столкнуться — двое влюбленных обнаружены в постели с вырванными сердцами. Гарри подозревает, что это какой-то ритуал, и действие его направлено на кого-то конкретного. Попутно Гарри начинает розыск пропавшего человека и с удивлением обнаруживает, что оба дела тесно связаны друг с другом. А тем временем жуткий убийца посылает по следу настырного детектива ужасного демона, отродье иных, чуждых человеку миров. И каждое его появление сопровождается грозой, словно пришедшей из глубин преисподней. Как же из этой истории выпутается наш герой? Об этом вам поведает увлекательный роман «Гроза из преисподней».

Этот роман, несмотря на то, что открывает серию о Гарри Дрездене, нельзя назвать примечательным. Скорее он похож на набросок, робкий штрих в намечающемся увлекательном цикле. Создается впечатление, что книга была написана не первой, и потому так скомканы рассказы о прошлом, которые, по идее, должны помочь вникнуть в происходящее, на деле же еще больше запутывают. Для ознакомления вполне сойдет, но, чтобы проникнуться истинной атмосферой цикла, стоит прочитать хотя бы книги четыре, а то и пять.

Чем примечателен роман — нас знакомят с большинством ключевых героев. Во-первых — сам Гарри Дрезден, тип разбитного персонажа, так любимого американцами. Тот, кто все делает спустя рукава, но всегда добивается победы. Он, как персонаж исключительно положительный, не может пройти мимо попавшего в беду, отчего влипает в серьезные проблемы.

Детектив Карен Мерфи — наравне с Дрезденом появляется во всех книгах. Она — типичный «крутой герой», описанный, разве что, с долей легкой иронии. В ней собраны черты характера, взятые от каждого героя боевиков и помещенные в тело женщины.

И не стоит забывать про такого героя как «Боб». Боб играет роль эдакого персонажа-весельчака. Он забавный, шумный, пошлый... и еще — он дух, запертый в старом черепе. Боб — своего рода «ответ на все вопросы», к которому обращается Гарри, если не в силах справиться сам.

Не менее колоритен в этой плеяде джентльмен Джон Марконе. Он представляет собой типичного «киношного» мафиози и является теневым правителем Чикаго. Гарри ненавидит его, и автор всеми силами пытается это нам внушить, хотя получается довольно слабо. Джон Марконе предстает в романе скорее как положительно-нейтральный персонаж. Не удалось автору заставить ненавидеть его или хотя бы относиться с омерзением, как это делает сам чародей. Позже и вовсе мы будем наблюдать, как Марконе полетит на выручку Дрездену в надежде заполучить артефакт, способный спасти жизнь невинной девочке.

И наконец — чародей Морган. Он — исполнитель воли Верховного Совета, его карающая длань. Когда-то давно, будучи еще ребенком, Гарри вынужден был убить своего учителя Джастина. И хоть это признали самозащитой, за Дрезденом постоянно ведет наблюдение Морган. Он ждет, когда же Дрезден оступится, и тогда он приведет приговор в действие.

Условно все опубликованные на данный момент романы можно разделить на две части. Первая охватывает романы от «Грозы из преисподней» до «Перемен» включительно. Здесь основная сюжетная линия повествует о войне Белого Совета, состоящего из чародеев, и Красной Коллегии — вампиров в классической своей ипостаси. И причиной этой войны станет не кто иной, как наш обожаемый Гарри.

Попутно мы будем наблюдать за развитием отношений между Дрезденом и репортером Лорой. Также ему суждено будет столкнуться с давним заклятым врагом, случайно отыскать брата и даже покататься на скелете тираннозавра. Уж поверьте — скучать не придется. Нас также познакомят с одним из главных антагонистов всего цикла — Никодимусом Архлеоне. Один из самых одиозных и колоритных персонажей. Он — предводитель ордена демонов, которые заключены в древние монеты. Никодимус, как и его приспешники, будут периодически появляется в нескольких романах и ставить палки в колеса нашему герою по ходу его приключений.

А уж приключения на его долю выпадут неслабые! В романе «Луна светит безумцам» ему предстоит столкнуться с очень опасной разновидностью оборотней, даже не подозревая, что люди, скрывающиеся под этими шкурами, еще опаснее. В «Обряде на крови» его наймет старый приятель Томас из Белой Коллегии вампиров в роли телохранителя на съемках порнофильма! А впереди еще схватка с чернокнижником, решившим в ночь на Хэллоуин открыть врата между живыми и мертвыми. Маньяк убивающий женщин, тех, кто склонен к дару магии, и вновь кое-кто из старых врагов. А дальше враги еще проворнее, еще опаснее. В итоге тугая пружина сюжета сожмется так, что у Гарри не останется иного выбора, кроме как обратиться к тем силам, тревожить которые лучше не стоило бы.

Отдельно хочется отметить описание Небывальщины — мира, где живут сказочные и прочие существа. В отличие от подобных романов, автор не спешит нас допускать в этот мир, довольствуясь лишь обрывочными описаниями. Но те, кто дождется того момента, когда Гарри окунется в Небывальщину, не будут разочарованы.

Романом «Перемены» завершается целая сюжетная эпоха во вселенной Дрездена. Десять лет авторского труда и дюжина книг. В каких-то сюжетных перипетиях автор ставит жирную точку, какие-то моменты так и остались не раскрытыми. Но монументальность данного творения неоспорима. Здесь многое получило логичную развязку, а сам Гарри одним махом поставил точку в кровопролитной войне с вампирами. Бесспорно, «Перемены» — один из самых удачных романов серии, который читается на одном дыхании, а кульминация будет столь драматичной, что, перевернув страницу, некоторым понадобится пара минут, чтобы прийти в себя.

Но, как бы ни был хорош финал, а фанаты потребовали продолжения. Слишком многое осталось недосказанным. И Гарри возвращается в новом образе и в новой сюжетной линии. Это — «История призрака». Книга открывается вступлением автора, который предупреждает, что роман давался ему тяжело, и он заранее извиняется, если не оправдает надежд читателей. Признаться, многих эта книга удивит. Ведь привычный чародей Дрезден предстает перед нами в роли... призрака. Он лишен всех своих сил, так как его оболочка не телесна, и он может общаться только с ограниченным кругом лиц. Вспомните старый шедевр «Привидение» с Патриком Суэйзи, и вы поймете аналогию. Многие моменты из этого фильма удачно спародированы. Так вот, чтобы вернуться в мир живых и расследовать собственную гибель, наш герой возвращается в Чикаго. Но Чикаго уже не тот. Оказалось, что нишу, опустевшую после распада Красной Коллегии, пытается заполнить всевозможная нечисть. На улицах некогда спокойного города развязывается настоящая война. Только теперь, за время отсутствия Гарри Дрездена, люди начинают проигрывать. Попутно Гарри выясняет, что в рядах Белого Совета завелось общество предателей, мечтающих захватить власть, а так как сам Совет был создан для защиты от иных существ, никто не знает, чем подобный переворот может закончиться.

Жаль, но истории об отвязном чародее Гарри Дрездене не снискали славы, подобной циклу о его тезке с волшебной палочкой или не так давно нашумевшей «Песни Льда и Пламени». Кто-то справедливо заметит, что романы не отличаются новаторством, и все ходы уже давно опробованы другими авторами. И это будет справедливо. Романы цикла неоднозначны. Если первые представляли из себя коктейль из нуара, городского фэнтези и крутого детектива, то дальше автор вводит больше действия и динамики. Каждый роман наполнен легким, порою черным юмором, изобилирует отсылками к поп-культуре и некоторыми пародийными моментами. Да и сами герои непривычно смертны. И это оправданно. Порой Гарри и его товарищи попадают в такие переплеты, когда без жертв не обойтись. Этим автор разрывает шаблон бессмертных героев. Чем опаснее и тяжелее приключение, тем меньше героев добираются до финала живыми. Такие моменты не проходят даром. Из веселого, развязного парня он превращается в более мрачного персонажа, замкнутого в себе, но не перестающего верить в добро и постоянно спешащего на помощь.

К слову, о взрослении персонажей. Те, кто читали книги последовательно, обратили внимание, что автор заимствовал литературный прием, который в свое время использовала Агата Кристи в серии книг о Томми и Таппенсе Бересфордах. Гарри Дрезден и все персонажи цикла стареют вместе с реальным миром. Так, между событиями романа «Могила в подарок» и «Барабаны зомби» проходит четыре года. Дочь Майкла, товарища Гарри по оружию, а по совместительству — и носителя мифического меча, вырастает из невинного подростка во вполне самостоятельную девушку. Позже она даже наберется опыта и примет роль сначала ученицы Дрездена, а затем — одной из зимних фей.

Напоследок хочется сказать: возможно, «Досье Дрездена» — не образцовый цикл, некоторым он и вовсе может показаться излишне объемным или затянутым. Сколько людей, столько и мнений. Но пропустить его — значит лишить себя пары часов настоящего, темного, где-то картонного и наивного, но зрелищного повествования. Не всем суждено разделить лавры канонических художественных вселенных, но такие книги как «Досье Дрездена» порой составляют им нешуточную конкуренцию.

Гарри Дрезден на экране.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)