DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Нет, он не Декстер, он другой, ещё неведомый избранник...

Метод (1 сезон)

Россия, 2015—2016

Жанр: триллер, детектив, криминал, драма

Режиссер: Юрий Быков

Сценарий: Олег Маловичко, Дмитрий Иванов

В ролях: Константин Хабенский, Паулина Андреева, Алексей Серебряков, Александр Цекало, Виталий Кищенко, Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников

Похожие фильмы:

Героиня сериала, выпускница юрфака Есеня Стеклова, одержима тайной смерти своей матери, погибшей от рук маньяка. На выпускном Есеня становится свидетельницей жестокого убийства одноклассницы и мгновенного раскрытия дела таинственным майором Меглиным. У Родиона Меглина имеется собственный метод поимки серийных убийц и маньяков, позволяющий раскрывать более 80 % дел. И впечатлительная юная Есеня желает попасть к легендарному следователю на стажировку. Меглин неожиданно соглашается. День за днем, дело за делом он погружает Есеню в мир «наших» — маньяков и серийных убийц. Таких же психов, как сам Меглин и… возможно, Есеня.

Нет, он не Декстер, он другой, ещё неведомый избранник. Как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой, да. Слухи о русском «Декстере» ходили задолго до выхода сериала «Метод». Ценители жанра ждали, затаив дыхание. Диванные эксперты пророчили ленте громкий провал. Фанаты Хабенского морально готовились к непривычному амплуа любимого актёра. Создатели сериала решили смотреть на вещи шире. Зачем ориентироваться на один популярный сериал? Это неизбежно приведёт к прямым сравнениям, которые, почти наверняка, будут не в пользу копии. Не лучше ли взять самые удачные сериальные находки за последнее время, смешать, взболтать и добавить капельку «Магги»? При такой, размазанной по всей картине, подаче, заимствования не будут так бросаться в глаза.

Главный герой харизматичный маньяк, обуздавший свою природу за счёт убийства себе подобных — здравствуйте, Декстер Морган! Ему бы ещё какую-нибудь болячку, для большего сочувствия со стороны зрительской аудитории… Кто сказал «Викодин»? А, добро пожаловать, доктор Хаус! Не забудьте свой фирменный цинизм и подчеркнуто мудацкое отношение к людям. Всесильный антагонист, опережающий героя на два, а то и на три шага. Мориарти, и вы здесь? Проходите, проходите! Для конспирации будем звать вас «Ты меня не поймаешь». Длинновато, но зато загадочно. Обильно присыплем это дело нуаром из «Настоящего детектива» и кушать подано!

Наверняка более искушенный сериаломан найдет отсылки и к другим популярным франшизам. Перечисленные выше лежат на самой поверхности. А что же вне этих узнаваемых маркеров? Есть ли у «Метода» хоть что-то своё? Стоит ли тратить время на знакомство с майором Меглиным или лучше пересмотреть первый сезон «Ганнибала»?

Начнём с того, что у «Метода» есть стиль. Свой собственный стиль, что уже крайне нехарактерно для отечественных сериалов. Много ли наших лент могут похвастаться качественным опенингом, не слизанным с западных аналогов или запоминающимся саундтреком? Музыку за авторством молодого композитора RyanOtter стоит выделить отдельно — тот редкий случай, когда все композиции, и динамичные, и лирические, подобраны удачно, со вкусом и любовью. Чёрт, да у сериала в кои-то веки имеется неплохой постер!

Копнём глубже. Как часто актеры в российских сериалах играют убедительнее, чем мебель? Нет, конечно, в «Методе» есть глыбища в лице Хабенского. Он тащит сериал, как, скажем, Охлобыстин в «Интернах» или Нагиев в «Физруке», но делает это не столь явно. Мизантроп, маргинал, харизматичный негодяй, вечно молодой и вечно пьяный, Хабенский здесь напоминает лидера группировки «Ленинград» Сергея Шнурова, не только поведением, но и внешне. Львиная доля обаяния «Метода» создаётся именно этим образом. По части актёров второго плана к «Методу» претензии есть, но тут всё понятно, бюджет не резиновый. Невозможно набрать Хабенских на все роли. Но ведь помимо майора Меглина убедительно смотрятся и жаждущая справедливости Есеня, и её отец, советник юстиции Андрей Стеклов, и колоритные маньяки, среди которых особняком стоит Стрелок, ответственный за напряжение трёх финальных серий сезона. Значит, есть они — неплохие сериальные актеры?!

Картинка у «Метода» своеобразная. Большинство локаций нарочито совковые, обшарпанные, загаженные и полуразрушенные. И всё это на фоне дорогих московских ресторанов, дизайнерских лофтов, и роскоши столичной жизни. Этот контраст настолько ярок и подпихивается так назойливо, что в него вскоре перестаёшь верить и лишь вспоминаешь старую мудрость о свинье и грязи. Тем не менее даже в этой показной убогости есть некая логика, набрасывающая сериалу дополнительные очки. Смотрите, в каких условиях растут будущие маньяки! Да и то верно, может ли вырасти нечто нормальное на таком-то грунте?

Чего сериалу отчетливо не хватает, так это проработанного производственного момента. Пресловутый метод Меглина рассчитан на погружение в разум убийцы: чтобы поймать маньяка, нужен другой маньяк, знаем, проходили. Вокруг этого погружения вьётся основной сюжет — стажировка Есени Стекловой, её становление как профессионала, и в этом ключе всё более чем оправдано. Но когда из серии в серию герои раскрывают дела, посидев на кровати жертвы или проанализировав направление взгляда на фотографии, поневоле задумаешься, а на кой черт вообще нужны полицейские и криминалисты? Оно понятно, в реальной жизни большинство преступлений раскрывают именно такими вот незатейливым способом. Но мы же с вами в кино, в конце концов! Хочется не штучек в духе лейтенанта Коломбо, а увидеть реальную следовательскую работу, посмаковать интригу, поугадывать. В этом плане две центральных ветки — противостояние с «Ты меня не поймаешь» и поиск убийцы матери Есени — начисто глушат обрамляющие истории, хотя, например, серия с солистом оперного театра Михаэлем Птахой вполне бы потянула на самостоятельный сезон. «Настоящий детектив», например, вытянул. Но пока нет более-менее внятного понимания центральных сюжетных линий, втянуться в сериал не очень легко. Первую серию так нужно просто пережить, несмотря на обаятельнейшего маньяка в исполнении Цекало, отыгравшего до обидного мало. Дальше зрителю будет проще. Зрителю — проще, а героям — сложнее. Герои побредут от первой серии к последней, путаясь в старых загадках, собственных фобиях и личных взаимоотношениях. Съёмочная группа не знает пощады ни к главным героям, ни к взрослым, ни к детям. К финалу же от происходящего на экране попросту невозможно оторваться. Создатели сериала сделали настолько шикарный ход, что перебить его чем-либо в последующих сезонах будет ой как не просто!

Ход действительно крайний, но в «Методе» вообще много крайностей. Почти все представители Власти и Закона — тупы и нерасторопны, практически все маньяки — несчастны и заслуживают сострадания. Меглин всесилен. Есеня — обворожительна. Города — запущены. Разруха — тотальна. Попробуем и мы обойтись крайностями: минимумом и максимумом. Как минимум «Метод» — российский сериал, от которого не возникает желание сунуть включенный миксер в глазницы. Как максимум — огромный шаг вперед для отечественной индустрии жанровых телефильмов. И хотелось бы, чтобы ниже этого уровня планка уже не опускалась. Хотя, кажется, что истина, как всегда, где-то посередине.

 

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)