DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Неубедительное Зло

Крепость / The Keep

Великобритания, 1983

Жанр: мистический триллер

Режиссер: Майкл Манн

Сценарий: Майкл Манн

В ролях: Скотт Гленн, Юрген Прохнов, Гэбриел Бирн, Иэн МакКеллен

Похожие фильмы:

  • «Лабиринт Фавна»

Майкл Манн — режиссер-легенда, заслуживающий титул классика за одну лишь культовую работу, неповторимую криминальную драму «Схватка» 1995 года. И до, и после этого выдающегося фильма у Манна были картины разного уровня, но практически все они отличались высокой художественностью в симбиозе с захватывающей остросюжетной историей. Но особняком в творчестве Майкла, как по качеству, так и по стилю стоит военно-мистический триллер «Крепость» — экранизация одноименного фантастического романа Ф. Пола Вилсона, действие которого происходит во время Второй мировой войны.

История начинается с того, что небольшой отряд гитлеровских солдат прибывает в румынскую деревню, чтобы занять стратегически важную позицию в местной старой крепости. Зная творчество Майкла Манна, уже с первых кадров чувствуешь, что это его кино с характерными арт-хаусными элементами. Колонна военной техники движется под тревожно-напряженный саундтрек в таинственный пункт назначения, и крупным планом предстает суровое лицо командира подразделения капитана Верманна в исполнении Юргена Прохнова. Открывающая сцена задает тон всему последующему повествованию, и кажется, что нас ждет умное и страшное кино, но на деле оказывается, что прологовый эпизод — чуть ли не единственное художественное достоинство «Крепости». К сожалению, качество картины будет снижаться прямо пропорционально прошедшему с начала просмотра времени.

Ощутимым началом разочарования становится хоррор-сцена первого столкновения военных со сверхъестественным Злом, когда двое часовых выламывают серебряный крест из стены замка, желая добраться до несметных сокровищ. Гибель горе-воров снята настолько сумбурно и искусственно с позиции визуальных эффектов, что даже со скидкой на начало 1980-х воспринимается как откровенная техническая халтура. В момент просмотра хочется думать, что неудачным получился только этот эпизод, и то случайно, а уж дальше-то в плане визуала все будет хорошо, но вопреки надеждам вскоре выясняется, что практически все спецэффекты в картине такого же низкопробного уровня. И речь здесь именно о некачественно проделанной работе, а не об уровне развития кинематографа в целом на период съемок. До «Крепости» в жанре фантастического хоррора уже были созданы такие ленты, как «Нечто» Джона Карпентера, «Чужой» Ридли Скотта, «Видеодром» Дэвида Кроненберга, «Полтергейст» Тоуба Хупера, подтверждающие технические возможности создания мощного и реалистичного видеоряда, но в творческой группе Манна работали откровенно слабые творцы визуальных иллюзий, и их огрехи не смог скрасить даже первоклассный оператор Алекс Томсон, номинант на «Оскар» за «Экскалибур» 1981 года. Честно говоря, и сам Манн, похоже, плохо представлял себе, как нужно добиваться нужных зрелищных эффектов, чтобы произвести впечатление на зрителей, либо же ошибочно посчитал, что сюжет и игра актеров перекроют очевидные визуальные недостатки.

К сожалению, рассказываемая история не обладает настоящей увлекательностью и драматической силой, так как не выдерживает баланса между сказкой о страшном демоне и антивоенной драмой, когда в фэнтезийные события пытаются вложить серьезный смысл. Герои много говорят об ужасах войны, и само мистическое Зло становится некой метафорой событий Второй мировой, но в то же время наивно поданное и по-детски снятое насилие (за исключением эпизода расстрела эсесовцами мирных жителей) бескомпромиссно убивает серьезность происходящего на экране. При сильном актерском составе (Скотт Гленн, Юрген Прохнов, Гэбриел Бирн, Иэн МакКеллен), никто из исполнителей не вытягивает картину даже на средний уровень, именно из-за слабости и сумбурности драматургии. Заваливая историю в целом, режиссер пытается набрать баллов за счет по-своему красивых, но абсолютно ненужных фильму сцен, как, например, эстетически снятый половой акт между героями Скотта Гленна и Альберты Уотсон. Их романтически-сексуальная связь просто притянута за уши и не дает истории ровным счетом ничего. Ну и «трагический» финал, также призванный поднять фильм на высокохудожественный уровень, вызывает лишь недоумение и окончательное разочарование от этой странной ленты, не ставшей в итоге ни хорошей драмой, ни интересным мистическим триллером. Спустя двадцать три года другой выдающийся режиссер Гильермо дель Торо снимет действительно образцово-показательный фильм в данном непростом жанре военного-драматического хоррор-фэнтези, который будет носить название «Лабиринт Фавна», ну а у Манна сей киноэксперимент стоит считать откроенной творческой неудачей.

Комментариев: 9 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 14-03-2014 22:35

    Что-то многовато указано недостатков, пожалуй, пройду мимо.

    Учитываю...
  • 2 Caspian 23-02-2014 18:26

    Справедливости ради, отмечу, что фильм сугубо на любителя. Я пройду его стороной. За рецензию отдельное спасибо.

    Учитываю...
  • 3 Василий Рузаков 20-02-2014 22:35

    Ммм... Да, наверное, не прав. Просто именно этот фильм дель Торо у меня особенно жгучую неприязнь вызвал, каюсь. И именно его обычно превозносят. Всегда считал, что у него хорошо получаются коммерческие фильмы, а вот так называемые авторские - мрак какой-то... Впрочем, "Рубеж" тоже был неоднозначен. smile)) Ладно, прошу прощения за офф-топ.

    Учитываю...
    • 4 Pickman 20-02-2014 22:56

      Я к дель Торо отношусь с почтением, но это действительно оффтоп) А "Заставу" только читал, фильма не смотрел.

      Учитываю...
  • 5 Василий Рузаков 20-02-2014 21:29

    Надо будет посмотреть фильм. Но большая часть перечисленных недостатков, похоже, перекочевала из книги. И да - дель Торо со всякими там "Лабиринтами козла" - сильно переоценен, на мой взгляд.

    Учитываю...
    • 6 Pickman 20-02-2014 21:49

      Ну вот зачем название коверкать? Понятно, конечно, что вкусы у всех разные, но можно и без таких приемов.

      Учитываю...
  • 7 Satampra 20-02-2014 13:54

    я гурман, особенно когда хочу кушать.

    Учитываю...
  • 8 Satampra 20-02-2014 01:41

    Мне понравилось, хорошее кино не то что отбросы от дель Торо.

    Учитываю...
    • 9 happy_book_year 20-02-2014 02:00

      Интересно, вы просто кушать хотите или действительно из тех гурманов, что в сортах разбираются?

      Учитываю...