Ночные гости / Tyyнгнгy Ыалдьыттар

Россия, 2010

Жанр: ужасы, мистика

Режиссер: Юрий Харбанов

Сценарий: Юрий Харбанов

В ролях: Анатолий Товаров, Лидия Заморщикова, Анатолий Спиридонов, Рая Острельдина, Василий Парников

Фильм повествует о человеке, который только что приехал работать в одну из деревень охранником в старом клубе. Там он встречает работников клуба, и они поочередно начинают рассказывать ему страшные истории.

Человеку свойственно не верить странным рассказам. Он противоречит всему, высказывая свои доводы, доказательства. Но он не прав. Потому что все рассказанное имеет свои корни правды, реальности и уходит вглубь прошедших времен, которые нельзя вернуть.

Ночные гости

Есть мнение, что в словах приветствия того или иного народа в определенной мере отражаются его традиции и особенности менталитета. Возможно это так. Немцы при встрече желают «хорошего дня», американцы и англичане интересуются «как дела?», китайская вежливость требует осведомиться у собеседника «ели ли вы сегодня?». Традиционное якутское приветствие – «кэпсэ» на русский может быть переведено, как приглашение к разговору - «рассказывай». Это не случайно. Якутия наверно и сегодня одна из наименее населенных частей России. На площади в три миллиона квадратных километров проживает менее одного миллиона человек. В прежние времена путь от одного жилища до другого занимал несколько дней по безлюдной тайге. Потому и встречали в якутской семье путника радушным возгласом - «Рассказывай!» и собравшись у камелька жадно слушали его повествование о пройденном и увиденном. Неслучайно, что в таких условиях сильно развились традиции устного народного творчества, воплотившиеся в якутском эпосе «Олонхо», признанном Юнеско одним из шедевров мирового культурного наследия человечества. Развился и такой жанр, который можно условно определить как «страшные истории». Рассказываются они, как правило, глубокой ночью, желательно в темноте. А если еще в старом доме со скрипящими половицами, то эффект от услышанного усиливается многократно. При этом непременно упоминают, что все рассказанное случилось на самом деле.

Возможно с традициями подобных историй и связано то развитие, которое получили в Якутии фильмы о ужасном и загадочном. За последние пять лет, количество кинокартин затрагивающих мистические темы, выпущенных в Якутске, составило не один десяток. К сожалению, большая часть данных малобюджетных вещей по качеству своего исполнения не заслуживает даже критики, а те, что сняты на приемлемом уровне, остаются известны лишь республиканской публике и почти не мелькали на российском экране. Исключением можно считать картину Анатолия Сергеева «Тропа смерти», засветившуюся на российских фестивалях и выпущенную на DVD. Несмотря на определенный коммерческий успех, фильм Сергеева по ряду моментов сходный с такими картинами как «Ведьма из Блэр», «Проклятие», «Темные воды» обругали на местных интернет форумах, однако тут же вслед за ним появилось несколько картин перепевающих «Тропу», но значительно уступающих ей в качестве. В этих фильмах тоже обыгрывалась тема шаманских проклятий воплощающихся в зловещих длинноволосых девушках.

Фильм Юрия Харбанова подобным подражательством не страдает. А качество, как картинки, так и актерской игры, на вполне приемлемом уровне. Разумеется, до голливудских спецэффектов создателям фильма далеко, но это возможно и к лучшему. Ощущение ужаса создается не литрами бутафорской крови и резиновыми монстрами, а атмосферным интерьером, звуком, сочетанием света и тени, актерской игрой и умело построенным сюжетом. История цепляет, берет за живое. Она постепенно разворачивается, затягивает зрителя в кошмар и не отпускает до самого финала, который оказывается достаточно неожиданным. Картина, естественно, не лишена отдельных мелких недостатков, но и они не портят общего впечатления и не мешают восприятию истории. Режиссеру удалось создать не просто очередной «киноужастик», а скорее напряженную психологическую драму. При этом в фильме нашлось место и собственно ужасам. Тут и зловещие письмена предсказывающие смерть, и дух пожиратель детей, и неуспокоенные души людей оставшихся без погребения, и вполне реальные убийцы из плоти и крови.

Фильм строится по правилам «устных страшилок». Главный герой картины приезжает в деревню работать охранником в сельском клубе. Местные жители рассказывают ему, что старое здание пользуется дурной славой. По слухам, там собираются заблудшие души людей, умерших неестественной смертью, застрявшие между миром живых и царством мертвых. Охранник, по обыкновению, не верит в эти сказки и открыто смеется над древними суевериями. Однажды, когда в клубе гаснет свет, припозднившиеся работники собираются за столом и начинают рассказывать новичку страшные истории. Неровное пламя одинокой свечи на столе отбрасывает расплывчатые тени, и рассказываемые истории уже не кажутся глупыми сказочками для детей. Тьма обступает рассказчиков и то неведомое, что таится в ней, оказывается совсем рядом.

Зло таится повсюду. Сельский дом, городская квартира, заброшенный хлев - нигде нельзя чувствовать себя в безопасности и сельский клуб не является исключением. Конечно, крепкая дверь надежно заперта, но есть такие ночные гости, от которых не спасают ни стены, ни двери, ни запоры.

Собравшиеся в клубе девушка, мужчина и старуха рассказывают охраннику три свои истории. Он относится к их словам скептически. Однако, как часто бывает в фильмах подобного жанра, самое страшное оказывается еще впереди...

Зло действительно таится повсюду и прежде всего внутри нас самих...

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх