DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Ничего нет прекраснее смерти…

На всякий случай: в заголовок статьи вынесена цитата из Сергея Калугина, и я его убеждения не разделяю. Да и разговор, в общем-то, пойдет не о его безусловно выдающемся творчестве, а о совсем других материях.

Вопрос на засыпку - какие музыканты чаще всего поют про кровь, кишки, мясо и прочие неаппетитные подробности человеческой жизни и смерти? Правильный ответ – исполнители экстремального металла, в особенности дэта и грайндкора – двух стилей, о которых мы сегодня и поговорим. Понять, кто из них появился раньше (и чем они вообще отличаются) – задачка не менее головоломная, чем загадка курицы и яйца. Но, судя по всему, дэт сформировался все-таки раньше.

Кто есть что и откуда пошло

В упрощенном виде говоря, пресловутый дэт (death metal) – это самое тяжелое из течений металла. В отцах этого стиля однозначно ходит трэш металл и, в особенности, группа "Slayer". Стало быть, это музыка быстрая, жесткая, грубая. Впрочем, дэт был еще грубее – за счет перестроенной гитары: струны настраивались на несколько тонов ниже нормы. Насколько именно – зависело от конкретной группы. Разумеется, обильно использовался гитарный дисторшн и, самое главное, специфическая манера пения под названием «гроулинг»: низкий, хриплый рев, напоминающий звериное рычание. В дэте, кстати, было принято, чтобы вокалист пел сам, без использования голосовых примочек. В пионерах стиля однозначно числится группа "Death" (даже название стиля, скорее всего, дано в честь этой группы), возникло направление в середине восьмидесятых годов прошлого века. Со временем дэтовые композиции стали техничнее и навороченнее, появилось множество подстилей, вплоть до мелодичного дэта.

Грайндкор возник, как считается, во второй половине восьмидесятых, всего на несколько лет позднее дэта. Вопреки распространенному заблуждению, грайдкор в чистом виде никакого отношение к металлу не имеет: это чисто панковский стиль. Достаточно вслушаться в ритмику раннего грайнда и вы поймете, что это доведенный до абсурда грайндкор. Другой разговор, что позднее его активно смешивали с дэтом и разграничить эти понятия в случае некоторых групп непросто. Помимо ритмики отличие кроется еще и в вокале: здесь приветствуется и часто употребляется не только низкий рык, но и визг на довольно высоких тонах, а так же значительное разнообразие прочих звуков - от хрюканья до имитации рвоты. Зачастую в песнях чередуется два вокала: низкий рык и истеричное визжание. Могут они использоваться и дуэтом. В отличие от дэта здесь вполне допустимо и использование искажающих голос примочек. При этом голос может просто понижаться на октаву – другую, а может искажаться и необычнее: к примеру, к партии вокала добавляется этакое бульканье.

Ну а теперь нам пора заканчивать с вводной частью и поговорить о главном: о крови, мясе и кишках.…

Impetigo: трубадуры культовых ужастиков

Ранний дэт металл иногда эксплуатировал тематику фильмов ужасов, но делал это от случая к случаю, и как-то без огонька. Насколько я могу судить, особо распоясались группы к концу 80-х годов, когда дэт начали активно скрещивать с грайндкором. И особого изуверства, как звукового, так и тематического как раз и добились три группы, работавшие на стыке этих жанров: "Carcass", "Impetigo", "Cannibal Corpse". Тогда шло своего рода негласное соревнование: какой новый альбом огребет максимальное количество проблем с цензурой. И в этом отношении наши герои тоже были впереди планеты всей. По неофициальным данным победили все-таки Impetigo – их дебютный альбом якобы был удостоен запрещения в 40 с чем-то странах.

В общем-то, было за что. Основным источником вдохновения для группы стали фильмы ужасов 70-80-х годов, причем в их наиболее отмороженной, андеграундной форме. Это отражалось на обложках с изображением зомби и людоедов, в названиях песен и альбомов, в текстах: полные чернейшего юмора, они могли вогнать непосвященного в культурный шок. Вчитайтесь в их дискографию - многие названия прямо заимствованы у фильмов ужасов: «Ужас зомби», "Buio Omega", "Wizard of gore", "Ultimo Mondo Cannibale". Многие композиции открывались вступлениями, позаимствованными из подобных фильмов – и временами довольно длинными вступлениями. Лирика часто тоже эксплуатирует подобную тематику, но делает это довольно глумливо. Вот для образца песня «Поймай их и убей их»:

Зловоние смерти, черви, жрущие плоть

Злые огни, я последний оставшийся в живых.

Пойманный в этой клетке, запертый с крысами

Как долго это может продолжаться?

Каннибалы танцуют и копают мне могилу

Для меня надежды не осталось.

Впрочем, в случае этой группы весь смак таился не в обложках и текстах, а именно в музыке: не смотря на то, что большая часть песен группы исполняется в среднем темпе, им удавалось нагнать больше инфернальной жути, чем многим значительно более быстрым собратьям. Особенно хороша в этом смысле песня «Каннибальский балет», которая начинается со звуков каких-то ритуальных барабанов и песнопений (ни дать, ни взять африканские людоеды готовятся закусить), на них накладывается голос Стиво, ревущий что-то неразборчивое: по началу-то голос негромкий, почти речитативный, но постепенно он накаляется до нечеловеческих воплей, вызывающих инстинктивный ужас. Честное слово, в своем жанре большинство их записей – не стареющая классика, но для первого знакомства я бы все-таки рекомендовал второй альбом, "Horror of the zombies": более музыкальный, как мне кажется, насколько это возможно в рамках стиля.

Carcass: поэты с медицинским справочником

Без этих ребят никакой разговор о «мясной» тематике в современной музыке нельзя считать даже начавшимся. Группа официально была создана в 1986 году, первое демо они выпустили через год, а через два – первый полноценный альбом в классическом составе. Причем деятельность группы замедлилась на раннем этапе просто потому, что основатель проекта Билл Стир отвлекся на работу в другой легенде грайндкора – "Napalm Death". Вот у этих ребят тексты уже были значительно красочнее. Вот образец с альбома «Вонь гниения» (композиция «Извергнутый анальный тракт»):

Оральноеизвержение

Прямокишечное выворачивание ...

Твой желудок сжимается от приступов тошноты

Терзающих твоё тело в призывах к рвоте

Сильные судороги и распадающиеся ферменты

Охватывают твоё горло когда тебя рвёт

Кишечное волнение, твоя подвздошная кишка выворачивается наружу

Твоя двенадцатипёрстная кишка проталкивается ко рту

Твоя поджелудочная железа извергает несвежий зараженный гной

Вся твоя пищеварительная система теперь липкое месиво

Прямая кишка извергается в твою грудную клетку

Изрыгается твой анальный тракт

Ну и так далее. Надо отметить, что русский перевод не передает всего своеобразия их лирики: английский язык этой группы на очень большую часть состоит из медицинских терминов. Неразборчивый вокал - кстати, «пели» здесь почти все участники группы - довершает картину. Можно, конечно, и здесь найти признаки своего рода юмора, но я думаю, подоплека здесь немного в другом: мне видится не желание повеселить понимающую публику, как у Impetigo, а скорее оскорбить и шокировать – чисто панковское по своей сути. Довершало ситуацию оформление альбомов, для которого использовались, к примеру, коллажи из фотографий мертвых тел, отдельных разлагающихся органов и тому подобные «веселые» картинки. Скандалы на таможне группе были обеспечены – но продажи от этого только росли.

Если сравнивать две эти группы, то в глаза бросаются несколько обстоятельств. Во-первых, Impetigo предпочитают все-таки повествовать о различных вымышленных созданиях, шутливо пугая нас вещами, которые, как принято считать, в нашей с вами реальности не существуют. Carcass, напротив, вдохновлялись различными медицинскими пособиями и живописали отвратительные, но, в общем-то вполне представимые метаморфозы человеческого тела. К тому же музыка группы на ранних этапах творчества была чистым грайндом, не слишком техничным, да еще и записанным не слишком чисто. Справедливости ради отмечу, что поздний «Каркасс» ушел в практически чистый дэт и заиграл на редкость красивую по меркам стиля музыку. Впрочем, в золотой фонд экстремального металла, как правило, включают практически все их записи.

Cannibal corpse: перекошмарить кошмары

Судя по всему, эта группа изначально ставила своей целью быть настолько брутальной, насколько это вообще возможно и использовала в этих целях и музыку, и тексты, и оформление. В известном смысле их творчество можно описать как компромисс между Impetigo и Carcass: даже музыкально это был именно дэт, пусть и включающий в себя элементы грайндкора для большей внушительности. Причем, хотя непосвященному в это поверить сложно, но музыка группы с каждым альбомом развивалась, становясь все более техничной и злобной. Обложки оформлял художник комиксов Винс Лок и они живописали жизнь зомби, разложение человеческого тела и выглядели достаточно кошмарно, чтобы практически каждый новый альбом группы запрещали продавать с оригинальным оформлением. Тексты группы тоже были соответствующими:

Моё кровавое мясо развешено на крюках

Моя причуда – жрать каcтрированных

Растерзанные, разрозненные, проколотые, наполовину разжованные хрящи, разврат с мертвецами, струи зелёной заразы

Разрывание человеческих внутренностей

Растирание растерзанных гениталий, болтающихся на крюках

Из меня так и прёт непристойность

Смешивание разлагающихся тел, пропитанных кровью

Растерзанные кишки ожидают зашития

Разможженные тела

Как ни странно, но при подобной экстремальности своей позиции группа достигла определенного статуса, и не только в металлических кругах. В 2009 году их новый альбом дебютировал на 66 позиции в Billboard 200, за первую же неделю было продано около 10 тысяч копий. Дошло до того, что многие металхэды объявили группу едва ли не попсой… Но это они погорячились. Впрочем, по уровню известности они и правда превзошли большинство коллег по сцене вместе взятых: достаточно сказать, что один из кандидатов в президенты США во время предвыборной компании пообещал, что при нем этой группы не будет. С другой стороны, лицезреть музыкантов на сцене можно в фильме «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», там они исполняют свою знаменитую песню «Лицо размозженное кувалдой». Кстати, послушайте при случае одноименный миниальбом: на него вошла кавер-версия "Black Sabbath", исполненная в фирменном «каннибальском» стиле.

С точки зрения идеологии ребята близки, скорее, к Impetigo: они вдохновляются фильмами ужасов и все кошмары, о которых они поют, не имеют ничего общего с реальностью. Напротив, сами музыканты в интервью не устают подчеркивать, что не надо воспринимать их тексты всерьез и путать музыку или фильмы с реальностью.

Их наследие

Не смотря на то, что стилистика эта возникла лет тридцать пять назад, в строю остаются многие группы из тех, что начинали играть дэт и грайнд еще в ту пору. Да и количество новых групп, развивающих достижения предшественников или просто копирующих их, не уменьшается. Возникли своего рода национальные школы: скажем, американцы больше тяготеют к дэту или его гибридам с грайндом. Музыка многих из них родственна «Каннибалам»: "Mortician" (для них даже изобрели своего рода определение «зомби-дэт»), "Immolation", "Saffocation" и многие другие. Стоит обратить внимание и на японскую школу: ее представители крайне многочисленны: "GBN", "CSSO", "342", "DxIxE", "Unholy Grave", "Disgust", "BATHTUB SHITTER", "Fuck On the Beach", "Real Reggae", "Slight Slappers", "S.O.B.", "Assfort", "Carcass Grinder". В целом японские группы этих направлений делятся на две категории: либо убойная, доведенная до предела тяжесть – либо навороченная, временами близкая к джазу музыка, способная запросто взорвать мозг. При этом, что самое забавное, не теряющая ультимативной тяжести. Интересно, что не меньшего авторитета добилась и чешская грайндовая сцена: "Ahumado Granujo", "Carnal Diafragma", "Contrastic", "Destructive Explosion of Anal Garland", "Jig-Ai", "Malignant Tumour", "Negligent Collateral Collapse", "Pigsty", "Spasm"… Как правило, они ближе к традиционному грайндовому звучанию, но отличаются некоторой парадоксальной музыкальностью. Многие из них активно эксплуатируют кровавую тематику.

А главное, если вы только начинаете знакомиться с этой сферой музыкального искусства, не забывайте: не смотря на кровавые тексты и обложки, не смотря на музыку, от которой с непривычки уши в трубочку сворачиваются… Грайндкор – это весело.

Комментариев: 5 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Василий Рузаков 31-07-2011 20:00

    От классических металл стилей всякие коры отличаются сильной примесью панка, от которого, собственно, и произошли. С другой стороны различия между горграйндом и порнограйндом, насколько я понимаю, в основном, как раз тематические.

    Что касается Napalm, то сформировались они в 1982 и первые их демки - скорее панк, чем грайнд. В 1985 - да, записали Hatred Surge, еще через год - F.E.T.O. Это уже ближе к грайнду, но Carcass на тот момент уже существовали. Так что вопрос все-таки спорный, хотя Напалмы, в общем-то, заслуженней.

    Учитываю...
  • 2 AnnCoffin 30-07-2011 22:02

    Мне кажется, что основные различия в метал-стилях все-таки не тематические, а музыкальные, специфические ритмы, звук, тембр...поэтому было бы интересно посмотреть, к примеру, чем всяческие коры отличаются от классических метал-стилей. Все это крайне интересно. А в целом здорово, что кто-то пишет на эти темы, и статья получилась хорошая)

    Учитываю...
  • 3 Аноним 18-07-2011 19:39

    "Напалмы" сформировались на несколько лет раньше и к появлению "Каркасов" успели записать несколько очень мощных демок, определивших основные законы жанра и направивших все его дальнейшее развитие. А "мясная" тематика никогда не была основной в грайндкоре. Более того, грайндкор в основном имеет дело как раз с социальными и политическими темами. На "мясе" специализируется лишь один из поджанров - горграйнд, прародителями которого можно считать как раз "Carcass". Думаю, об этом в статье стоило упомянуть.

    Учитываю...
  • 4 Аноним 16-07-2011 12:06

    Говорить об истоках грайнда и отделаться всего парой слов о "Napalm Death" это по меньшей мере странно. Именно они сформировали жанр и вдохновили тех же "Carcass".

    Учитываю...
    • 5 Василий Рузаков 16-07-2011 22:45

      Napalm отродясь не интересовались "мясной" тематикой, поэтому я и не уделил им достаточного внимания. Что касается вопроса "кто на кого повлиял", то там не все так просто: начинали эти группы вместе, состав частично пересекался, так что, думаю, идеи витали в воздухе. Сложнее разобраться разве что в источниках вдохновения блэка. ;)

      Учитываю...