ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

Немой свидетель / Mute Witness

Россия, Великобритания, Германия, 1994

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Энтони Уоллер

Сценарий: Энтони Уоллер

В ролях: Марина Зудина, Фэй Рипли, Эван Ричардс, Олег Янковский, Сергей Карленков, Александр Пятков, Николай Пастухов, Игорь Волков

Похожие фильмы:

  • «Дипломная работа» (1996)
  • «Беспокойный свидетель» (1999)
  • «8 миллиметров» (1999)

Американка Билли Хьюз, немая девушка, мастер по специальному гриму, работает со съемочной группой в Москве. Однажды, вернувшись за забытой в студии вещью, она узнает, что в этой же студии подпольно снимают порнофильм, в котором актрису вдруг начинают бить, а потом убивают по-настоящему. Билли в ужасе пытается убежать, но ее замечают и бросаются в погоню. Девушке все же удается скрыться и даже рассказать милиции об убийстве, но трупа нигде нет, а оператор и актер утверждают, что это были просто съемки. Будто актриса уже давно вернулась домой, а Билли ошиблась, неправильно все поняла. В ее рассказ не верят, но… Теперь она опасный свидетель. И пока она жива, обещанных денег за фильм «кинодеятели» от заказчика не получат. И за свою жизнь ей придется бороться отчаянно, без всякой надежды на помощь.

В конце 80-х и начале 90-х интерес Запада к России, своеобразная «мода» на нее, порожденная перестройкой, были еще довольно сильны. Российский кинематограф тоже бурно переживал свою «перестройку». Многие российские актеры стали сниматься в совместных проектах в самых разных странах и жанрах, с разным успехом, чаще всего — без оного. Большая часть этих лент были откровенно низкопробными. Были среди них и фильмы редкого тогда в России жанра хоррора, в которых снимались известные российские актеры. Например, «Крысиные похороны» (1996) с Ольгой Кабо, «Маркиз де Сад» (1996) с Александром Белявским и Игорем Ясуловичем, «Коварный враг» (1997) с Валерием Николаевым и многие другие.

Иногда среди них попадались и вполне себе неплохие работы, и уж совсем внезапно — редкие жемчужины, которые еще надо было уметь выудить из огромного потока картин, шедших в то время кинотеатрах и видеосалонах. Возможно, именно этим объясняется то, что одна их таких жемчужин, фильм «Немой свидетель» Энтони Уоллера, выступившего тут одновременно в роли режиссера, сценариста и продюсера, особого успеха в прокате не снискал, хотя имел к этому все предпосылки и права. У него есть свои недостатки, не столь значительные, чтобы на них зацикливаться, есть определенная порция «клюквы» — а куда же без нее? Но все это с лихвой окупается лихо закрученным сюжетом, не отпускающим зрителя с начала и до самого финала, крепкой режиссурой, хорошей операторской работой и поистине фантастическими актерскими работами — в первую очередь, Марины Зудиной и Олега Янковского, хотя остальные актеры тоже справились со своими ролями очень достойно.

Игра Марины Зудиной, передающей эмоции своей героини с такой достоверностью, что зрителю кажется, будто он способен услышать ее беззвучный крик. Крик, искажающий гримасой неподдельного ужаса лицо, рвущийся наружу из широко открытого, судорожно зажимаемого руками рта. Ощутить внутри себя страх, переполняющий Билли, горящий в ее распахнутых глазах, обжечься им. Мастерски снятые сцены преследования в коридорах киностудии, в шахте лифта, заставляют нервы вытянуться в струну. Уровень саспенса нисколько не уступает по мастерству режиссуры и актерской игры самому Хичкоку. Как и сцены борьбы в квартире Билли, ее попытки позвонить сестре в гостиницу, в милицию. Да и сам почти фантастический финал, где остроты сюжету добавляют моменты с почти шпионским привкусом, с двойными, тройными агентами, заставляя этот самый сюжет превращаться в каскад лихих поворотов. Все это снято с соблюдением лучших традиций жанра, к тому же приправлено долей тонкого юмора. Олег Яковский, собранный, бесстрашный, решительный, с изрядным шармом аристократического благородства, как всегда великолепен. Именно прекрасный дуэт Зудиной и Янковского держит на себе фильм, как остов, на который нанизываются другие сюжетные линии и ходы.

Москва на экране предстает в ставшей уже узнаваемой и классической для кино криминальной атмосфере, принятой для изображения «лихих 90-х». С полным набором присущих этому штампов и типажей героев. В наличии имеется подпольная порноиндустрия, продажные, подставные и туповатые работники милиции, главари ОПГ и герой-одиночка, отважно борющийся со всем этим безобразием под глубоким прикрытием. Скучать зрителю будет просто некогда, а угадать повороты сюжета действительно непросто.

Очень колоритной получилась пара американцев, режиссера снимаемого триллера и его подруги и ассистентки, воплощенная на экране актерами Эваном Ричардсом и Фэй Рипли, соответственно. Именно на их долю приходится основной процент юмора, который, несмотря на общую напряженную атмосферу, время от времени разбавляет ее своим присутствием. И этим подчеркивая и усиливая ощущение ужаса происходящего, одновременно переводя некоторые моменты на уровень почти веселого абсурда. Как, например, образ решительного, но трусливого соседа снизу, с большим знаком Супермена на халате. Фэй Рипли, сыгравшая Карен Хьюз, сестру Билли и одновременно подругу режиссера Энди Кларка, решительна, импульсивна и неугомонна, когда считает, что ее сестре Билли грозит опасность. Движимая энергией любви к сестре и одновременно страха за нее, она постоянно тормошит Кларка, действует сразу и не раздумывая. Энди Кларк всецело поглощен своим фильмом, думает только о нем, мало отвлекаясь на то, что не связано с ним напрямую. Он плохо ориентируется в реалиях страны, в которой оказался, да и сама реальность для него мало значит в сравнении с его работой. У Эвана Ричардса получилась этакая разновидность гибрида творческой личности и недотепы, который плохо понимает, что творится вокруг, но, вовлеченный в водоворот событий, пытается вести себя, как крутой герой боевиков, и поступает достаточно комично в трагических обстоятельствах. Оба персонажа прописаны детально и сыграны убедительно.

У Энтони Уоллера получилось смешать в нужных пропорциях все необходимые для хорошего фильма и крепкого, увлекательного триллера составляющие, чтобы получить на выходе продукт очень высокого качества. Его можно смело советовать к просмотру любителям остросюжетного кино и ценителям хорошей актерской игры и сегодня, хотя с момента выхода «Немого свидетеля» прошло уже больше двадцати лет.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх