DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ктулху под прицелом монстрологов

Роющие землю / The Burrowers Beneath (сборник из двух романов)

Автор: Брайан Ламли

Состав: «Роющие землю» (The Burrowers Beneath) и «Путешествие Титуса Кроу» (The Transition of Titus Crow)

Издательство: в книге не указано

Город: Санкт-Петербург

Серия: Horror books

Год: 2012 г.

Похожие произведения:

  • Александр Лидин «Льды Ктулху» (цикл)
  • Герберт Уэллс «Машина времени» (роман)
  • Говард Лавкрафт «В поисках неведомого Кадата» (повесть)

«Я вообще с подозрением отношусь ко всяким потусторонним силам. Если кто-то хочет обратиться к истинным ценностям, то пусть лучше почитает Библию, Талмуд или Коран. Будет больше пользы».

В. Путин, отвечая на вопрос: «Как вы относитесь к пробуждению Ктулху?»

В 2004 году издательство «АСТ» выпустило небольшую книжечку: «Из глубины» за авторством Брайана Ламли. Там находился рассказ «Повелитель червей», в котором российский читатель впервые познакомился с неким Титусом Кроу, героем целого цикла произведений Ламли. Впоследствии знакомство было продолжено рассказом «Часы де Мариньи» из «азбучного» сборника «Мистика», составленного Стивеном Джонсом. Продолжения, увы, не последовало. И вот, наконец, в 2012 году стараниями энтузиастов тиражом всего в 30 экземпляров на свет появилась книга, в которую вошли первые два романа цикла: «Роющие землю» и «Путешествие Титуса Кроу», что, собственно, и дало повод для сегодняшнего разговора.

Итак, чем же интересен этот цикл? Да, в общем-то, тем, что даёт нам возможность окунуться во вселенную Мифов Ктулху, к которым неровно дышит большинство любителей хоррора. Интересно, что Ламли применяет не только обязательные атрибуты, использовавшиеся другими писателями в Мифах Ктулху, такие как: пантеон Богов, придуманных Лавкрафтом, и перечисление оккультных книг, начиная с «Некрономикона», но и вводит своего собственного персонажа, имеющего самое непосредственное отношение к первоисточнику. Этим персонажем оказывается Анри Лоран де Мариньи, сын того самого Этьена Лорана де Мариньи, который был душеприказчиком и издателем Рэндольфа Картера, героем нескольких известных произведений Лавкрафта.

Этьен Лоран де Мариньи впервые упоминается в рассказе «Врата серебряного ключа», написанного Лавкрафтом в 1933 году в соавторстве с Хоффманом Прайсом. Здесь же появляются и «странные часы в форме гроба с исписанным непонятными иероглифами циферблатом и четырьмя стрелками, двигавшимися не в такт с любыми исчислявшими время системами нашей планеты». Этим часам предстоит сыграть важную роль в цикле о Титусе Кроу, так как они, по мнению Ламли, являются «пространственно-временной машиной, построенной на принципах, совершенно чуждых нашему пониманию», и именно с их помощью Кроу и де Мариньи совершат свои невероятные путешествия. Ламли несколько осовременил стиль Лавкрафта, но не переборщил. Ощущение того, что читаешь давно написанное произведение, сохраняется, так как присутствует некая неуловимая архаика.

Пару слов о наших героях. Титус Кроу – «великий оккультист» и сновидец, посвятивший свою жизнь исследованию загадочного, необъяснимого, непознанного. Анри Лоран де Мариньи – его друг и верный спутник, а также летописец, своего рода доктор Ватсон, находящийся в тени товарища. В романе «Роющие землю» эта парочка сталкивается с отродьями Шудде-Мьелла, гигантскими подземными червями с щупальцами, способными прорезать скальные породы, как раскалённый нож режет масло. Сам Шудде-Мьелл – соратник Ктулху, но божество рангом чуть поменьше. Увы, в этом романе Ламли убил то, что всегда привлекало и пугало в произведениях Лавкрафта, а именно: непостижимость самих божеств и заведомую обречённость борьбы с ними. Автор же бодренько всё объясняет наукой: Старшие Боги, победившие Великих Древних, имплантировали в их тела «ментальные и генетические блоки», реагирующие на определённые символы, которые удерживают их на месте, такие, например, как символ пятиконечной звезды, вырезанный из Звёздного камня. Ламли напрочь отвергает сверхъестественное и магию Старших Богов объясняет «сложной комбинацией психиатрии и генетики». Более того, упомянутый в романе эликсир Тиккоуна, которым Кроу сдерживал натиск тварей, оказался …святой водой, что уже ни в какие ворота не лезет. В результате получился странный винегрет, чем-то напоминающий книги Александра Лидина о Василии Кузьмине, но при этом у Лидина получилось несравненно лучше и интереснее.

Хорошо, что под общей обложкой в книге прятался и второй роман – «Путешествие Титуса Кроу», который вернул веру в писательское мастерство мистера Ламли. Уже в завязке Кроу и де Мариньи приходится спасаться от гнева Итаквы, используя те самые часы. И если де Мариньи, условно говоря, «смыло за борт», и он снова очутился в Англии (правда, по прошествии десяти лет, ничего не помня), то вот путешествие самого Титуса оказалось весьма любопытным и по-настоящему захватывающим. Ведь на своем пути герой столкнулся и с Псами Тиндалоса, и с Хастуром, и с Йог-Сототом, и с одним из Старших Богов. В этом романе Ламли очень удачно соединил старую научную фантастику Уэллса с лавкрафтовским фэнтези о неведомом Кадате. Благородный получился сплав, хоть и не без недостатков. Например, оказалось, что Шуб-Ниггурат был «женой Хастура» (во как!), а Ктулху - отцом трёх сыновей и одной дочери («четыре сыночка и лапочка дочка», хе-хе!), через которую он намеревался возродиться, то есть она должна была заново родить своего папулю от, кхм, Дагона. Лишней показалась и любовная линия Титуса Кроу. Чужеродная она, всё-таки, в Мифах Ктулху, тем более, если оглядываться на Лавкрафта. Здесь чувство меры Брайану Ламли несколько изменило. Сильнейшее же место романа – это описательная часть самого путешествия. Неведомые миры, бездны времён, жуткие чудовища. Всё это удалось писателю на славу.

Всем подряд любителям Лавкрафта эти романы порекомендовать сложно, так как они слишком неоднозначны для восприятия. Ортодоксам может не понравиться то, что Ламли чересчур смело обращается с наследием Великого Затворника. Другим же читателям, сумевшим преодолеть некоторое внутреннее сопротивление и неприятие, наверняка станет интересно, что же будет дальше. И тогда останется лишь надеяться, что эта серия не умрет, и продолжение не заставит себя долго ждать. В заключение, несколько слов о самом издании. Книга очень хорошо и добротно сделана: белая бумага, крупный, комфортный глазу шрифт, крепкий блок, художественные форзацы. Приятно держать в руках, одним словом. Единственное, что несколько омрачило покупку, это, увы, опечатки (их немного, но они есть), а также непривычные для мозга названия: Эрлиех, Азатотх и прочие. Хотя, возможно, и не стоит исправлять имена собственные в дальнейшем. Пусть это будет некоей фишкой красивого малотиражного издания, как и положено любому раритету.

Комментариев: 10 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 avvakum 25-11-2012 15:31

    буквально после второго опыта общения со вшитой закладкой та начала безбожно расслаиваться

    Аналогично. Не стал просто про это писать, чтобы не усугублять недостатки. А то мне и так показалось, что я переборщил с критикой по отношению к, в общем-то, хорошей книжке.

    Может стоит от закладки отказаться и не делать её в дальнейшем?

    Мне одному показалось или Ламли, по всей видимости, в свое время немного пересмотрел сериал "Доктор Кто"?

    Увы, не смотрел, так что не знаю.

    Учитываю...
  • 2 Hanterdd 25-11-2012 12:21

    Из чисто технических недостатков издания:

    - засохший клей на некоторых страницах

    - доставлялась бандеролью. (в целом не пострадала, но в ходе транспортировки углы обложки немного примялись вовнутрь)

    - смешные опечатки

    - может мне просто не повезло, но буквально после второго опыта общения со вшитой закладкой та начала безбожно расслаиваться (распускаться или как лучше сказать в отношении кусочка материи). В дальнейшем приходилось проявлять в отношении с ней максимальную аккуратность.

    Все это не смогло оттенить радость от приобретения "Роющих землю", тем более, что как большой поклонник мифологии Ктулху, пройти мимо подобного издания я просто физически не смог бы. Но, все таки при стоимости книги в 1200р это немного огорчает.

    По поводу любовной линии. Поправлюсь. Мне не понравилась её, скажем так, излишняя слащавость и приторность.
    Есть такое. Когда Ламли принялся смаковать эпизод купания главного героя с драконами, начало веять приторно розовыми соплями, - к чему я оказался попросту не готов. Какое то время тешил себя тем, что это "Затишье перед бурей", но способной перекрыть это "затишье" кульминации не последовало. Да, в лавкрафтовском "цикле снов" не завуалированный налет романтизма присутсвовал, но в мыльную оперу или "Мишек Гамми" не перерастал.

    P.S

    Мне одному показалось или Ламли, по всей видимости, в свое время немного пересмотрел сериал "Доктор Кто"?

    Учитываю...
  • 3 Мельник 25-11-2012 11:51

    Сам я не фанат Ламли и Лавкрафта, но такую редкую книгу хотел бы видеть у себя на полке.

    Учитываю...
  • 4 Аноним 20-11-2012 17:32

    спасибо

    Учитываю...
  • 5 Аноним 20-11-2012 15:27

    поделитесь инфой где достать книгу и насчет личности энтузиастов ее выпкстивших.

    Учитываю...
    • 6 Александр Подольский 20-11-2012 15:59

      Мы об этом писали в новостях тут: http://darkermagazine.ru/page/malotirazhnyj-horror

      И тут: http://darkermagazine.ru/page/rojushhie-zemlju-lamli-vyshli-iz-tipografii

      Учитываю...
  • 7 JuicyJ 20-11-2012 09:44

    Лишней показалась и любовная линия Титуса Кроу. Чужеродная она, всё-таки, в Мифах Ктулху, тем более, если оглядываться на Лавкрафта. Здесь чувство меры Брайану Ламли несколько изменило.

    Ряду рассказов Лавкрафта (особенно написанных в духе Дансени) вполне присущи романтические нотки. Рассматриваемые романы о Титусе Кроу - по сути некое соединение Мифов Ктулху и элементов "Сновидческого цикла" ГФЛ, поэтому романтизм и любовная линия вполне органично воспринимаются.

    книги Александра Лидина о Василии Кузьмине, но при этом у Лидина получилось несравненно лучше и интереснее.

    Пока не смог одолеть Лидина. :( Ламли мне нравится больше.

    Учитываю...
    • 8 avvakum 20-11-2012 21:05

      Собственно говоря, в первом романе ("Роющие землю") ноток Дансени, Мейчена или Ходжсона нет вообще. Это довольно простенький, стилизованный под старину, боевичок из жизни монстрологов, сильно растянутый, страдающий излишней многословностью и недостатком действия. Именно это и заставляет вспомнить творения господина Лидина. Только Лидин сделал своё повествование более компактным и живым.

      А вот второй роман - совсем другое дело, самая вкуснятина появляется именно в нём. От Лидина здесь уже не осталось ничего. Тут-то и появляется тот самый синтез, о котором вы говорите. Интересна также и научно-фантастическая составляющая. Во всяком случае, уши "Машины времени" Уэллса оттуда прямо-таки торчат. Я как раз недавно эту вещь перечитывал.

      По поводу любовной линии. Поправлюсь. Мне не понравилась её, скажем так, излишняя слащавость и приторность. В духе сочинений какой-нибудь изнывающей от томления восьмиклассницы. А, возможно, я уже слишком стар, чтобы адекватно это воспринимать).

      А Лидин мне нормально пошёл потому, что я примерно знал, что получу, или просто под настроение так попало. Разумеется, иллюзий в исключительности его романов я не питаю. Чистой воды развлекалово.

      Другие вещи Ламли безусловно сильнее лидинских. Ну, так Лидин на многое и не претендовал.

      Учитываю...
      • 9 JuicyJ 21-11-2012 10:42

        Собственно говоря, в первом романе ("Роющие землю") ноток Дансени, Мейчена или Ходжсона нет вообще. Это довольно простенький, стилизованный под старину, боевичок из жизни монстрологов, сильно растянутый, страдающий излишней многословностью и недостатком действия.

        Согласен. smile

        Именно это и заставляет вспомнить творения господина Лидина. Только Лидин сделал своё повествование более компактным и живым.

        Согласен. smile И у Лидина мне понравился "Запах смерти". Только дальше я пока его читать не могу. Непонятно почему, но пока это так.

        По поводу любовной линии. Поправлюсь. Мне не понравилась её, скажем так, излишняя слащавость и приторность. В духе сочинений какой-нибудь изнывающей от томления восьмиклассницы. А, возможно, я уже слишком стар, чтобы адекватно это воспринимать).

        Да, так и есть. Но... smile

        Я просто не представляю, например, как бы это смотрелось в описываемых декорациях что-то вроде "по ее взгляду он сразу же понял, что терять время совершенно не стоит и настал тот момент когда пора было предпринять прямые действия. Все что было до этого, это были только игры, теперь же - все серьезно. Он..." или "он никуда не спешил, его нежные и напористые движения вызывали в ее душе незабываемые..." или "он был властен, грубоват, но нежен, настойчив, но уступчив, непредсказуем, горяч и холоден, ничто не могло остановить его при продвижении к цели..." или "... (следует подробное описание)..." Ну как бы это смотрелось? smile Герой же все-таки герой в некотором роде романтичекого произведения, плюс он джентельмен, плюс воспитание, плюс уверенностьв своих силах, плюс благородство и плюс своя манера поведения. Да и круг общения у него тоже специфический. smile Ну он же не Конан, или воин с планеты Гор, или герой-сердцеед Уиллфорда или Старра, или Ринговский Призрак, или неторопливо-расслабленный тип из ряда романов МакДональда или еще кто.

        Учитываю...
        • 10 avvakum 21-11-2012 22:20

          Герой же все-таки герой в некотором роде романтичекого произведения, плюс он джентельмен, плюс воспитание, плюс уверенностьв своих силах, плюс благородство и плюс своя манера поведения.

          Гм...

          Возможно, тут я излишне придирчив к мистеру Ламли. Требовать от него глубины Бунина или Куприна в описаниях любовных отношений, наверное, было бы ошибкой.

          На самом -то деле, читаем мы его не из-за амурных приключений героев.)))

          Так что я готов потерпеть и закрыть на это глаза.)))

          Учитываю...