ССК 2018

Если спросить у практически любого кинозрителя «Кого вы считаете лучшим режиссером фильмов о зомби», ответ будет, в большинстве случаев, предсказуемым: Джорджа Ромеро. Парадокс состоит в том, что в его классических картинах слово «зомби» не звучало ни разу. Да и концепция живых мертвецов, которую предлагают его фильмы, мягко говоря, отличается от классической.

зомби

Истоки жанра

Напомним, что в мифологии зомби – люди, которых колдуны превратили в живых мертвецов, чтобы те работали на них. Первым фильмом ужасов, рассказавшем о зомби, был, судя по всему, «Белый зомби» (1932), малобюджетный фильм студии "Universal" с Бела Лугоши в роли главного злодея. Этот фильм как раз и рассказывал о самых, что ни на есть «зомби» - мертвецах, которых герой Лугоши заставлял на себя работать. Интересной была и рекламная компания фильма: перед кинотеатром, на специальном помосте безвольно ходили несколько женщин в гриме зомби, изображая героинь фильма. Второй по значимости фильм на эту тему – «Я гуляла с зомби» Жака Турнёра, снятый в 1943 году. И снова в центре сюжета - магия вуду, загадочные секты…

Все правильно. Тема зомби в нашем современном понимании пришла только с фильмами Ромеро, и первым из них – «Ночь живых мертвецов».

И наступила ночь…

Премьера фильма состоялась в 1968 году и с этого момента стоит начать отсчет новой эры. Самое смешное, что, по словам самого Ромеро, фильм был задуман как парафраз (чтобы не сказать «рип-офф») романа Ричарда Матесона «Я – легенда». Только вампиров решили заменить на мертвецов. Роман «Ночь живых мертвецов», которые многие считают первоисточником, был опубликован значительно позже – в 1974 году. Так что он является не более чем новеллизацией – правда написанной одним из соавторов сценария, Джоном Руссо. Итак, где-то в процессе работы над фильмом выкристаллизовался новый образ мертвеца: медлительные твари, не способные говорить, совершающие только самые простые действия и ОЧЕНЬ голодные до человеческой плоти. К тому же, если такой мертвец кусает живого – то человек превращается в такого же мертвеца. Еще одна идея, появившаяся именно в шедевре Ромеро – и с тех пор вошедшая в стандарт жанра. Есть, правда, подозрение, что это всего лишь отзвук «вампирского» происхождения - как, собственно, и идея вируса, который и вызывает превращение обычных трупов в живых мертвецов. Отмечу, что в самом фильме нет точного объяснения феномену – только глухое упоминание о некоем космическом аппарате, вернувшемся с Венеры - который, возможно, и занес заразу из космоса. Таким образом, в мертвецах Ромеро, как и в вампирах Матесона, изначально не было ничего мистического: если хотите, это научная фантастика.

Критика фильм возлюбила и до сих пор воспевает его как может. Там даже находят много социального подтекста, вплоть до отзвуков вьетнамской войны. Где они там – понять в целом нелегко. Но гораздо интереснее, что в фильме возник мотив, позднее ставший сквозным для всей «мертвяцкой» серии. Главным героем фильма и единственным вменяемым мужчиной в фильме оказывается… чернокожий. По тем временам, когда политкорректность еще не стала такой уж ползучей напастью – это был смелый ход. Правда, отчасти вынужденный – в сценарии ни о каком негре речи не было, просто единственный актер, которого смогли найти на эту роль, оказался чернокожим. Что не отменяет одного простого факта: позднее в фильмах Ромеро (особенно в данной серии) умные благородные негры появлялись регулярно. А если вспомнить концовку фильма, в которой как раз этого героя, пережившего нападение зомби, цинично «валит» национальная гвардия – выглядит она и вовсе двусмысленной. И еще вопрос, случайно ли это получилось у бойцов – или по принципу «война все спишет». Именно этот аспект и кажется самым интересным с точки зрения «подтекста».

Возвращаясь к фильму и его влиянию на жанр. Итак, Ромеро задал стандарт «живого» мертвеца и даже надолго сформировал сюжетный шаблон: замкнутое пространство и попытки живых противостоять атакам мертвых. Фильмов с подобной расстановкой сил снято выше крыши: «Зловещие мертвецы» (1981, Сэм Рейми), к примеру. Этот же шаблон гениально вывернул наизнанку Питер Джексон в своей хулиганской «Живой мертвечине»: там, наоборот, зомби пытаются вырваться из дома, а главный герой старается их не выпустить. На самом деле этот сюжет был характерен еще для классических вестернов, откуда, возможно, и перешел к Ромеро.

С технической точки зрения «Ночь» - далеко не шедевр: в игре актеров есть налет театральности, а грим и вовсе не впечатляет. И, тем не менее, влияние фильма переоценить невозможно: еще и потому, что легионы молодых кинематографистов, посмотрев его, убедились – а ведь снять свой фильм ужасов не так уж и сложно. Среди них был, например, уже упомянутый Сэм Рейми.

И еще один момент: выпуская это кино, Джордж Ромеро допустил ошибку в оформлении своих авторских прав на фильм – и «Ночь живых мертвецов», которая могла бы озолотить своего создателя, перешла в «общественное достояние». На практике это означало, что выпускать ее, демонстрировать и как угодно манипулировать с ней могут все желающие. В результате, только официально существует четыре разные версии фильма: черно-белая, раскрашенная, перенесенная в 3D (эти три версии не отличаются между собой по монтажу) и, наконец, версия, которую перемонтировал Джон Руссо. Соавтор сценария вырезал часть сцен оригинальной картины и дополнил ее новыми, снятыми специально для перевыпуска. Впрочем, большинство поклонников эту версию фильма не любят. Джордж Ромеро в работу над ней вовлечен не был. Ну и, наконец, было снято два ремейка, о которых мы с вами сейчас и поговорим.

Сказка на новый лад

В принципе, ничего плохого в ремейках нет: пьесы Шекспира ставятся каждый год, и никто в этом театры не упрекает. Да, кстати, и многие его пьесы изначально являлись перепевами других источников, тоже своего рода ремейками. Другой разговор, что создатель новой версии идет по тонкой грани: если его детище будет слишком похоже на оригинал – его распнут критики, если слишком отдалится – заплюют фанаты. Как правило, создатели ремейка оправдываются просто: история по-прежнему хороша, но технически оригинальный фильм устарел и уже не производит того впечатления. Возможность «подновить» спецэффекты, оставив в покое дух, часто даже идет фильму на пользу: возьмите «Кинг Конга» Джексона. И первый ремейк «Ночи живых мертвецов» - тоже отличное тому подтверждение.

Его продюсерами стали авторы оригинала - Джордж Ромеро и Джон Руссо, а в режиссерское кресло уселся Том Савини. Этот легендарный гример и актер к тому времени уже успел поработать с Ромеро над «Рассветом мертвецов», причем в обоих качествах – так что человек он «мертвяцкой серии» не чужой. Сумели заманить в ремейк культовой классики и актеров классом повыше, чем оригинальные: Тони Тодд, будущий Кэндимен и Патриция Таллман, будущая звезда «Вавилона 5». Впрочем, тогда они еще не были звездами – но играть уже умели.

Спецэффекты, разумеется, улучшились – еще бы, с легендой грима в режиссерском-то кресле. Впрочем, и режиссура тоже стала увереннее, лучше выстроена динамика происходящего. Сама концепция зомби, осталась неизменной, а вот в характерах персонажей появились интересные нюансы. Бен, в оригинале бывший единственным вменяемым мужчиной и вообще главным героем – в ремейке стал несколько эмоциональней и ведомым на провокации. В общем, не совсем та надежная скала, которую мы видели в оригинальном фильме. А вот Барбара, которая у Ромеро была далеко не прочь закатить истерику, наоборот приобрела сильный характер. Пожалуй, именно она стала главным героем фильма. Отсюда и изменения в списке выживших – что тоже добавляет неожиданных поворотов в, казалось бы, знакомый сюжет.

Вторым ремейком стала «Ночь живых мертвецов 3D», которую обычно принято ставить ниже плинтуса. И, в общем, не совсем заслуженно – фильм не настолько и плох. Заимствовав из оригинала основную идею, во всем остальном создатели оторвались как могли. На это намекает уже начало фильма, в котором парочка едет на кладбище, переругиваясь по дороге. Разумеется среди могил на них нападут мертвецы… Но вот дальше начнется совсем другая история. Начнем с того, что причина появления мертвецов здесь принципиально иная - ни о каком вирусе с Венеры речь в принципе не идет. Впрочем, объяснить их происхождение, избежав тяжелейших спойлеров, нельзя. Более того: сама концепция мертвецов здесь тоже резко отличается. Восставшие из мертвых способны говорить, как минимум, еще некоторое время после смерти, к тому же, у них сохраняется что-то типа проблесков сознания. Такое понимание «зомби» не согласуется с «Ночью живых мертвецов» Ромеро, но отметим, что в поздних фильмах мастера, концепция живых мертвецов подверглась схожей переработке. При этом ремейк получился еще и комедийным – во всяком случае, временами. Кстати, отличие от фильма Савини, это картина в России издавалась официально, причем, диск содержит как обычную, так и трехмерную версии, но напрочь лишен бонусов.

По следам мертвецов

Уверен, что этими двумя ремейками дело не ограничится: уже сейчас известно о еще парочке перепевов шедевра Ромеро, которые готовы поискать своего зрителя. Своего рода, ремейк фильма Ромеро (или трибьют ему?) снимали даже… японцы. Фильм «Дикий ноль», тоже рассказывает о мертвецах покинувших могилы и нападающих на живых. Причем виновником происходящего считают метеорит, При этом один из героев прямо ссылается на картину Джорджа Ромеро.

Но влияние этого фильма не исчерпывается только кино: неоднократно запускались серии комиксов, в той или иной степени основанные на фильме Ромеро. Особенно интересна, пожалуй, одна из этих комикс-серий: «Ночь живых мертвецов: Лондон», сценаристом которой выступил… Клайв Баркер.

Так что, «Ночь живых мертвецов», которая началась без малого полвека назад, еще и не думает прекращаться…

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх