DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Ночной кошмар гуманитария

Euclidean

Дата выпуска: 25 сентября 2015

Страна: США

Жанр: хоррор, экшен, квест, «симулятор наркомана»

Разработчик: Alpha Wave Entertainment

Издатель: AAD Productions          

Платформы: PC

Похожие игры:

Euclidean

Треугольник будет выпит.

Будь он параллелепипед,

будь он круг, едрена вошь!

Владимир Высоцкий

"Письмо в редакцию"

Во времена ранней юности, ещё будучи учащимся начальных классов средней общеобразовательной школы, наверняка каждый второй ловил себя на мысли, что по каким-то неведомым причинам с крайним подозрением и даже неприязнью относится к таким точным наукам, как математика и геометрия. Было в них что-то такое, что заставляло вставать волосы дыбом и стынуть в жилах кровь. Подумать только... какие-то прямые, кривые, окружности, биссектрисы, медианы, эллипсоиды, кубы и сферы, так и грозящие погрузить беспомощный разум несчастного школьника в чудовищные пучины вневременного безумия. Всё начиналось, на первый взгляд, совершенно безобидно. Точка. Прямая. Альфа, бета, гамма. Чертите угол, говорили они. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы, твердили они.

Но даже любой более или менее смышлёный малыш догадается, что так и до пентаграммы недалеко. А что это за «косинус», «арктангенс», «интеграл»? Где эта беснующаяся у доски бестия откапала запрещённый гримуар восемнадцатого века, откуда она, несомненно, и почерпнула всю эту чертовщину? И куда, в конце концов, смотрит министерство образования?

Но дальше было только хуже. Линейная алгебра, аналитическая геометрия, мультифракталы, теория хаоса. Древнее зло пробудилось, лишая измученных кошмарами студентов и истощённых бессонными ночными бдениями аспирантов местечковых вузов последних остатков мужества и самообладания, отравляя сознание нечестивыми формулами и порабощая беззащитный разум кощунственными теоремами. Из тьмы веков пред внутренним взором несчастных жертв так называемых «точных» наук представали чёрные пророки и внушающие трепет магистры святотатственных физико-математических дисциплин, перед которыми безумный поэт Абдул Аль-Хазред казался не более чем арабским Григорием Остером. Блажен был тот, кому удавалось найти временное забытье в алкогольном дурмане, социальной психологии или курсе художественной литературы двадцатого века, но и это не могло полностью защитить их зыбкий, низвергающийся в пучины броуновского движения внутренний мир от нависшей конусообразно-синусоидальной угрозы. И долгими беспокойными ночами, когда строчки Кольриджа стирались из памяти, и древнеримское право отступало в дальние уголки сознания, из глубин отравленного нечестивым знанием разума вновь и вновь возникали отвратительные геометрические фантомы, терроризирующие обречённых страдальцев.

Euclidean

Ну ладно, похоже, мы немного перегибаем палку, но в целом вы наверняка поняли основную мысль. Наверное у многих время от времени возникало совершенно бредовое, но явственное и весьма малоприятное ощущение, что геометрия убивает (по крайней мере, мы почти уверены, что несколько сотен тысяч школьников ежегодно умирают на ней от скуки). Вот и новоиспечённые демиурги из «Alpha Wave Entertiment», ответственные за создание «Euclidian», подтверждают эту теорию самым что ни на есть наглядным образом. 

Вообще, по пока неизвестным науке причинам (хотя британские учёные наверняка знают, но, разумеется, лукаво умалчивают), самому Великому и Ужасному визионеру, сновидцу и просто легендарному человеку, чья фамилия слишком известна, чтобы её называть, крайне не везёт на игроизации его бессмертных произведений.

Euclidean

Возможно, всё дело в том, что для создания вменяемой адаптации Лавкрафта нужны не только и не столько несметные богатства из подвалов «Ubisoft» («Electronic Arts», скруджа макдака, список можно продолжить) или гениальные хакерманы, а скорее обострённое чувство прекрасного и умение создавать густую, гнетущую атмосферу сверхъестественного ужаса. Учитывая такие сложности, большинство разработчиков и издателей разумно обходят стороной пёстрый пантеон существ из открытого космоса с труднопроизносимыми именами. Но, тем не менее, пока кто-то ежегодно оживляет очередной на скорую руку скроенный клон меняющего костюмы, эпохи, расовую и даже гендерную принадлежность многострадального ассасина, находятся энтузиасты, которые, отринув священный трепет перед первоисточником, вкрапляют в строчки программного кода сакраментальное «пхнглуи мнглвнафх ктулху р'лайх вгахнагл фхтагн». Самым удачным экспериментом по призванию Великих Древних на экраны наших мониторов, пожалуй, можно считать уже успевший стать культовым «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», который при достаточно бедной технической составляющей сумел на все шестьсот шестьдесят шесть процентов передать мрачную атмосферу первоисточника и навеки остаться в сердцах тысяч благодарных фанатов по всему миру. На этом список очевидных успехов в области пикселизации Ктулху и компании благополучно заканчивается. Нет, есть, конечно, цветастая россыпь разнообразных «рогаликов» по мотивам а-ля «Cthulhu Saves The World или Eldritch». И некоторые из них (тот же «Eldritch») довольно занятны. Но относиться к ним серьёзно как-то не получается. Не будем также списывать со счетов и некоторые очевидные шедевры, вдохновлённые творчеством мэтра, такие как «Amnesia». Но поскольку прямой привязки к произведениям Лавкрафта в них нет, полноценной адаптацией их считать, увы, никак нельзя. Видимо, полагая, что надо как-то исправить сложившуюся ситуацию, девелоперы из молодой фирмы «Alpha Wave Entertiment» решили сходу взять Шаб-Ниггурата за рога и создать Р'лайх с блэк-джеком и летающими треугольниками.

Euclidean

Да-да, как и было анонсировано ранее, роль вневременной космической угрозы здесь примеряют на себя... геометрические фигуры! В этом, пожалуй, и заключается главная оригинальность и очевидный успех проекта. Но обо всём по порядку. Сюрпризы начинаются уже на том этапе, когда ничего не подозревающий игрок попадает в главное меню. Роль меню тут выполняет вершина скалы, с которой открывается потрясающий ночной вид на утопающие в облаках заснеженные горные хребты.

Немного повертев мышкой, слегка огорошенный такими красотами геймер обнаруживает, что меню интерактивно (что забавно – более интерактивно, чем львиная доля самой игры) и наш протагонист волен вертеть головой на все четыре стороны. Путём серии нехитрых манипуляций также выясняется, что в силу тонкой художественной натуры на этой скале мы установили мольберт и запечатляем там некое крайне занимательное природное явление в стиле Винсента Ван Гога. Явление это представляет собой восход над вышеозначенными горными хребтами огромной кислотно-галлюциногенной луны и намекает на то, что автор сего шедеврального полотна на момент его создания явно был под веществами. Впрочем, художника обидеть может каждый. Возможно, это художественное видение такое. Однако, наведя курсор на одиноко нависшую над горами самую обыкновенную луну, мы резко понимаем, что наш герой всё еще под веществами, и попадаем, собственно, в саму игру.

И тут открывается вся ирония ситуации, которая заключается в том, что порой начинает казаться, будто меню на несколько порядков интереснее всего последующего действа. Суть геймплея сводится к тому, что наш главный герой в форме астрального тела медленно погружается вниз сквозь пучины неких заполненных условно жидкой субстанцией пространственно-временных аномалий (а может, даже целых миров). Цель – благополучно достигнуть самого дна, где находится непонятная шарообразная штуковина, заполняющая пространство вокруг протагониста столь же непонятными фиолетовыми шарами, после чего все это снова повторяется уже на следующем уровне. Звучит, как бред сумасшедшего, и поверьте, выглядит так же. В самом хорошем смысле этих слов. В аудиовизуальной составляющей как раз таки кроются самые сильные стороны «Euclidian». Ведь пространство вокруг нас обитаемо. Можно даже сказать, перенаселено. Оно, словно испорченный суп, кишмя кишит собственной жизнью. И, как интеллигентно сообщает нам могильный голос за кадром, всё здесь хочет нас убить. Под словом «всё» следует понимать циклопические геометрические формы, олицетворяющие обитателей этого измерения, находящегося в том самом условном неевклидовом пространстве-времени, о котором так любил невзначай упомянуть сам Лавкрафт и его многочисленные последователи. Ужасная гибель от гигантского нагромождения треугольников, квадратов и окружностей размером с пятиэтажный дом поначалу действительно шокирует и поражает воображение. Порой нет-нет, да и настигнет щекочущее нервы ощущение, что мы находимся там, где быть вовсе не должны.

Euclidean

Ни мы, ни кто-либо другой. И не то чтобы находиться, а и вообще догадываться о существовании чего-либо подобного. Согласитесь, такое удаётся почувствовать не в каждой игре, и это дорогого стоит. Сами уровни также выглядят крайне внушительно и радуют неземными циклопическими строениями и пугающими световыми эффектами, заставляя трепещущего от масштабов происходящего геймера полностью погрузиться в липкую атмосферу внеземного безумия. Толику сумасшествия добавляет и звуковое оформление, претензий к которому, по большей части, практически нет. Голос, сопровождающий нас на протяжении всего путешествия, мягко нашёптывает о том, что нас здесь быть не должно, и наш перебравший с психоделиками протагонист-импрессионист умрёт в самое ближайшее время, а может и раньше. Ну или как минимум сойдёт с ума и затеряется в чёрной вневременной бездне, где обитают существа, находящиеся в ней ещё до сотворения мира. Не самая радужная перспектива, не так ли? Параллельно с голосом нас пугают довольно качественным эмбиентом, многократно усиливающим эффект присутствия. Шрифты, рамки и оформление меню прекрасно стилизованы под лафкрафтианские реалии и замечательно вписываются в общую концепцию проекта.

Теперь о грустном. Геймплей. Его нет. Совсем. Для управления тонущим астральным телом нашего героя разработчики отрядили пять кнопок, четыре из которых отвечают за его перемещение в пространстве, и ещё одна за переход в состояние под названием «фаза». Однако в пространстве наш герой перемещаться упорно не хочет, видимо спутав проплывающий мимо кошмар естествоиспытателя с солнечными пляжами Гонолулу. В связи с этим или по каким-то другим неизвестным нам причинам альтер-эго двигается со скоростью больной улитки, что значительно увеличивает шансы встречи с очередным голодным параллепипедообразным конусоугольником. Казалось бы, помочь с этой проблемой призван переход в фазу, в которой мы видим окружающее нас пространство в виде большого программного бага и можем беспрепятственно проплывать сквозь противников. Но на деле восстановление этой способности требует слишком много времени, да и вообще целесообразность её применения довольно сомнительна. При том, что иногда можно благополучно тонуть до конца весь уровень, почти вообще не используя какие-либо кнопки. Благодаря этому «Euclidian» становится похожа на большой интерактивный скринсейвер, на который просто приятно смотреть долгими зимними вечерами, отвлёкшись от чтения очередной главы «Некрономикона». Кроме того, длительность прохождения откровенно удручает.

Euclidean

В «Euclidian» представлено всего восемь уровней, которые не отличаются каким-либо разнообразием и проходятся буквально за двадцать минут. Учитывая довольно незамысловатую техническую составляющую проекта, их можно было сделать как минимум вдвое больше. Крайне симпатично здесь бы смотрелась случайная генерация уровней а-ля «Eldritch» и «Mirrormoon EP». Если к этому добавить ещё и большего геймплейного разнообразия, на выходе мы могли бы получить маленький инди-шедевр. Но на этом этапе ничего подобного разработчики предложить не в состоянии. Впрочем, в финальных титрах «Euclidian» они сами честно признаются в том, что это их первый проект, поэтому судить их строго как-то рука не поднимается. Тем более что в сухом остатке мы имеем довольно смелую и изобретательную попытку переосмысления творчества мэтра сверхъестественного ужаса через призму новых технологий, пускай пока и без вменяемого геймплея. Всё-таки визуально «Euclidian» чрезвычайно хороша и выглядит, как знатный приход школьного учителя алгебры, курящего высококачественную травку в самокрутке из вырванных страниц «Грибов с Юггота». Так что имеет смысл ждать от ребят из «Alpha Wave Entertiment» чего-то более осмысленного и радующего глаз прожжённых поклонников хоррора.

А пока учите геометрию, и да спасёт Бог ваши души.

Euclidean

P.S.:  В игре также имеется поддержка модного нынче «Oculus Rift», что, скорее всего, способно стократно усилить впечатление от прохождения его счастливыми владельцами. Всем остальными просьба не беспокоиться и наслаждаться тем, что есть.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)