ФОБИЯ

Первая часть статьи была опубликована в прошлом номере. 

 

Косметический ужас

Человеческое тело может быть ужасным и само по себе, без всякого вмешательства: стареющая плоть, люди с врожденными физическими изъянами… Тод Браунинг, режиссер классического «Дракулы», знал, как задеть зрителя за живое. «Может ли красавица полюбить КАРЛИКА?» — вопрошает слоган его «Уродцев» (Freaks, 1932). В фильме снимались люди с настоящими физическими уродствами, и возмущение зрителей привело к тому, что в Великобритании картина находилась под запретом более тридцати лет, и это несмотря на то, что в нем, по сути, нет ничего ужасного — ни монстров, ни кровавых убийств… Публика среагировала подобно толпе рэднеков из «Ночного народа».

С развитием пластической хирургии у создателей ужастиков появилось целое поле для игрищ! Фильм «Глаза без лица» (Les yeux sans visage, 1960) был снят по роману Жана Редона, писателя, работавшего до этого над сценариями постановок в скандальном парижском театре «Гран-Гиньоль». Картина рассказывает о гениальном ученом, который пытается восстановить лицо своей дочери, обезображенное в автокатастрофе. И все бы ничего, если бы ему не требовались для этого настоящие человеческие лица… По свидетельству журнала «L'Express», на сценах операций зрители целыми рядами падали в обморок. Однако шокирующее содержание далеко не главное достоинство фильма — главным образом он прославился благодаря умному сюжету, поэтичности и красивому визуальному ряду. Возможно, именно он вдохновил певцов лирических ужастиков, вроде Жана Роллена.

В «Елене в ящике» (Boxing Helena, 1992) физическая неполноценность — это еще и способ удержать любимого человека. После очередной ссоры с Ником, своим бывшим, Елена выскакивает на дорогу и попадает под колеса авто. К ее несчастью, Ник, хирург-виртуоз, использует это происшествие с извлечением собственной выгоды: он ампутирует ей ноги и держит у себя дома, словно птичку в клетке. Однако его скальпель недолго лежит без дела: вскоре вслед за ногами отправляются руки. Дженнифер Чэмберс Линч использует телесные модификации не для того, чтобы напугать зрителя, для нее это способ эпатировать, и впечатлительным зрителям лучше держаться от ее творения подальше.

До недавнего времени экстремальный пирсинг, татуировка и скарификация были способны шокировать человека, не знакомого с культурой «современных примитивов». Еще в восьмидесятых это было частью исключительно субкультурных движений. Скарифицированные и пирсингованные сенобиты из «Восставшего из ада» (Hellraiser, 1987) были придуманы как раз под влиянием андеграундных журналов: Клайва Баркера сильно впечатлила подборка периодических изданий по данной тематике, на которую он натолкнулся в гостях у группы «Coil». Демоны из ада выглядели в его фильме, словно рок-звезды: обтянутые в кожу, с декоративно истерзанной плотью… И это сработало.

Тему экстремального истязания плоти продолжил Брайан Юзна в «Возвращении живых мертвецов 3» (Return of the Living Dead III, 1993). Главная героиня по имени Джули разбивается на мотоцикле, оживает под действием реанимирующих химикатов и начинает испытывать непреодолимое желание истязать свое тело, пронизывая кожу многочисленными кольцами и цепями, постепенно превращаясь в подобие сенобита.

Аналогичных существ можно увидеть в «Призраках Марса» (Ghosts of Mars, 2001). В этой картине рассказывается о душах марсиан, которые, вселившись в человеческий организм, тотчас начинают украшать себя порезами и пирсингом — эти действия носят ритуальный характер и напоминают практики аборигенов.

Протагонистка французской картины «В моей коже» (Dans ma peau, 2002) испытывает аналогичную жажду увечий: Эстер, успешная бизнесвумен, случайно ранит ногу, но вместо того чтобы, как все нормальные люди, залечить порез и жить дальше, не может остановиться — словно ломается некий барьер… Желание перемен на работе резонирует с желанием изменить свое тело, однако ситуация выходит из-под контроля. И если в «Восставшем из ада» и «Живых мертвецах» увечия носили декоративный характер, то в случае Эстер это просто слепая потребность самоистязания, крайняя степень мазохизма.

В «Американской Мэри» (American Mary, 2012) тема косметического преобразования тела доводится до крайности: главная героиня работает в салоне по телесной модификации, но когда она понимает, что ей нравится уродовать людей, ее клиентская база расширяется, а сама она сталкивается с весьма оригинальными заказами, вроде превращения человека в подобие демона.

 

 Космическая зараза

Просторы космоса необъятны — по крайней мере, его пределы до сих пор не установлены. Вовсе неудивительно, что возможности влияния инопланетной заразы на человека столь же разнообразны, как и жители других планет, обрисованные в массе научно-фантастических фильмов.

Одним из первых опусов боди-хоррора является микробюджетный (всего 42 000 фунтов) британский «Эксперимент Куотермасса» (The Quatermass Xperiment, 1955), снятый культовой студией «Hammer». В картине расказывается о космонавте, который вернулся на Землю уже не человеком. Лежа в больничной койке, он начинает мутировать, и в ярости зашвырнув в угол комнаты вазон с кактусом, сам превращается в растение: плоть бугрится и обрастает колючками. Однако в итоге бедняга становится чем-то вроде осьминога, и в одной из финальных сцен зрителю на самом деле показывают это животное! Возможно, будь у создателей бюджет посолиднее, их фантазия явила бы что-нибудь более вычурное, но увы, приходится довольствоваться натурными съемками и собственным воображением — зрители сами заполнят лакуны. Несмотря на то, что «Эксперимент…» сегодня смотрится безнадежно устаревшим, в свое время он произвел довольно сильный эффект, пользовался большим успехом и заимел многочисленные продолжения и имитации.

Заслуживает упоминания и «Чужой» (Alien, 1979). Пускай фильм не является боди-хоррором в классическом понимании, но достаточно вспомнить тошнотворное яйцо фэйсхаггера, нафаршированное телячьими внутренностями, и функцию этого паразита: обхватить лицо человека, отложить личинку… Процесс появления ксеноморфа и то, чем он является, — смесь человека и инопланетянина, — поражает зрителя именно потому, что он слишком уж близок к телу. Младенец инопланетянина в человеческом нутре неизбежно вызывает ассоциации с паразитами, вроде глистов, а взрывающийся изнутри герой Джона Херта — чем не метафора плохого пищеварения? Будьте осторожны, когда целуетесь с существами с других планет.

В «Чужом 3» (Alien³, 1992) планировалось скрестить ксеноморфа и быка, но создатели ограничились легкой «вариацией на тему», пригладив радикально другой концепт Гигера, сделав его ближе к твари из оригинального фильма. Зато кто разгулялся, так это Жан-Пьер Жёне в «Чужом 4: Воскрешении» (Alien: Resurrection, 1997): там перед зрителем предстает великое множество гибридов Рипли и «чужого». Да и сама космическая воительница уже не человек…

Следом за «Чужим» на экранах появляется «Нечто» (The Thing, 1982). Это настоящий шедевр, незыблемая классика хоррора. По одной из версий этот фильм провалился в прокате именно благодаря своей ужасности: после «Инопланетянина» Спилберга, вышедшего чуть раньше, зритель не смог перестроить восприятие под что-то экстремальное…

В ленте рассказывается о жутком и весьма необычном пришельце, который путешествует по Вселенной, поглощая и ассимилируя все встречающиеся на своем пути формы жизни. Он запросто может действовать и как зараза: чтобы полностью поработить человеческий организм, достаточно всего одной клетки — это самостоятельная жизненная единица. И крайне сложно различить за нормальным фасадом, все ли в порядке внутри: «человек — теплое местечко, чтобы спрятаться», гласит слоган картины.

Роб Боттин, работавший над спецэффектами, потрудился на славу: фильм изобилует всевозможными трансформациями, превращениями, и каждая инкарнация инопланетянина поистине кошмарна. Человеческое лицо начинает оплывать, переливаясь калейдоскопом чудовищных форм с других планет, голова отделяется от тела и пытается удрать на паукообразных лапках, а вот грудная клетка разверзлась и оттяпала руки зазевавшемуся доктору… О, смотрите! Кровь ожила и пытается увернуться от раскаленного провода! В плане визуализации телесного ужаса «Нечто» до сих пор вне конкуренции.

Приквел, вышедший в 2011 году, ничего существенного к шедевру Карпентера не добавляет. Бытует мнение, что его создатели собирались снимать римейк, но, дабы не посягать на святое (все равно лучше не получится!), было решено сделать фильм-предысторию. И действительно, новое «Нечто» смотрится попыткой осовременить оригинал с помощью компьютерных эффектов, но стоит ли говорить, насколько далеко пикселям до Боттина? Да и сюжетные ходы до боли знакомы… Тем не менее, мастера по спецэффектам постарались на славу, и в кадре присутствует великое множество интересных вариаций на тему «человеческое тело + инопланетянин», а некоторое из метаморфоз заставят скривиться даже наименее брезгливых — чего стоят хотя бы похожие на насекомых руки-присоски!

В 1982 году появляется еще один любопытный образец научно-фантастического ужастика, «Экстро» (Xtro). Фильм вспахивает благодатную почву хищений людей инопланетянами и для смазки добавляет много литров гноя, крови и слизи. Вернувшись из «отпуска» на летающей тарелке, Сэм возвращается к жене и сыну, однако сталкивается с двумя «но»: у жены новый мужчина, а у сына — новый папа! Здесь могла бы получиться сопливая мелодрама, если бы Сэм вернулся обычным человеком — но увы…

Опять-таки, превращений в этом фильме хоть отбавляй, и многим он запомнится довольно мерзкой сценой появления на свет «самого главного паразита» — ребенка, да еще и полностью сформированного. «Экстро» славится обилием психоделических сцен и заработал себе репутацию арт-хаусного ужастика, хотя некоторые галлюциногенные сцены явились результатом прихотей Джека Шолдера, продюсера картины: он во что бы то ни стало хотел видеть в фильме черную пантеру в белой комнате, и режиссеру Гарри Девенпорту пришлось делать, как говорит начальник. Результат оказался предсказуемым: «Экстро» получилось зрелищным, но аляповатым. Однако лента по-настоящему выстрелила в советских видеосалонах: отечественный зритель был поражен фантазией создателей картины. Девенпорт снял еще два продолжения без особой привязки к оригиналу, но, к сожалению, с первым «Экстро» им не тягаться.

Продолжение статьи читайте в следующем номере:

Космическое тело — 2, Безумные ученые, Психотело

Комментариев: 7
  1. А Дженифер-то помнит лицо своего отца! smile

  2. Многие ее как раз обосрали - мол, не дотянула до папки, "на детях природа отдыхает" и т. д. Мне фильм пришелся нормас, но да, без восторга.

  3. До самого только дошло, что наряд Мэри из первой иллюстрации к статье - это цитата из "Намертво связанных" Кроненберга. *не забыть дописать в финальной версии*

  4. Два небольших замечания, если позволите. Во-первых, "вовсе не_удивительно" - в смысле, слитно, а не раздельно. Во-вторых, фраза "боди-хоррор в классическом понимании" - практически оксюморон, как по мне.

  5. (то есть, наоборот: раздельно, а не слитно)

  6. Знали бы вы, в какой спешке писался этот текст wink Но я не оправдываюсь - спасибо, что подметили опечатку.

    фраза "боди-хоррор в классическом понимании" - практически оксюморон
    А как мо мне, то нет. Подкрепите мнение аргументами. Если хотите.

  7. Интересненько. Некоторые из фильмов видел, некоторые можно будет посмотреть.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх