Тёмные эльфы сооружали алтарь: их ведьмы готовили жертву Кхайне, кроваворукому богу… Вампиры снаряжали жуткие труповозки, Живые Мертвецы восставали на кладбищах и маршировали рядом со сфинксами и ушебти… Словом, шла нормальная, будничная жизнь во вселенной Молота Войны – все готовились к очередной потасовке. Но внезапно всё изменилось…

«Warhammer fantasy battle» – самый популярный настольный варгейм, действие которого происходит в фэнтезийном мире. А ещё это самая долгоживущая игра в своём жанре. Была. Потому что её история, начавшаяся в 80-х годах прошлого века, подошла к концу, на её месте появилась новая игра – «Эра Сигмара». Новинку приняли по-разному – одни заинтересовались, другие, похоже, восприняли её появление как личное оскорбление. В любом случае, вселенная Warhammer изменилась бесповоротно.

С другой стороны, нам, поклонникам хоррора, всегда было чем поживиться в этой вымышленной вселенной: среди рас были тёмные эльфы – пираты, работорговцы, знатоки утончённых пыток и чёрной магии; были Цари Гробниц – армия зомби, чья эстетика и мифология напоминали о Древнем Египте, Графы-Вампиры, словно сошедшие с кадров наиболее брутальных фильмов ужасов, Демоны Хаоса, поклоняющиеся богам, среди которых, к примеру, покровитель гниения и разложения Нургл. В «Эру Сигмара», во всяком случае, пока, можно и дальше играть подобными колоритными персонажами, но в ней есть и собственная мифология – тоже довольно любопытная с точки зрения хоррор-фана.

Итак, попробуем разобраться, чем был Старый Мир и чего нам ждать от вселенной Эры Сигмара.

Warhammer

Пролог – на просторах Старого Мира

Старым Миром условно называли ту вымышленную вселенную, в которой происходило действие «Warhammer fantasy battle». Сама по себе она довольно любопытная: регионы, в которых царила эстетика Древнего Египта, уживаются с вампирскими странами, напоминающими, скорее, эпоху Ренессанса. А неподалёку бродят гоблины, наездники пауков и орки, вожди которых, при случае, способны оседлать виверну… И эльфы – в ассортименте: лесные, тёмные, высокие. А у местных гномов вообще были вертолёты – стимпанковские, разумеется, но всё же… Это было одной из главных притягательных особенностей «Warhammer» (для краткости, будем так называть эту систему и дальше): практически любой поклонник фэнтези мог найти себе армию по душе.

Разумеется, правила за последние тридцать лет не стояли на месте, периодически появлялись как новые редакции основных правил, так и новые версии армибуков – книг, посвящённых той или иной армии. Причём, подход был основательный: пара сотен страниц общих правил, ещё примерно столько же – на каждую из армий. Два увесистых, красочных талмудов, регулировавших поведение армий на столе.

Основа игры примерно такова: есть армия, у которой должна быть определённая структура – военачальник и пехота обязательны, могут быть также герои, элитные войска, а то и вовсе редкие и уникальные боевые машины, чудовища, звери. У каждого юнита есть стоимость в очках и место в листе организации армии: скажем, для того, чтобы взять подразделение элиты, нужно было сначала взять то или иное количество пехоты. Теоретически это позволяло сохранять баланс по силе у разных армий, на практике были нюансы. Они всегда есть.

Warhammer

После того, как армии набраны и расставлены на поле боя (хотя расстановка – отдельная и очень важная часть игры, здесь стоило подумать), начинается сам бой. Для простоты ход делился на фазы: движения, магии, стрельбы, рукопашного боя. Результаты боевого столкновения рассчитывались довольно сложным образом: у каждого бойца были определённые показатели – например, стойкости, меткости, силы. Если ваш боец стрелял во вражеского, то сначала бросался кубик и выпавший результат сравнивался с навыком стрельбы вашего воина. К примеру, если навык стрельбы равен 1, то, чтобы попасть в цель, на кубике нужно выкинуть 6. И наоборот: при навыке стрельбы 6 достаточно выкинуть 1 или больше, чтобы попасть. Но это ещё не всё: теперь нужно сравнить силу вашей модели и стойкость той, по которой она стреляет. Если сила равна 1, а стойкость 6, то ранить противника можно только выкинув на кубике 6 – ну и так далее, уточнить результат можно было по специальной таблице в книге правил. После этого противник мог бросить «спас-бросок» – к примеру, за дорогие доспехи – и, в результате, оказывалось, что нанесённая рана не причинила ему вреда.

Правда, бой, как правило, вели не одиночные модели, а целые отряды, так что и бросался не один кубик, а целая пригоршня. Более того – передвижение этих отрядов было крайне важной частью игры, продуманное перемещение могло дать преимущество – или доставить немало неприятностей противнику.

Словом, это была сложная, но довольно увлекательная настолка: полностью подготовленное поле боя, на котором расставлены укрепления и тщательно открашенные армии – великолепное, захватывающее зрелище даже само по себе. Не зря же многие собирают модели не только для игры, но и для коллекции, «на полку».

Warhammer

Интерлюдия: Разминка перед боем

Когда вместо очередной редакции основного сеттинга стали появляться игровые книги цикла «Конец времён» («End Times»), игроки не почуяли подвоха. Или, может быть, надеялись на лучшее. Каждая такая книга рассказывала историю о том или ином герое одной из основных фракций. К примеру, начался цикл с книги о Нагаше, великом некроманте, повелителе мёртвых, в войске которого были одновременно зомби, вампиры и прочие подобные создания. Книга, по сути, напоминала своего рода исторический трактат, подробно рассказывая о каждой битве, о задействованных в ней войсках – и предлагая сценарии, которые позволяли воплотить эти битвы на игровом столе.

Принципиальных нововведений было, по сути, два. Во-первых, «Конец времён» позволял объединить сразу несколько близких армий: Царей Мёртвых и Графов Вампиров или несколько видов эльфов. Ранее предполагалось, что те же фракции остроухих  не очень-то любят друг друга, объединять их было нельзя. Второе нововведение – явный курс на повышение размеров игры: великие полководцы и герои, которых разрешалось ввести по этим книгам, требовали себе соответствующего обрамления. Если бы вы хотели выставить на поле армию, состоящую из Нагаша и самой простой пехоты, воинов-скелетов, то их бы понадобилось 250 штук. Или порядка 20 боевых колесниц со скелетами, если брать самые «дорогие» из обычных юнитов. Словом, размах впечатлял…. С другой стороны, сами миниатюры новых героев, по большей части, были потрясающе красивы.

Игроки, в общем-то, ожидали, что после выпуска всех книг появится новая редакция основной книги правил, вносящая изменения, вызванные «Концом времён», но не тут-то было. Разразилась пресловутая «Эра Сигмара»…

Нас не ждали…

Сигмар, упрощенного говоря, доброе божество во вселенной Warhammer fantasy. В ходе событий «Конца Времён» был разрушен Старый Мир, Боги Хаоса победили, а немногочисленные выжившие представители прежних рас были рассеяны по другим мирам. Чтобы противостоять воителям Богов Хаоса, и пришли Избранные воины Сигмара – священные воины, нечто среднее между зомби и обитателями Вальхаллы. Первые книги (в том числе и игровые) «Эры Сигмара» были посвящены их противостоянию с воителями Кхорна, бога насилия и кровопролития.

Но воздействие новой эпохи на правила оказалось ещё сильнее: «Эра Сигмара» действительно другая, принципиально отличающаяся. Во-первых, отменили ограничения на состав армии: есть несколько фракций (Хаос, Смерть, Разрушение, Порядок), любые их воины могут объединяться как угодно. То есть теперь вышеупомянутый Нагаш может рассекать в сопровождении десятка скелетов, а не двух сотен, как это было раньше. Заодно ушла в небытие и стоимость персонажей в условных очках. Это, пожалуй, вызвало наибольшее неприятие, так как стало несколько непонятно – как собрать две армии, примерно равные по возможностям. В правилах предлагается договариваться между собой, но это совершенно не выход, если играть вы намерены в клубе или на турнире – там невозможно предсказать, кто будет соперником.

Warhammer

Более того, отменили все таблицы, в которых сравнивались между собой характеристики. Теперь всё стало проще: у каждой модели есть определённое число, которое ей нужно выкинуть на кубике, чтобы попасть по противнику. Правда, у противника могут быть модификаторы, которые изменяют это число. Ну, к примеру, ведьмы тёмных эльфов попадают по противнику, выкинув на кубике 3 и больше, а ранят – при результате 4 и больше. При этом противник в полной мере может применить спас-броски. С другой стороны, пресловутый Нагаш одним из орудий попадает на 3+, ранит на 2+ и при этом вычитает 3 из результата спас-броска. Например, ваш бросок 3+, вы кинули кубик и получили 5 – вы спасены. Если по вам били ведьмы, но вы хватанули удар от Нагаша, то ваши 5 превращаются в 2 – спас-бросок провален, рана нанесена.

В целом базовые правила занимают теперь четыре (!) страницы, а не пару сотен, как раньше, и разобраться в них новичку ныне гораздо проще. Приобщиться к настолке стало ещё и дешевле: теперь можно купить на пробу пару коробок с солдатиками, а не пять-шесть, как прежде. Ветераны, конечно же, недовольны – тем более что многие привычные наработки уже не годятся, надо искать что-то новое. К примеру, пресловутые манёвры уже не срабатывают так, как раньше.

При этом, введено ещё одно новшество, которое вызвало, мягко говоря, смешанную реакцию. Дело в том, что играть старыми миниатюрами можно, для них даже написали правила, но… они были проникнуты довольно странным чувством юмора. Людям, привыкшим играть в «серьёзный варгейм», предлагалось изобразить, что они скачут на лошадке, или кричать боевые кличи, чтобы получить те или иные игровые преимущества. С миниатюрой одного из персонажей была возможность даже поговорить – причём самый большой бонус полагался, если он ещё и ответит. Словом, «Games Workshop» давала понять, что данные правила – не более чем ироническое прощание с давней историей, а на смену им идёт нечто новое.

Warhammer

По сути, дальнейшее развитие «Warhammer», судя по всему, будет основано на книгах кампаний. В них будет описан кусок истории этого нового мира, войска, которые были задействованы в данных сражениях, – и предложены сценарии, которые помогут разыграть битвы на столе. Это снимает сразу несколько проблем, включая пресловутую стоимость в очках и систему набора армии: всё уже прописано в книгах и насколько сбалансированы армии – не так важно. Представьте, например, что вы отыгрываете сражение 300 спартанцев: состав войск известен заранее, соперники по силам, казалось бы, неравны, но ведь суть-то не в этом.

На данный момент у «Эры Сигмара» две очевидные проблемы: во-первых, проводить по этой системе турниры, подобные тем, что до сих пор проводятся по «Warhammer fantasy» просто невозможно. Но, с другой стороны, сама GW никогда и не заявляла свой продукт как «спортивную дисциплину». Вторая проблема заключается в том, что вся мифология подверглась «перезапуску» и на данный момент ГВ развивает только новую линейку миниатюр и связанные с ней продукты. Что оставляет в стороне поклонников других фракций, тех, кто не играет ни за кхорнитов, ни за воинов Сигмара. И когда выйдет в свет что-то посвящённое остальным многочисленным расам – до сих пор не  очень понятно.

С другой стороны, пока нет книг кампаний, можно просто играть старыми миниатюрами в новую игру – благо, правила на них бесплатно выложены на официальном сайте. Если так уж не нравится, то шуточные добавления к правилам можно просто игнорировать. В целом, «Эра Сигмара» получается более быстрой – причём как по темпу событий, так и по затратам времени: с большой армией ФБ одна расстановка могла занять столько же времени, сколько сейчас целая партия. При этом простор для тактики и стратегии есть, четыре страницы тому не помеха (много ли занимают правила шахмат?), просто искать приходится заново – и не всегда там, где было раньше.

Warhammer

Для России, разумеется, добавляется ещё и проблема стоимости, тем более, в разгар кризиса. В русских интернет-магазинах стартовый набор новой игры (две фракции, 47 миниатюр и т.п.) продают по цене от 7 до 9 тысяч рублей. Отдельный отряд для вашей армии обойдется в три с небольшим тысячи рублей, а полководец сам по себе – в две с половиной тысячи. Правда, если сравнивать с другими варгеймами той же фирмы, то «Эра Сигмара» может оказаться даже дешевле.

С другой стороны… Когда это человека останавливали цены на любое хобби? Если заглянуть на огонёк к собирателям «action figure», то можно убедиться, что варгеймы – не самые дорогие игрушки для взрослых. А все остальные проблемы… Мифология – нарастёт, количество книг и миниатюр увеличится, а любители поиграть на столе в войну демонов, вампиров, зомби и прочих эльфов на драконах, думается, никуда не денутся, пока люди любят ужасы и фантастику.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх