ДЕМОН ВНУТРИ

Черная смерть / Black Death

Германия, 2010

Режиссер: Кристофер Смит

Сценарий: Дарио Полони

В ролях: Шон Бин, Эдди Редмэйн, Дэвид Уорнер, Кэрис Ван Хаутен, Джон Линч, Кимберли Никсон, и другие.

Черная смерть. Постер

Вплоть до наших времен, самыми глубокими и мрачными фильмами, затрагивающими тему Средневековья, оставались «Имя розы» Жан-Жака Анно и «Плоть и кровь» Пола Верхувена. Теперь у них появился более-менее серьезный конкурент – фильм Кристофера Смита «Черная смерть». Голливудские высокобюджетные проекты вроде «Первого рыцаря» и «Царства небесного», не в счет. Но сможет ли «Черная смерть» стать настолько же знаковым и запоминающимся фильмом, как работы Верхувена и Анно?

Завязка, вроде бы, обещает что-то наподобие синтеза двух этих картин. С одной стороны, в фильме разыгрывается карта религиозной нетерпимости, а одним из главных героев является молодой монах (как в «Имени розы»). С другой – здесь присутствует и небольшой отряд побитых жизнью «псов войны», а все действие разворачивается на фоне эпидемии чумы (как в фильме Верхувена).

Англия, 1348 год. Страна охвачена черной смертью, но об одной деревушке на севере ходят странные слухи: мало того, что болезнь ее не затронула, так поговаривают, что там еще и богохульные ритуалы проводятся, а заправляет всем некий некромант. Отряд бывалых бойцов под предводительством рыцаря Ульрика (Шон Бин) отправляется по заданию церковного руководства в дальний поход, чтобы найти деревню еретиков и навести там порядок, а главного смутьяна привезти обратно в железной «клетке позора».

Черная смерть. Кадр

По дороге отряд заглядывает в монастырь и обзаводится проводником в лице молодого послушника Осмунда. Монашек, впрочем, присоединяется к отряду не потому, что горит желанием искоренять ересь. Осмунд стремится покинуть монастырь, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной, мирянкой Авриль, которая, по его совету, также ушла к окраинам, чтобы спастись от чумы.

Казалось бы, перед нами история, выдержанная в духе «темного фэнтези». Но так было бы, если в фильме действительно присутствовали некромантия, вызов демонов и прочие вещи, о которых говорилось в начале ленты. На деле все оказывается несколько проще (впрочем, можно сказать и наоборот: не все так просто).

Сказать по правде, на этом рассказ о фильме можно было бы и закончить – поскольку не хотелось бы раскрывать детали сюжета.

Фильм, конечно, тяжелый и беспросветный, что иногда бывает интересно, но – лишь в том случае, когда в основе происходящего лежит некий глубокий смысл. Не будем утверждать, что «Черная смерть» - фильм совершенно (или по большей части) бессмысленный, но… хотелось, все-таки, большего, причем значительно. Если предположить, что в основе ленты лежит бичевание религиозного мракобесия, то можно лишь подивиться зачем это было нужно, ведь существует масса произведений, которые намного более язвительно справляются с этой задачей, обличая Церковь и Инквизицию (и наибольшую ценность среди них представляют документальные свидетельства тех зверств). Фильмом ужасов или сказкой данный труд также не является – в нем присутствует лишь легкий ореол мистики, который по ходу действия полностью развенчивается. Остается воспринимать его лишь как попытку создать предельно реалистичный исторический фильм о Средневековье – без голливудского постановочного размаха и актеров, которым нужно платить десятки миллионов долларов. Мы видим грязь под ногтями персонажей и пропитанную потом и пылью щетину на их небритых лицах. Едва не чувствуем вонь от чумных нарывов. Вот только зачем это все – так и остается загадкой.

Черная смерть. Кадр

При всем при этом – фильм не дает заскучать до самых последних кадров, имеет сильный сценарий и отличается высоким качеством картинки. Ему не хватает лишь некоего стержня, который помог бы «Черной смерти» занять достойное место в золотом фонде кинематографа, хотя зато в реализме ему не откажешь. Никого из актеров в халатности тоже не упрекнешь. Особенно Шона Бина, на чьих плечах, по сути, все и выезжает. Но даже старания этого очень талантливого актера не помогают привести картину к некоему знаменателю. Особенно, если учесть, что его герой Ульрик выглядит точно так же, как его же Боромир из «Властелина Колец». Даже порой возникает впечатление, что это именно Боромир и вернулся, дабы в очередной искупить проступок, совершенный им в той, абсолютно другой истории. Боли, страданий, рефлексии и самопожертвований в «Черной смерти» более чем достаточно. Но подлинного сочувствия не встречают ни протагонисты фильма – фанатичные христиане, ни их противники – отрекшиеся от Бога еретики, которые, при ближайшем рассмотрении, оказались не столь уж и плохими.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх