Песнь праха / Bone Song (роман)
Автор: Джон Мини
Жанр: нуар, детектив
Издательства: АСТ, АСТ Москва, Харвест
Серия: Science Fiction
Год издания: 2009 (в оригинале — 2007)
Похожие произведения:
- Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон» (цикл)
В романе «Песнь праха», открывающем серию о приключениях «крутого» и жесткого копа Донала Риордана, используется большой арсенал приемов и тем — на страницах книги представлена и НФ, и фэнтези, и полицейский процедурный роман, и нуар (о последнем несколько позже), и даже элементы литературы ужасов.
В книге правит бал прежде всего атмосфера, изощренная фантазия и изобретательность автора. Особенно удалась Мини идея питания городов: энергию они получают из некропотока, создаваемого в специальных котлах костями умерших людей. На один котел требуется 2000 загубленных душ, а если учесть, что котел далеко не один и что кости талантливых людей имеют большее энергосодержание, то такая картина мира вызывает неприкрытый ужас, пробирая не на шутку. И это только одна из неприглядных сторон описываемой реальности. Неосторожного жителя ждет гораздо больше опасностей, особенно если у него нет власти и денег. Атмосфера в целом автору удалась: в таком мире жить не хотелось бы. Да что там жить, даже посетить какой-либо из этих городов с экспресс-туром желания не возникает.
Первая треть романа по большей части и посвящена нагнетанию атмосферы и раскрытию тайн окружающего мира. Мини делится секретами постепенно, иногда нехотя, он не вываливает на читателя все сразу на первых же страницах.
Все в той же первой трети Мини обыгрывает тему Женщины и Неукротимой Страсти к ней, характерную для классического нуара 40–60-х гг., которую в современной литературе почти никто из мастеров криминального жанра не поднимает в чистом виде. За исключением, конечно же, К. Харрисона, Дж. Сигела, Д. Лихейна, находиться среди которых Мини имеет полное право. Одержимость страстью автор использует в романе дважды, и каждый раз по-разному и на достаточно высоком уровне. Кроме того, в отличие от того же Харрисона, Мини не ограничивается классическими темами и мотивами классического же нуара — он использует и современные приемы, характерные для неонуара. Что касается атмосферы, то ее Мини нагнетает прежде всего внешними средствами — описанием враждебной человеку среды и достойными ее социальными устоями. В героях Мини нет надлома, глубокого одиночества, духовной слабости героев Д. Гудиса; паранойи и неопределенности бытия Вулрича; рационализма, жестокости и цинизма Р. Старка (Д. Уэстлейка); агрессивности и свирепости Дж. Эллроя и Д. Писа; поэтичности Дж. Ли Берка. У героев Мини свой голос — и это просто отлично. Отдельно хотелось бы отметить сцены в хижине в лесу и эпизод последующей реабилитации Риордана.
Далее Мини погружается в дебри полицейского расследования, используя приемы полицейских процедурных романов. Многие детали, конечно, любопытны и интересны, но открываемые по ходу следствия темные тайны и грехи не произведут особого впечатления на поклонников криминального жанра. Даже у южноафриканского «Коннелли» Деона Мейера секреты прошлого выглядят несколько убедительней и больше леденят душу. Здесь Мини уже скупится на загадки окружающего мира, уделяя больше внимания организации работы полицейского управления. В конце романа Мини включает в ткань повествования так называемую «ударную концовку» — в духе У. Тенна, Ф. Брауна (НФ) или Д. Ритчи (детектив).
Несмотря на названные недостатки, книгу стоит почитать как минимум по двум причинам. Во-первых, нечасто в романе смешивается столько разнородных элементов. А во-вторых, нечасто на русском радуют читателей романами направления «New Weird» («Новые странные»).
Комментариев: 0 RSS