Инцидент на Лох-Нессе / Incident At Loch Ness
Великобритания, 2004
Жанр: мокьюментари, драма, ужасы
Режиссер: Зак Пенн
Сценарий: Зак Пенн
В ролях: Вернер Херцог, Китана Бэйкер, Габриэль Беристайн, Зак Пенн
Похожие фильмы:
- «Мой домашний динозавр» (2007)
- «Паранормальное явление» (2007)
- «Эксперимент в Сент-Френсисвилле» (2000)
В 2004 году режиссер Зак Пенн представил на суд общественности картину «Инцидент на Лох-Нессе». Если говорить о ней максимально коротко, то это мокьюментари, псевдодокументальная лента о поиске одного из самых известных в мире чудовищ. Режиссер Вернер Херцог, известный своими эксцентричными выходками и бесконечной преданностью киноискусству, отправляется в Шотландию, на то самое озеро. За ним по пятам следует Джон Бейли. Его не очень интересует Несси – он снимает кино о прославленном режиссере, стремясь показать съемочный процесс и особенности киношной «кухни». И после несколько затянутого начала, когда зрителя знакомят с действующими лицами (среди которых есть и сам Пенн), начинается настоящая история.
Даже не так. История начинает раскрываться, подобно матрешке, открывая все новые грани конфликтов, которые будут постепенно развиваться, пока не достигнут своей кульминации в финале.
Называть «Инцидент на Лох-Нессе» фильмом ужасов в изначальном понимании этого слова было бы некорректно. В картине намешано всего и немало: есть тут и размышления о киноискусстве, и драма, построенная на разном понимании героями слова «успех». Нашлось в картине место и для комедийной составляющей, вроде рассуждений об «отпадающей» с нижнего белья грязи и способностей фанатиков вызывать доверие у людей. При неумелом обращении с таким количеством элементов картина, скорее всего, попросту расползлась бы по швам, так и не превратившись в единое целое. Но Зак Пенн умело избегает этой проблемы, во многом благодаря тому, что его творение представляет собой как бы «фильм о фильме». В небольших вставках персонажи – большинство из которых, в общем-то, камео – комментируют свои действия, объясняют причины поведения, и за счет этого возникает непередаваемое и недостижимое в других жанрах чувство веры в происходящее на экране.
Конфликты не вносятся в картину искусственно, они произрастают из самих характеров действующих лиц. Режиссер Вернер Херцог искренне желает показать зрителю настоящую погоню за чудовищем, в то время как продюсер уверен, что без красотки в бикини успехом лента пользоваться не будет. В результате они оба идут на некоторое искажение истины, подлог, но при этом уверены, что поступают правильно. И зритель, следящий за происходящим глазами Бейли, беспристрастного наблюдателя, сам решает, на чью сторону ему вставать, чьи аргументы считать истинными. В «Инциденте» нет однозначных героев и однозначных злодеев, да они и не нужны, ведь наблюдать за взаимодействием обычных людей, отстаивающих свои взгляды на вещи, куда интереснее.
Что вызывает отдельный интерес, так это безжалостность, с которой Зак Пенн срывает покровы с процесса кинопроизводства. Он не стремится излишне романтизировать свою работу, хотя у него, без сомнения, была возможность это сделать. Процесс съемок показан настолько честно, насколько это возможно: герои ни на секунду не забывают о бюджете и идут на массу ухищрений, чтобы снять нечто, красиво выглядящее на экране, пусть и не вполне соответствующее истине.
Так, пробираясь по тропе мелких интриг, конфликтов с местным населением, коротких интервью и поисков способов сделать дешево и быстро, но обязательно красиво, зритель незаметно подбирается к кульминации. Неторопливо развивающийся сюжет приходит к столкновению с монстром незаметно, именно тогда, когда начинает казаться, что слово «хоррор» вообще не имеет никакого отношения к этому фильму.
Глупость, недальновидность и жадность запирают съемочную группу на заглохшей в густом тумане лодке. Рация не работает: она выпотрошена по приказу продюсера. И в такой ситуации, когда появляется Несси, внезапно становится ясно, что картина, до этого момента не имевшая ничего общего с ужасами, каким-то магическим образом оказалась пропитана саспенсом, которому могли бы позавидовать лучшие триллеры последнего десятилетия. Зрителю демонстрируют немногое: неясную рябь на воде, мелькание чего-то темного среди волн, зеленую точку на радаре… Но тем не менее в озерного монстра верится сразу и безоговорочно.
Несмотря на то, что сцен с участием Несси в фильме заметно меньше, чем повествующих о межличностных отношениях, говорить, что эта часть ленты менее важна, нельзя. Появление Несси в картине – это некое символическое обозначение того, насколько глупо полагать, что абсолютно все можно держать под контролем. Когда приходит время, природа или, если угодно, потусторонние силы, провидение делают свой ход, и степень готовности человека к этому ходу зависит лишь от него самого.
Если говорить о технической стороне картины, то можно позволить себе быть кратким. «Инцидент на Лох-Нессе» – это не та лента, которая создана для наслаждения визуальными или звуковыми эффектами. В этом отношении она больше похожа на рассказ о том, на какие уловки идут кинематографисты, чтобы зритель мог наслаждаться красивой картинкой и слышать именно то, что ему нужно услышать.
Подводя итог, можно лишь выразить свое восхищение этой необычной лентой. «Инцидент на Лох-Нессе» – это одна из картин, наглядно демонстрирующих, насколько широки рамки хоррора как жанра. Умело используя приемы документальной съемки, Зак Пенн сумел создать ленту, приближающую изображение на экране к реальности настолько сильно, насколько это вообще возможно. Режиссер напомнил зрителям, что мокьюментари – это не только бегающие по лесу подростки с камерами наперевес и двигающаяся сама собой домашняя утварь, а фильмы ужасов – это не только скрипы в темноте и тускло мерцающие клыки. С этим умным, по-хорошему занудным и, безусловно, интересным фильмом обязательно стоит ознакомиться всем, кто устал от однообразия основной массы хорроров.
1 Fakir 29-05-2018 12:09
Срыв покровов от топового голливудского сценариста? Легендарный Вернер Херцог? Мета-хоррор на тему кинопроизводства? Как я мог ничего не знать об этом фильме?! Большое спасибо за такую наводку, немедленно скачал.