ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Американский оборотень в Лондоне / An American Werewolf in London

Великобритания, США, 1981

Жанр: ужасы, драма, комедия

Режиссер: Джон Лэндис

Сценарий: Джон Лэндис

В ролях: Джо Белчер, Дэвид Нотон, Гриффин Данн, Дженни Агаттер, Дэвид Скофилд, Брайан Гловер

Похожие фильмы:

Забавно, но некоторым людям иногда удается в точности исполнить мечты юности. Например, Джон Лэндис в возрасте восемнадцати лет написал сценарий ужастика, а по прошествии двенадцати лет, в свои зрелые и опытные тридцать, вернулся к задуманному и осуществил затею: снял легкий молодежный ужастик, включающий романтику с долей эротики и большим количеством вполне английского юмора. Просто именно в 1980 году Джону удалось найти деньги на свое кино.

Джон Лэндис начал голливудскую карьеру в должности посыльного и продвигался довольно лихо: уже третий фильм, сделанный им, «Братья Блюз», сумел заработать  неплохую кассу в прокате. После чего решительный кинематографист, не долго думая, всю прибыль бросил на производство фильма по собственному сценарию. Помимо решительности Джон обладал наметанным глазом и тонким чутьем. Снятый им фильм получил «Оскар» и был награжден премией «Сатурн» как лучший фильм ужасов 1982 года.

Считается, что исполнителя главной роли — Дэвида Кэсслера, американского студента, превратившегося в оборотня, — Лэндис впервые увидел на экране телевизора в рекламе напитка «Доктор Пеппер». Но вообще-то в 1980 году Дэвиду Ноттону было уже двадцать девять, и он, как и многие молодые актеры, успешно работал, снимаясь в разножанровых сериалах.

Медсестру Алекс сыграла британская актриса Дженни Агаттер. Всего на год старше американца Ноттона, в профессии она была намного опытнее его, потому что работать в кино начала еще девочкой. Свои роли, в основном, она играла в экранизациях английской классики.

Тем не менее, в фильме Дженни и Дэвид создали убедительный и трогательный дуэт: он — молодой пылкий студент, она — одинокая женщина с несчастливой судьбой, принимающая горячее участие в судьбе оказавшегося в трудной ситуации юноши, которого полюбила.

В конце концов именно чувства двоих влюбленных приобретут решающее значение в финале. То, что начиналось как ужастик, продолжилось как ироническая драма с элементами мистики и детектива, а в финале, хотя и ненадолго, заставило вспомнить Шекспира (да, писатель такой XVI века). Прекрасные глаза плачущей Алекс способны растрогать самых черствых и циничных людей (даже тех, кто пережил «Титаник»).

Конечно, в наши дни тема вервольфов в кино уже не так свежа. Но в свое время «Американский оборотень в Лондоне» пользовался большим успехом у зрителей и считался новаторским. Причем, в первую очередь — благодаря спецэффектам. Фильм так понравился Майклу Джексону, что он даже пригласил Джона Лэндиса для съемок своего знаменитого клипа «Триллер». В 1982 году фильм выдвигался на «Оскар» сразу в нескольких номинациях, но победил только в одной — за лучший грим. Действительно, впечатляющая работа художников!

В XXI веке уже трудно оценить по достоинству многие киноновшества прошлых лет, но сама по себе простая история, рассказанная без изысков, зато эмоционально и с чувством юмора, вполне способна удержать внимание зрителя и теперь.

Мало кто сумеет не включиться в происходящее на экране и не посочувствовать двум молодым студентам, которые из соображения экономии путешествуют автостопом по северной Англии — как придется, пешком или даже в фургоне с овцами.

Заблудившись в незнакомой глуши, они попадают ночью в деревенский трактир, полный не очень-то дружелюбных местных завсегдатаев. Эти люди ведут себя странно и определенно что-то скрывают. Свои тайны они надежно держат при себе и не намерены делиться ими с чужаками.

Из-за этой скрытности и происходит трагедия. Темной дождливой ночью в отдаленной вересковой пустоши в Англии происходит событие, которое определяет дальнейшие злоключения двух парней. Студенты продолжают путь уже в другом качестве: один — в виде оборотня, а другой — в виде… трупа (да, и зомби здесь тоже есть: набор «хэппи-хоррор» почти целиком, за исключением вампира).

В этом фильме используется редкая трактовка темы оборотня. По версии Джона Лэндиса души всех людей, растерзанных этими чудовищами, вынуждены мучиться в Лимбе, между адом и раем, таскаясь за своим убийцей призрачными трупами и не имея возможности избавиться от гниющего тела. Два друга — оборотень и мертвец — то и дело обсуждают проблемы бессмертия и послесмертного проклятия.

Их забавные диалоги как раз и являются одной из приятных (и не испортившихся со временем) изюминок фильма. Имеются и другие: виды старого Лондона, красота главной героини, кадры с нею в больнице, позволяющие пофантазировать на эротические темы, одна из лучших в мировом кино сцена массово бьющихся автомобилей (не каждый фильм-катастрофа, посвященный апокалипсису, может похвастаться так хорошо поставленной паникой в городе). И — красивая музыка Элмера Бернстайна, который написал саундтреки к более чем двумстам фильмам. На счету у этого композитора, помимо «Американского оборотня…», числятся еще и «Охотники за привидениями», и «Сумерки» (да, да, и эти гламурики тоже! Ну, а что? Музыка-то хорошая!).

Даже странно, что после большого успеха «Американского оборотня…» режиссер не загорелся желанием создать продолжение. Видимо, Джону Лэндису все-таки больше пришлись по душе чистые комедии: именно в этом жанре он и продолжил свои кинематографические труды (среди наиболее известных его фильмов — «Поменяться местами» и «Поездка в Америку» с Эдди Мерфи).

А продолжение все-таки сделали, но спустя шестнадцать лет и с совсем другим режиссером. Энтони Уоллер снял фильм «Американский оборотень в Париже», где только один персонаж — Серафин, дочь Алекс и Дэвида Кесслера, героев лондонской истории, — напоминает об оригинальной картине. Но это уже — во всех смыслах — совсем другая история.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх