DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Обитатели мрака

В 2005 году любители жанра хоррор получили шанс на 100 минут погрузиться во мрачный, холодный и пугающий мир подземных пещер вместе с пятью отважными девушками-экстремалками. Что это, необычная экскурсия? Нет, это — успешный фильм ужасов Нила Маршалла «Спуск», снискавший одобрение кинокритиков и неоднократно получивший звание «одного из самых страшных фильмов в мире». Каким же образом британцам удалось напугать соскучившуюся по качественному саспенсу и ощущению первобытного страха публику?

Создание

Вслед за финансовым успехом ужастика-боевика «Псы-воины» 2002 года режиссёр Нил Маршалл немедленно получил множество предложений для дальнейшего развития карьеры в сфере ужасов. И хотя он был не очень рад оказаться навсегда заточенным в образ хоррормейкера, так как желал делать разные фильмы и пробовать свои силы в других направлениях, получив сценарий «Спуска», Машалл согласился поставить картину, отметив, что её задумка сильно отличается от «Псов-воинов».

Сюжет знакомит зрителя с подругами-экстремалками, одна из которых, Сара, недавно попала в автомобильную аварию, потеряв в ней мужа и маленькую дочь. Желая помочь Саре поскорее вернуться к ощущению жизни, подруги собираются в лесах Северной Америки, чтобы исследовать глубокие подземные пещеры, недоступные для туристов. Прибыв на место, девушки обнаруживают новый, ранее неизведанный проход и решают воспользоваться им. Но в результате неожиданного обвала они оказываются запертыми в темноте, и их единственным шансом на выживание в недружелюбных каменных сводах становится другой выход, на поиски которого героини и отправляются. Мрак, холод и клаустрофобию дополняет внезапное осознание того, что за девушками следуют хищные обитатели пещер — слепые и голодные первобытные монстры.

В руках режиссёра первоначальный сценарий претерпел значительные изменения. Стараясь сделать персонажей фильма как можно более нестандартными — и, следовательно, как можно более реалистичными, — Нил Маршалл отказался от первоначальной идеи «мультигендерной» компании туристов, пригласив на главные роли в фильме только женщин. Своё решение режиссёр объяснил так: «Женщины обсуждают свои чувства о конкретной ситуации, что солдаты из «Псов-воинов» делать никогда бы не стали». К тому же девушки были разных национальностей, каждая обладала своим акцентом, что делало героинь ещё более яркими и запоминающимися. За них хотелось переживать, им можно было сочувствовать, вместе с ними можно было бояться — а это важная составляющая успеха фильма ужасов.

По словам Маршалла, источником вдохновения для «Спуска» послужили триллеры «Нечто», «Техасская резня бензопилой», «Избавление», а также ряд итальянских джалло-хорроров. Режиссёр пытался добиться эффекта, который был редкостью для типичных американских ужастиков начала нулевых годов. «Спуск» не должен был пугать зрителя с первых минут, сразу раскрывая все карты: напряжение должно было нарастать неторопливо, чтобы к середине фильма мы буквально дрожали от страха и переживали ужас вместе с героинями. Маршалл давил на психику аудитории не только с помощью жутких монстров из подземелий. Важными составляющими хоррор-наполнения стала также его игра на боязни темноты и клаустрофобии. Оба фактора замечательно вписались в антураж холодных пещер, куда не ступала нога человека.

Локации

Природные сцены фильма были сняты в Шотландии, в то время как для интерьерных эпизодов была использована съёмочная площадка студии Pinewood Studios недалеко от Лондона. Создатели сочли опасной и затратной постановку в настоящих пещерах, поэтому решено было построить их модель, в которой и проходили съёмки. За создание локаций отвечал постановщик Саймон Боулз, ранее уже работавший с режиссёром над «Псами-воинами», а позже поучаствовавший и в создании сиквела «Спуска». По его плану для съёмок была построена 21 модель пещер, а для второго фильма собрали еще 9 дополнительных. Позже кинокритики положительно отмечали работу Боулза, говоря, что ему удалось достоверно воссоздать атмосферу вечной подземной тьмы.

Монстры

За дизайн монстров в фильме отвечали режиссёр Нил Маршалл и художник по гриму Пол Хайетт. Эти создания, долгие годы обитавшие в темноте, были задуманы как потомки пещерных людей, эволюционировавшие и в результате идеально приспособившиеся к охоте и выживанию во мрачных глубинах. Их называют «ползунами» («crawlers»). Они абсолютно слепы, но имеют прекрасное обоняние и слух, а также способны легко ползать по каменным сводам, в честь чего и получили своё имя. Интересно то, что создатели грима ползунов скрывали итоговый дизайн от актрис вплоть до съёмок первой сцены, в которой монстр появляется позади девушек, так что их испуг в кадре был абсолютно натуральным. Актриса Натали Мендоза, исполнившая роль Джуно, вспоминает: «Мы все тогда чуть не намочили штаны и разбежались в разные стороны, с криком и истеричным хохотом».

Среди монстров была установлена особая иерархия, и среди них могли встречаться как особи мужского, так и женского пола, а также их дети. Маршалл поясняет свою идею так: «Это колония, и на мой взгляд, её существование гораздо реалистичнее классической иерархии монстров. Если бы они все были мужского пола, то это не имело бы никакого смысла, так что я постарался создать им более реалистичный контекст. Я хотел, чтобы они были первобытными, но очень напоминающими человека существами. Мне не нужны были какие-то пришельцы, потому что ничего не может быть страшнее человека». По этой причине первоначальный дизайн звероподобных сущесв был изменён в пользу их «очеловечивания». Первоначально, к примеру, они имели белую кожу, но позже она сменилась на более грубую и подходящую для продолжительной жизни в пещере. Также ранее монстры могли фосфоресцировать в темноте, но свет получался слишком ярким, отражаясь от стен пещеры, поэтому и от этой идеи пришлось отказаться.

В сиквеле дизайн монстров снова изменился, пусть и ненамного. Они получили способность к маскировке при помощи новых оттенков кожи. По словам дизайнера Пола Хайетта, режиссёр второй части Джон Харрис хотел, чтобы создания стали «более дикими, грубыми и уродливыми», после чего они приобрели еще и ряд острых акульих зубов, которыми легко было бы разрывать пойманных жертв.

Отзывы

Премьера фильма состоялась на шотландском фестивале ужасов «Dead by Dawn» 6 июля 2005 года. Англоязычные таблоиды торжествовали. «Приготовьтесь: британские хорроры поднимаются из могилы», — писали они и были правы. «Спуск» был принят публикой на ура, получив 85 % положительных отзывов на сайте Rottentomatoes.com и заработав в мировом прокате 57 миллионов долларов, более чем окупив свой бюджет. Критики назвали его «одним из лучших фильмов года» и «лучшим фильмом ужасов последних лет». Фильм был выпущен на DVD и Blu-ray в декабре 2006 года, а позже получил и ре-релиз в формате 3D.

Сиквел

Оценив тёплый прием «Спуска» зрителями, компания Celador Films дала «зелёный свет» съёмкам продолжения. «Спуск 2», к счастью, не был запущен по горящим следам оригинала, а появился лишь четыре года спустя, 24 августа 2009 года на фестивале «Fantasy Filmfest». Но при этом создатели допустили другую ошибку — сюжет сиквела прямо продолжил первую часть, практически полностью игнорируя её жуткую концовку. А ведь она оставляла прекрасное место для создания приквела: в одной из сцен можно было наблюдать старый крюк для веревки, наличие которого сообщало героиням, что примерно за сто лет до событий фильма какая-то группа уже исследовала пещеры. Но эта возможная зацепка для сюжета об истории, предшествующей «Спуску», была создателями, к сожалению, то ли забыта, то ли упущена. В итоге второй фильм стартует практически с того же момента, где закончился первый. Из уже знакомых зрителю героинь на сцену вернулись только Сара в исполнении Шоны Макдональд и Джуно, которую вновь сыграла Натали Мендоза. Тем не менее в многочисленных флэшбеках и отсылках можно наблюдать практически весь каст из первой части.

Выжившая и потерявшая память Сара спаслась и попала в больницу, где её допрашивает местный шериф. Никакой информации от раненой девушки получить не удаётся, и страж порядка снаряжает экспедицию спелеологов, которая должна вновь спуститься в пещеры вместе с Сарой и попытаться найти её, возможно, уцелевших подруг. Как только группа прибывает на место, память возвращается к девушке, и она сбегает от своих сопровождающих, на которых сразу же нападают монстры. Из-за неудачного выстрела происходит обвал, отрезая спелеологов от внешнего мира. Теперь их задача — найти выживших и поскорее покинуть опасные пещеры.

В сиквеле отчёливо просматривается отсутствие той крепкой режиссёрской руки и вообще интереса к работе, которыми обладал Нил Маршалл, отметившийся на этот раз лишь в графе «исполнительный продюсер». Вторая часть заметно проигрывает оригиналу в нагнетании напряжения и в построении психологии загнанных жертв, коими являлись героини первого «Спуска». С лёгкой руки режиссёра-дебютанта Джона Харриса «Спуск 2» превратился в обычный второсортный ужастик — легковесный, нестрашный и патологически незапоминающийся. Его ни в коем случае нельзя назвать плохим — всё снято «на уровне», пещеры всё так же притягательны, а монстры даже интереснее, чем в оригинале. Но изюминка «Спуска» совсем не чувствуется. Временами даже возникает ощущение, что смотришь не продолжение успешного фильма ужасов, а очередную серию мыльной оперы «Поворот не туда», и благодаря нелепой концовке это чувство только усиливается.

Дилогия «Спуск» стала неожиданным и приятным подарком для всех любителей жанра «хоррор». Фильм режиссёра Нила Маршалла пугает и радует психологической точностью характеров героинь, а вторая часть эффектно завершает линию персонажей, расширяя при этом знания зрителя о монстрах из тёмных глубин. «Спуск» можно смело рекомендовать любителям крепких, насыщенных и напряженных фильмов ужасов, ведь даже спустя несколько лет после выхода на экраны его мрачные пещеры не потеряли своего обаяния и своей пугающей атмосферы. Входите, если осмелитесь, но проверьте, заряжены ли батарейки в вашем фонарике — оставшиеся во тьме вряд ли когда-нибудь снова увидят свет.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)