DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

БЛИЗНЕЦЫ

Очень страшная Белоснежка

Белоснежка: Страшная сказка / Snow White: A Tale of Terror

США, 1997

Жанр: ужасы, фэнтези

Режиссер: Майкл Кон

Сценарий: Томас Е. Сзоллоси, Дебора Серра

В ролях: Сигурни Уивер, Сэм Нил, Джил Беллоуз, Тэрин Дэвис, Брайан Гловер, Моника Кина

Похожие фильмы:

  • «Братья Гримм»
  • «Сонная лощина»
  • «Красная шапочка»

Помните, как начинается сказка братьев Гримм, по мотивам которой написан сценарий фильма? Однажды зимним днем некая королева шила у окна и смотрела на свежевыпавший снег. Случайно уколов палец до крови, она подумала: «Ах, если бы у меня родился ребеночек белый, как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как черное дерево!» И вскоре желание ее точно исполнилось: родилась у ней доченька — белая, как снег, румяная, как кровь, и черноволосая; и была за свою белизну названа Белоснежкой. Но чуть только родилась доченька, королева-мать умерла».

Волшебно. Печально. Только не так все было.

А вот как. Ехал богатый господин с красавицей женой по зимней дороге в карете. Женщина на сносях и время родов уже близко. То ли злым колдовством, то ли просто судьба так распорядилась, но вышли из лесу голодные волки и напуганные лошади опрокинули карету с людьми в овраг. Пока хищники грызли кучера и лошадей, несчастный аристократ попытался помочь раненой жене. Но та, чуя близкую кончину, попросила мужа спасти хотя бы ребенка. И вот она испускает последний вздох, а рыдающий муж охотничьим кинжалом вспарывает ей живот… И снег мешается с кровью. Тогда на свет и появляется необыкновенное дитя: Белоснежка. Впечатляет, не правда ли?

Слоган странного фильма, вышедшего на экраны в 1997 году, «The fairy tale is over» хочется вольно перевести: «Вот и сказочке конец» — и чтобы прозвучало это достаточно ехидно, с подковыркой. Картина с самого начала была задумана как нечто противоположное карамельным диснеевским гномикам вкупе с доброй красавицей Белоснежкой и ее зефирно-воздушным принцем.

Обычно, когда сказки заканчиваются, для подросших детей наступает время реальности: приходит настоящая жизнь. И она, случается, пугает куда серьезнее любой выдумки: ведь в реальности человек может столкнуться с нуждой, нищетой, человеческой злобой и несправедливостью…

Почти сразу бросается в глаза, что в основе этой истории, рассказанной на новый лад, две женщины: Белоснежка и мачеха.

Мужчины здесь не на первых ролях. Это всё бледные тени: принц (в новой трактовке — врач) (Дэвид Конрад), сломавшийся и побежденный. Отец, господин Хофманн (Сэм Нил) — жалкая жертва произвола жены, а также собственной страсти и недальновидности. Уилл (по-мужски красивый Джил Беллоуз) — один из тех, кто в прежней истории был гномом, а в этой превратился в самодеятельного золотодобытчика, искателя удачи и отверженного обществом изгоя, мужественен, решителен и предан, но… На эталонного героя-любовника с вечно чумазым лицом и лохмотьями бомжа, и он, разумеется, не тянет. В нем еще надо разглядеть мужчину — и не всякой, может быть, женщине (в том числе Белоснежке) это удастся.

Итак, у этой страшной сказки две главные героини. Со стороны Белоснежки весь кошмар в том, что происходящее, по сути, — это история взросления. Каждому знакомы типичные ужасы, с которыми сталкиваются подростки: страх быть выкинутым из детства, страх ответственности и самостоятельности. Подростки полны противоречий и хотят вещей несовместимых: им нравится бунтовать против власти родителей и опекунов и одновременно очень хочется, чтобы их любили.

Вот и Белоснежка, рано потерявшая маму и слишком рано обретающая мачеху: ей хочется, чтобы ее любили просто так — за то, что она ребенок… Но свою собственную любовь она так легко не отдаст: требуется заслужить эту любовь, ибо необычная девочка не такая уж и добрая.

Подросшая Белоснежка (в исполнении Моники Кина) даже пугает характерным для нее как бы отсутствием мимики. Она кажется по-настоящему холодной из-за белизны кожи и пугающе мало эмоциональной для девушки. Временами она почти жестока, особенно в конце, когда ей приходится самой сражаться со злыми силами ведьмы.

Со стороны противницы, злой мачехи в исполнении блистательной Сигурни Уивер, страшная сказка — это история саморазрушения. Госпожа Клаудиа и ее брат, несчастный немой фокусник Густав (Мирослав Таборски), слабовольное орудие в руках сильной и волевой сестры, появляются в замке Хофманна через несколько лет после смерти его жены. И поначалу в них нет ничего особенно зловещего и тем более злонамеренного. Красавица Клаудиа добродетельна, талантлива, воспитана. Она мудрая женщина, и все ее желания совпадают со стремлениями мужа: она всего лишь хочет скрасить старость господина заботой и теплотой и получить в ответ достойные госпожи комфорт и уважение. Она всего лишь хочет быть хорошей женой, хозяйкой и матерью. Но первая беременность наступает лишь спустя девять лет. Как раз в тот момент, когда любовь мужа требуется Клаудии больше всего — выросшая Белоснежка заявляет свои амбиции и претензии. Ей тоже нужно внимание отца.

И две женщины начинают войну. А как увядающей с годами Клаудии можно победить свежесть и молодость юной красавицы Белоснежки? Если в наши дни дамы вольны прибегать к дорогостоящим чудесам медицины, пластическим операциям и ботоксу, то в Средние века у них не было выбора: только темное искусство! Только ведьмовство, злое колдунство и хардкор!

Да тут еще и смерть новорожденного, долгожданного сына, в которой Клаудиа винит свою падчерицу, ожесточает сердце женщины до предела. Ярость матери, потерявшей дитя; ревность жены, которая видит измену в любви своего мужа к дочери от прежней жены (Лилиана, мать Белоснежки, и сама Белоснежка, Лили, очень похожи); обида стареющей женщины, потерявшей молодость — вот тот чудовищный коктейльчик, который превратит в ведьму кого угодно…

Да нет, не пугайтесь — все-таки не кого угодно. Не всякую. Надо иметь особенный характер. И еще кое-что, один маленький, но существенный и очень злой секретик.

У Клаудии он был.

Да, сказку все читали и знают, что было еще зеркало. Но в этой истории и зеркало — совсем не такое, как мы привыкли. Оно очень необычно, настоящее средоточие зла и само по себе способно удивить и напугать.

Многие, кто отмечали оригинальность, присущую этой экранизации «Белоснежки», в первую очередь делали упор на психологизме и особой реалистичности такой интерпретации. Но с этим, пожалуй, следует поспорить: сказка после сказок все-таки остается сказкой, но только сделанной по законам темного жанра. Из всего жизненного и реалистичного в нее специально отобрано все наиболее пугающее. Страшная Белоснежка усиленно раскрашивает жизнь в самые темные, жуткие тона. Но волшебство все-таки присутствует.

Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на фантастический грим, до неузнаваемости меняющий лицо красавицы Сигурни Уивер в образе ведьмы — одно это заставит с уважением отнестись к мастерству создателей фильма.

О них стоит сказать пару слов отдельно. Режиссер фильма — Майкл Кон. Имя, мало кому о чем говорящее, поскольку этот человек сделал всего четыре фильма и, вполне вероятно, что основная его заслуга была в том, что он не мешал работать своей блистательной команде. А команда была и впрямь, как на подбор, особенно художники: Джемма Джексон («Волшебная страна», «Игра престолов»), Питер Рассел (трилогия-приквел «Звездных войн», «Мумия», «Звездная пыль»), Марит Аллен («Лавка ужасов», «Халк»). Оператор Майк Саутон («Готика», «Грозовой перевал») создал потрясающе атмосферную цветовую гамму. Композитор — Джон Оттмен (на сегодня уже более сорока работ, среди которых «Способный ученик», «Хэллоуин: 20 лет спустя», «Дом восковых фигур», «Неизвестный»). Созданный им саундтрек, естественный, как дыхание, держит в тонусе настроение страшной сказки в течение всего фильма.

Ну, а про Сигурни Уивер, актрису, умеющую играть в любых жанрах — от юмора и сатиры до ужасов и фантасмагории — и говорить нечего. За эту роль у нее было две номинации— на Эмми и премию Гильдии актеров. Страшную интерпретацию «Белоснежки» стоит посмотреть хотя бы ради одной ее игры.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 10-12-2013 15:09

    Да уж, необычная интерпретация "Белоснежки".

    Учитываю...