DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Одержимые магией

Престиж / The Prestige (роман)

Автор: Кристофер Прист

Жанр: фантастика

Издательство: Эксмо, Домино

Год первого издания: 2003 (в оригинале — 1995)

Перевод: Е. Петрова

Похожие произведения:

  • Эрин Моргенштерн «Ночной цирк» (роман)
  • «Иллюзионист» (фильм)

Престиж — это термин из мира иллюзионистов, обозначающий кульминационную часть трюка. Когда фокусник достает кролика из пустой шляпы или исчезнувшая ассистентка вдруг появляется в зрительном зале. Бытует мнение, что иллюзионисты пользуются этим термином столетиями, но на самом деле придумал его британский писатель Кристофер Прист. Придумал и ввел в оборот в одноименном романе 1995 года. Однако новое значение этого слова у Приста не осталось единственным.

 «Престиж» — это увлекательная история становления и последующего столкновения двух выдающихся фокусников второй половины XIX — начала XX веков. Альфред Борден и Руперт Энджер, Профессор магии и Великий Дантон. Читателю предстоит влезть в шкуру обоих, потому что повествование идет в форме дневников. С одной стороны — достаточно личных, с другой — речь все же о фокусниках, мастерах обмана. Поэтому без сознательных недомолвок и мистификаций не обойдется. И тут к нашим героям примыкает третий иллюзионист — сам автор. Прист умело водит за нос, ограничивается намеками и позволяет увидеть ровно столько, чтобы цельная картина сложилась лишь в финале. В этом ему помогает и структура произведения. Дневниковая часть, рассказывающая о противостоянии фокусников, вплетена в историю их современных потомков. Даже те ощущают отголоски былой вражды, но при этом им, как и читателю, хочется ответов на вопросы. Ведь после смерти заклятых соперников тайн меньше не стало.

Престиж — это положение в обществе, социальный статус, показатель признания. То чувство, когда на театральной афише твое имя пишут под первым номером. Путь от самого дна к успеху долог и тернист, а подорвать престиж можно одним провальным выступлением. У Бордена с Энджером хватало поводов ненавидеть друг друга и изощренно вредительствовать. Расхождения во взглядах на отдельные аспекты сценической магии, профессиональная конкуренция, личные мотивы. Поводы наслаивались один на другой, и когда кто-то из фокусников остывал и был готов пойти на мировую, второй делал свой ход. Эти странные отношения породили комок ненависти, который с годами становился все больше. Жажда мести, желание обставить конкурента, вызнать его секреты и при этом сохранить свои превратили иллюзионистов в одержимых. Об этом рассказывают дневники, благодаря которым отдельные причины вражды читателю понятны куда лучше, чем самим соперникам. Прист дает возможность пройти дорогой каждого иллюзиониста — от подставных спиритических сеансов и случайных выступлений в забегаловках до создания величайшего трюка своего времени. К слову, о времени. Дневники дышат эпохой. Это Англия рубежа веков со всем своим колоритом, это многодневные путешествия на корабле через океан на американские гастроли, это встречи с историческими личностями. И если эпизодические упоминания реальных фокусников можно отметить как занятные «камео», то изобретатель Никола Тесла становится одним из ключевых персонажей книги. Более того, его противоборство с Томасом Эдисоном хоть и остается за кадром, фактически дублирует отношения главных героев. Одержимые гении похожи что в области магии, что в науке.

Престиж — это и нечто материальное. Что можно потрогать, что может напугать. Судя по всему, Кристоферу Присту очень приглянулось слово, поэтому он решил использовать его еще и для обозначения того, о чем нельзя говорить. По крайней мере, с теми, кто не прочел финальную часть книги. Книги, которую саму по себе можно назвать некой мистификацией. Потому что у нее множество лиц. Сначала она похожа на исторический роман с едва заметными нотками триллера. Или на производственную драму о непростых буднях работников сценического искусства. Потом в реализм вторгается мистика. Вернее, по всем параметрам это должна быть мистика, но фокус в том, что мистические элементы объяснены с научной точки зрения. А концовка и вовсе отсылает нас к классической литературе ужасов: хмурая ночь, непогода, старое фамильное поместье и жуткая тайна в его подземельях…

«Престиж» — это отличная книга. И прекрасный фильм Кристофера Нолана, который в чем-то даже превосходит первоисточник, хотя и имеет серьезные сюжетные различия. Это надо читать, это надо смотреть. Это и есть настоящая магия.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)