DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Охота на моржа

Бивень / Tusk

США, 2014

Режисер: Кевин Смит

Сценарий: Кевин Смит

В ролях: Майкл Паркс, Джастин Лонг, Дженезис Родригез, Хэйли Джоэл Осмент, Джонни Депп

Похожие фильмы:

А знаете, что? Давайте поймаем моржа!

Чтобы приблизиться к нему максимально осторожно и не спугнуть, начнем издалека — ну, хотя бы с Льюиса Кэрролла и его «Алисы в Зазеркалье», опубликованной в 1871 году. Труляля читает Алисе стишок про похождения Моржа и Плотника — гуляя по морскому берегу, эта странная парочка (что, черт возьми, общего, у Моржа и Плотника?) увлекает за собой на прогулку дюжину устриц, чтобы коварно их сожрать. Алиса пытается решить, кто из этой парочки ей более симпатичен, и понимает, что они «оба плохие». Невероятно, но тень Кевина Смита и его «Бивня» уже лежит на этой истории — человек и морж на пустынном берегу, обезумевшие от голода, и предавшие дружбу ради чревоугодия. Почти через сто лет, в 1967-м, группа The Beatles, вдохновившись «Моржом и Плотником», записала песню «Я — морж» (I am the Walrus), полную кэрроловской словесной чехарды, разрушения идентичности («Я — это он, так же, как ты — это он, как ты — это я»), отталкивающей физиологии («Желтый заварной крем капает из глаз мертвой собаки») и начиненную цитатами из шекспировского «Короля Лира» («Я — уставший услужливый злодей»). Позднее Джон Леннон оправдывался, что не осознавал, что морж Кэрролла — злодей: «Мне стоило спеть, что я — плотник». Это уже совсем близко к «нашему» моржу — потеря идентичности и признание себя моржом — не это ли и есть главный стержень, так сказать, «Бивня»?

Оставим ненадолго эту версию и попробуем подойти к моржу с самой очевидной стороны — так называемого боди-хоррора — направлении фильмов ужасов о жутких мутациях, кафкианской трансформации тела и, как следствие, разума. В этой связи «Бивень» принято сравнивать с «Человеческой многоножкой», но не забудем и о чудовищных творениях Кроненберга, чьи герои превращались в насекомых, а их конечности становились пистолетами, а внутренности — видеомагнитофоном. Или же вспомним «Нечто» Карпентера (carpenter — плотник!) с его превращением людей в мерзких инопланетных монстров. В каком-то смысле родоначальником боди-хоррора можно признать и монстра Франкенштейна, сшитого из кусков мертвых тел — по крайней мере, стежки на теле моржа в «Бивне» очень напоминают франкенштейновские. Такое кино живописует физический ужас необратимой транформации тела, но главный кошмар происходит в сознании героев — как тех, чей разум заперт в жуткую неантропоморфную оболочку, так и тех, кто брезгливо смотрит на тех, кого когда-то любил. И вопросы такие фильмы ставят вполне экзистенциальные: может ли человек считаться человеком, если его тело больше не является человеческим? Удивительно, что даже компьютер с заключенной в него человеческой душой (а таких в кино было немало, включая недавнее «Превосходство» с Деппом) кажется нам априори более человечным, чем бесформенная груда одушевленной плоти. Так кто же он, кевинсмитовский морж — «тварь дрожащая», или «право имеет»?

Может быть, стоит добраться до моржа непосредственно по фильмам Кевина Смита? Начав с великолепных «Клерков» и продолжив такими вызывающими картинами, как «Догма» (наехал на религию!) и «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (наехал на «Властелина Колец»!), Смит потихоньку углубился в мейнстрим («Девушки из Джерси», «Двойной копец»), а затем и в экстрим — «Красный штат» был самым что ни на есть ироническим хоррором с харизматичным Майклом Парксом в роли лидера сектантов. «Бивень» кажется неожиданным ходом даже для такого хохмача, как Смит, если бы не то обстоятельство, что вся эта история — дословная экранизация скетча-«подкаста» (по сути, комедийного радио-шоу, транслируемого через интернет), записанного Кевином Смитом и его другом-продюсером Скоттом Мосье. В эфире они обсуждали заметку в газете, где некто предлагал жилье внаем бесплатно, если жилец оденется в костюм моржа. Шутники-ведущие славно постебались в догадках на тему, что не так с головой у арендодателя и какой арендатор согласится на такие… хм… эксцентричные условия? Скетч назывался, что характерно, «Морж и Плотник». Позднее Смит затеял в своем твиттере голосование хештегами #WalrusYes и #WalrusNo — как легко догадаться, большинство его фэнов проголосовало «за моржа» — очевидно, из чистого любопытства, что получится, если экранизировать безумную историю о человеке, которого маньяк превратил в жирное ластоногое с бивнями. Теперь это любопытство легко удовлетворить… но стоило ли оно того? Морж снова ускользает.

Последняя попытка поймать моржа — на живца. Точнее, на актеров. Вышеупомянутый Майкл Паркс, являющийся практически актером-талисманом самого Тарантино, придает всей этой шизофренической истории глубины и достоверности. И сидя в инвалидном кресле, и вальяжно направляясь в душ после орального секса со своим творением (не смотревшие фильм — не говорите, что вас не предупреждали!), он буквально держит фильм на себе. Потому что больше ему держаться практически не на чем.

Джастин Лонг сделал себе карьеру буквально одним фильмом — «Джипперс Крипперсом». Там с его героем, если помните, тоже обошлись круто. Закрепив успех несколькими удачными лентами (например, «Крепким орешком 4.0»), он успешно комбинирует роли в комедиях и хоррорах, причем в «страшном кино» ему часто достаются роли наблюдателя («После жизни», «Затащи меня в ад»). Уж лучше так, потому что стоит Джастину Лонгу стать главным героем в хорроре, как с ним происходят жуткие вещи. Но вот беда — в «Бивне» ему катастрофически не идут нелепые усы, а вся «флешбековая» часть (в которой он валяется на кровати с подружкой) скучна и однообразна. У него было бы больше шанса проявить актерский талант, если бы трансформацию человека в моржа Смит показал более детально и неспешно — примерно, как мутацию героя «Мухи». Но нет — герой практически сразу оказывается «в шкуре» моржа, после чего актерские возможности Лонга были, мягко говоря, ограничены.

Что касается напарника героя Лонга, то, глядя на этого розовощекого тучного детину, как-то с трудом узнаешь в нем худенького парнишку, который заставил весь мир повторять: «Я вижу мертвецов!» Хэйли Джоэл Осмент лишний раз доказал, что не из каждого талантливого ребенка получается талантливый взрослый актер, и на каждого Леонардо Ди Каприо и Дэниэла Рэдклиффа придутся свои Маколеи Калкины… и Хэйли Джоэл Осменты. Глядя на то, как этот здоровяк имитирует натужный смех, а потом неловко топчется в спальне героини, изображая смесь беспокойства за друга и чувство вины за секс с его подружкой, хочется еще раз пересмотреть «Шестое чувство», «Искусственный интеллект» и «Заплати другому». Просто чтобы вспомнить, каким парнем он был. Вот уж кто действительно превратился если не в моржа, то в аморфное подобие былого таланта.

Что уж говорить о такой звезде первой величины, как Джонни Депп, который изображает здесь «отставного полицейского с прибабахом» Гая Лапонте? Чтобы убрать из титров имя Деппа и заменить его именем персонажа, требуется поистине веская причина. Может быть, это часть кевинсмитовской игры со зрителями, мол, смотрите, как я загримировал и опошлил самого Деппа! Но пока это больше похоже на стыд актера перед проделанной работой.

Что ж, нам так и не удалось поймать моржа, поэтому ловить его дальше придется уже вам, решаясь на просмотр нового хоррора Кевина Смита «Бивень». Потому что писать Смиту в Твиттер #WalrusNo уже поздно — режиссер замахнулся на целую «канадскую трилогию» со сквозным персонажем Гая Лапонте. Потому что подкастов у него еще много. Надеемся, следующие будут не такими неоднозначными, как «Бивень» — ведь то, что хорошо для комедийного радиошоу, на киноэкране выглядит диковато. Это даже моржам известно. Наверное.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)