ДЕМОН ВНУТРИ

Олег Кожин: «Куклы и маленькие дети — две вещи, способные напугать до усрачки кого угодно»

Олег Кожин родился в Норильске в 1981 году, ныне живет и творит в Петрозаводске. На страницы нашего журнала впервые угодил в 2011-ом с рассказом «…где живет Кракен». С тех пор освоился и стал постоянным автором, выиграл конкурс «Чёртова дюжина», отметился в антологии «Самая страшная книга 2014» и ряде других сборников, не говоря уже о многочисленных публикациях в периодике. В мае сего года увидел свет дебютный роман Кожина — «Охота на удачу». Книга уже успела войти в шорт-лист литературной премии «Рукопись года», с чем DARKER и поспешил поздравить автора.

 

Едва ли кто-то из читателей DARKER не знает, кто такой Олег Кожин, он же Хельг. Поэтому положенный по кодексу обряд идентификации личности пропустим и перейдем непосредственно к инфоповоду, из-за которого мы тут собрались. У тебя только что вышел дебютный роман, DARKER его даже успел прочитать, но не всем так повезло. Расскажи о книге. Удалось ли уже пощупать первенца?

Боюсь, своего литературного первенца я пощупаю только недели через полторы после выхода интервью. Книга получилась немаленькой, примерно 16 АЛ, под завязку набитых приключениями, погонями, смертельными опасностями, необычными существами и всем тем, за что мы любим и ценим городское фэнтези.

Полтора года я провел с героями этой книги. Полтора года выписывал характеры, придумывал приключения, выправлял ошибки. Еще полтора года — рассылал роман по издательствам, пока однажды не получил положительный ответ из «Астрель СПб». И вот — книга отпечатана тиражом 2 тысячи экземпляров и уже продается в книжных магазинах. На Озоне даже успела обзавестись плашкой «бестселлер».

 

Почему именно городское фэнтези, пусть и с уклоном в хоррор? Почему не чистый, незамутненный ужас?

Когда развивал идею романа, понял, что все это — магия городских улиц (не путать с «немножко уличной магии»!), мифические существа, общий волшебный флер вырисовывающегося произведения — идеально ложится в рамки городского фэнтези. Я ведь, как ты знаешь, пишу то, что нравится писать на данный момент. Просто хоррор в приоритете.

 

А не связан ли выбор жанра с тем, что чистый хоррор в наше время пристроить не так просто? 

Абсолютно нет. Как показала практика — пристроить городское фэнтези ничуть не легче.

 

Насколько мне известно, «Охота на удачу» — не единственный законченный тобою роман. А каким он был хронологически? С какой попытки удалось прорваться в мир самостоятельных книжек с родной фамилией на обложке?

Третьим. Два (к слову сказать — чистый, незамутненный хоррор) лежат в столе, до поры, до времени. Каждый из них — это примерно год работы. И при этом — отличнейшая практика. «Охота на удачу» писалась уже гораздо легче, с большим пониманием как самого процесса, так и того, что я хочу увидеть в итоге. А вот попыток пробиться было две. Первый роман, под рабочим названием «32-й, дополнительный», я рассылал со всем возможным трепетом начинающего автора. Сам знаешь, юные авторы — существа чертовски мнительные, все-то им кажется, что стаи злобных редакторов спят и видят, как бы похитить их свежий шедевр. В общем, было разослано десятка два рукописей. В том числе и по старинке, в конвертике. Никакого отклика я не получил. Второй роман я так никуда (или почти никуда) не отправил. Все хотел сесть, привести его в порядок, вычитать хорошенько. А потом плавно переключился на «Охоту на удачу», ну а дальше завертелось и стало уже не до «Шаманов» (рабочее название моего второго романа)... Ну и третий роман. Строго говоря, он дошел до издательства благодаря череде случайностей. Я как-то обмолвился в комментариях к какой-то статье, что имею несколько законченных, но не опубликованных романов. Эту несправедливость заметила Мария Артемьева и познакомила меня с моим редактором, Ириной Епифановой. Ирина, несмотря на загруженность, прочла мой текст и нашла его хорошим. Ну и как раз в это время издательство «Астрель СПб» запустило серию городского фэнтези, куда роман идеально вписался. Случайность, совпадение, удача.

 

К слову, о серии. Не ознакомился ли из любопытства с другими «Московскими сторожевыми»? И как тебе оформление? А то обложка, как это часто бывает, вызывает неоднозначные эмоции.

Не довелось, если честно. Я стараюсь читать совсем другую литературу, чтобы избежать заимствований и штампов настолько, насколько это вообще возможно. Но отзывы в интернете отслеживаю — в основном положительные. Чему, кстати, не удивлен, «Астрель СПб» ответственно подходит к отбору романов для публикации. Что касается оформления, то оно вполне в теме. Изначально «Московские сторожевые» позиционировались как серия для жительНИЦ больших городов. Отсюда и обложки такие, несколько девачковые. Моя обложка лично мне нравится, в ней есть что-то Геймановское. Хотя, конечно, хотелось бы картинки, сделанной индивидуально под мой текст. Ну да это дело наживное.

 

Будь ты издателем, которому срочно нужно снабдить свою книгу какой-нибудь завлекательной подписью (а-ля «Если бы Нил Гейман родился в Норильске и однажды встретил в баре Чайну Мьевиля, то эту книгу написали бы именно они…»), что бы придумал? Только без лишней скромности, Дагона ради. Чтобы читатель, привыкший к хоррор-Кожину, имел представление о том, чего ждать от твоей книги в смежном жанре.

Ни в коем случае никаких «русских Стивенов Кингов» и «наших ответов Нилу Гейману». Это не комплимент, а, скорее, клеймо. Такими фразами издатель заранее отказывает автору в самобытности. Низводит его до разряда копии, подражателя. Я — Олег Кожин, и меня это устраивает. А завлекалочка... ложной скромностью я не страдаю, но и необоснованно завышенной самооценкой тоже. Написать годную завлекалочку — дело не десяти минут, если подходить к этому правильно. Для своих читателей скажу: «Охота на удачу» — это тот же самый Кожин, который пишет хоррор, и вряд ли кто-то из тех, кто читал мои рассказы, разочаруется, прочтя роман. Там есть все, что я люблю — поиск, страх, кошмарные создания, фольклорные элементы и пресловутое взросление героя. А еще в этом романе сумасшедшая динамика. Просто зашкаливающая порой.

 

Книга уже на слуху, так как угодила сперва в лонг-лист, а следом и в шорт-лист премии «Рукопись года». Принимай поздравления. Расскажи, что для тебя эти премии? Ты ведь уже кое-что выигрывал. Что важнее, признание читателей или людей из книгобизнеса?

PS: Выбрав оба варианта, ты навлечешь на себя страшное проклятье.

Любое внимание к книге, в первую очередь — полезно, во вторую — приятно. Вхождение в шорт-лист — это инфоповод. Я только за прошлый день дал три интервью для новостных интернет-ресурсов. Завтра запись программы на местном ТВ. В сети масса репостов списка шорт-листеров «Рукописи года». Новинка должна звучать из каждого утюга. Это положительно сказывается на продажах.

При этом не вижу, каким образом мнения читателей и представителей книжной индустрии могут вступать в противоречие. В конце концов, в редакциях тоже сидят читатели. Просто чуть более искушенные. Или уставшие. Главный критерий, как бы эгоистично это ни звучало, это мое личное удовлетворение. Чтобы после финального знака препинания я перечитал готовое произведение и сказал: Олег Игоревич, ты написал охуенную вещь!

 

У тебя впереди первая презентация романа. Какие испытываешь чувства перед столь важным для любого писателя событием? Кстати, у тебя есть уникальная возможность пригласить народ на мероприятие прямо со страниц DARKER.

Как говорил мой тренер по боксу: чувства чувствовать — это для женщин. Презентация — рабочий момент, который так же необходим и как инфоповод, и для расширения круга читателей, и продажам немного помочь. Так что отношусь исключительно практично, как к полезному мероприятию. И раз ты даешь мне такую возможность — практично ее использую.

Друзья-читатели! Если 27 мая каким-то чудом вас занесет в Петрозаводск, найдите время и заскочите в клуб «Бегемот». 19 часов 19 минут — волшебное время. Самое оно, чтобы познакомиться с новым волшебным миром. И — да, в процессе будет немного страшно... но вы ведь люди привычные, верно?!

 

Романы романами, но пока Олег Кожин (хотя после трех интервью за день полагалось бы обращаться по имени-отчеству, ну да ладно, у нас все свои!) больше известен отличными рассказами. В грядущем сборнике дорожных легенд у тебя сразу два штуки. Одну читатели DARKER уже успели оценить, расскажи о второй. Чем лично для тебя привлекательна дорожная тематика?

Путешествовать люблю. Ноги — лучшее средство передвижения (и неплохое средство самообороны). В пути всегда много чего интересного происходит. Дорога вообще — мистическое место, сотканное из эмоций многих людей (а может, и не только людей). На дорогах погибают, пропадают и сходят с ума. Дороги зачастую приводят в такие места, которых нет на картах, а может, и вовсе на Земле. Дороги — это такой неиссякаемый источник вдохновения для хоррор-писателя, что хватит на несколько жизней. Каждому автору.

Второй мой рассказ из сборника дорожных легенд называется «Узкая колея нашего детства». Он основан на городской легенде Норильска о заброшенном шахтерском поселке, населенном призраками. Я в этом году часто обращался к Норильску. В грядущем сборнике хоррора «Полночь дизельпанка» от Сергея Чекмаева действие рассказа у меня происходит в Норильских рудниках. Видимо, ностальгия по родине замучила.

 

К миру Дизельпанка, как легко заметить, ты неравнодушен. Если бы предложили написать роман в этом сеттинге, согласился бы?

Действительно, этот мир мне очень понравился. Никогда не думал, что буду с удовольствием писать рассказы для проекта, а вот гляди ж ты... Но роман - вряд ли. А вот на повесть набросок уже есть.

 

Говоря о рассказах, нельзя не вспомнить о «Чёртовой дюжине». В этом году конкурс ориентировочно стартует осенью. Как будешь удерживать звание чемпиона? Полагаю, сильных авторов во втором заходе должно прибавиться.

Второй заход однозначно будет мясистее и жестче. Первая ЧД прошла настолько образцово-показательно, что теперь следует ожидать перебежчиков с других конкурсных площадок, да и просто увеличения интереса со стороны пишущей братии. Это хорошо, я люблю конкуренцию. Да и рассказы шлифовать помогает. А удерживать чемпионский титул... Как, как... Путем подкупа судей и запугивания участников, вестимо.

 

Но ты хотя бы не один придешь, а со Старым Палачом? 

Похоже на то. Этого старого желчного ублюдка недавно вновь видели в городе... Думаю, такое веселье он вряд ли пропустит.

 

Главное, чтобы они не подрались с Вонни… Но покуда до конкурса еще далеко, а новый DARKER выходит практически в то самое время, как мы тут с тобой общаемся, пора завязывать. Поделись творческими планами на ближайшее будущее. Теперь с изданной книгой покорять издательства должно быть чуточку проще.

Планы, планы, планы... Надрать всем задницу в «Чёртовой дюжине», допилить роман «Шаманы» до состояния «не стыдно показать редактору», написать еще 5-6 рассказов, благо задумок хватает, и закончить, наконец, четвертый роман, с рабочим названием «Забытые богом». Думаю, до конца года хватит.

 

Так как текущий номер нашего журнала посвящен куклам, его просто не примет Великая Сеть, если о куклах в интервью не будет сказано ни слова. Поведай же нам самый жуткий случай из жизни, связанный с этими безобидными с виду персонажами. Мы-то знаем, что они вовсе не безобидны. Мне, например, в детстве игрушечный Карлсон чуть не откусил палец.

Куклы и маленькие дети — две вещи, способные напугать до усрачки кого угодно. Как-то раз, в заброшенном военном поселке Буран, мы с ребятами шлялись по домам, разглядывая оставшиеся после людей вещи: военную форму, игрушки, мебель. И вот там, в одной из квартир, я пнул груду ветоши, а из-под нее показалась грязная детская ножка. Такая, сука, реалистичная, что в первую секунду я похолодел, подумав, что нашел трупик младенца. На вторую секунду сообразил, что ножка резиновая. Ухватился за нее, потянул, и вытащил на свет куклу... с черным лицом. Кто-то прикрутил голову чернокожей куклы к белому телу. Просто сюжет для хоррора.

Кстати, (минутка самопиара в DARKER!) в «Охоте на удачу» есть жутковатая сцена с куклами...

 

Вот на этой жизнеутверждающей ноте и закончим допрос. Спасибо за интервью, Олег! Успехов тебе в «Рукописи года», отличных продаж дебютному роману, ну и не забывай радовать DARKER новыми рассказами. Последний пункт я возьму на личный контроль. 

Договорились!

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх