ССК 2018

Оливье де Сагазан: когда на смену современному человеку приходит древнее нечто

Оливье де Сагазан – скульптор, художник и перфоманс-артист, родился в 1959 году в Браззавиле, Конго. Если вы впервые видите работы де Сагазана, девяносто процентов, что вы испытываете шок разной степени силы.

То, что он делает, вполне можно называть боди-хоррором, но особенность этого художника в некой ауре, выделяющей его среди прочих, которую легко уловить, но не так-то просто описать словами. Его скульптуры объединяет какая-то общая черта, и это нечто большее, чем просто авторский стиль. Скорее это как раз нечто «над-авторское», нечто архетипическое. Искаженные деформированные тела в пластике де Сагазана антропоморфны, но их сложно назвать человеческими. Они похожи на жутких кукол, на наскальную живопись древних людей, на архаическую скульптуру, которая не стремится к реализму, а только выражает какую-то мысль, какие-то чувства. Одновременно всплывают смутные ассоциации с темными магическими ритуалами, древними глиняными идолами диких племен, раскопками погребений…

Безусловно, все это есть результат влияния на художника африканской культуры, чего он и сам не скрывает. Именно этот трудноопределимый дух мы можем уловить, глядя на работы де Сагазана, как раз он как будто приближает творения автора к чему-то магическому, мистическому, мифологическому.

Однако Оливье де Сагазан куда больше знаменит своими перфомансами, именно живые выступления принесли художнику известность, но и не только известность. Сам автор говорит, что эти небольшие шоу позволяют ему лучше всего выражать себя и являются для него более ценными, чем прочие работы. Со своим перфомансом де Сагазан даже попал в клип известной певицы Милен Фармер на песню «À l’ombre».

Все представления художника весьма похожи, их объединяет одна внутренняя линия. Начинается действо всегда одинаково: мы видим человека в опрятном деловом костюме. Затем следует преображение. Изменение, мутация, стремительная перемена – вот, что является движущей силой перфомансов де Сагазана. Первичная оболочка человека-в-костюме исчезает, чтобы больше уже не появиться. Образы сменяют друг друга с калейдоскопической скоростью. Мы не знаем наверняка, что это за образы, мы можем только догадываться, можем полагаться только на свои чувства, на интуицию, подсознание. Возможно, человек в деловом костюме, который является отправной точкой происходящей деконструкции, есть не что иное, как наш образ самих себя, то, как мы представляем себя миру или как представляемся себе, наше воображаемое  (как сказал бы Лакан). Если мы и далее проследуем по мысли Лакана, то можно предположить, что воображаемый образ распадается, рассыпается, уступает место реальному, то есть всему тому, что не поддается символизации. Здесь как бы переворачивается суть нашего обыденного миропонимания: маску не надевают, ее снимают, потому что она и так надета. Наш образ это и есть наша маска, но что же тогда под ней? Оливье де Сагазан не дает нам готовых ответов, интерпретаций может быть множество.

О себе и своем творчестве художник говорит крайне редко и крайне мало, в связи с чем представляет немалый интерес короткометражный фильм-интервью Александра Дюгардо, который, кстати, появился в сети совсем недавно.

Для удобства читателей Илья Ид озвучил то, о чем говорит художник в этом небольшом фильме.

P.S. Канал Оливье де Сагазана на Youtube

 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх