ХРАНИЛИЩЕ

Омерзительно прекрасные денди-кровососы

Англия. Век семнадцатый. Революция, Оливер Кромвель, Джон Мильтон, лорд Рочестер и... вампиры! А также маленький мальчик, который становится сначала юношей, а затем и мужчиной на фоне всей этой дождливо-серой, безрадостной и порою страшной исторической реальности.

Такова фабула романа Тома Холланда «Избави нас от зла». Ранее этот писатель уже поведал нам о знаменитом вампире, лорде Байроне, теперь же предлагает погрузиться в ещё более далёкое прошлое Англии.

Юный Роберт Фокс оказался втянут в противостояние таких сил, о существовании которых он даже не догадывался. Буквально с первых страниц романа судьба его не щадит. Мальчику выпадает увидеть трупы младенца и молодой женщины. Некто ужасный и безжалостный виноват в этих смертях, и на его совести будут ещё преступления... Маленький мальчик пока только со стороны наблюдает за происходящим, но очень скоро водоворот событий захватит его с головой.

Переломный момент наступает, пожалуй, в то время, когда Роберт Фокс одного за другим теряет своих родителей, разлучается с подругой детства Эмили и остаётся один на один с этой жестокой реальностью. Все эти события описываются в первой главе, которую автор вполне мог бы поименовать и прологом. Заканчивается он одной из самых шокирующих в книге сцен, о которой мы не будем много распространяться, потому что иначе рискуем подпортить удовольствие читателям, которые с романом Тома Холланда пока не знакомы.

Первая глава заканчивается в священном таинственном кольце камней — Стоунхендже. И вторая начинается с того, что Роберта Фокса, едва живого от перенесённого потрясения, находят некто Миледи и мистер Лайтборн — и увозят в Лондон. Тут-то и начинается история мщения Роберта Фокса, история его поисков орудия, с которым он смог бы противостоять тому Злу, тому Ужасу, который повстречал в Стоунхендже. Этого Духа Зла называют Фаустом, и одолеть его будет непросто.

В Лондоне Фокс погружается в жизнь столичной богемы, узнаёт тайны бессмертных вампиров, кутит и развлекается, попутно собирая необходимые знания. Здесь он встречает множество колоритных персонажей, в том числе и реальных исторических личностей. Взглянем на этих людей поближе.

Миледи

Прекрасная дама, впервые увидевшая бедного Роберта совершенно обессиленным и раздавленным в кольце камней Стоунхенджа. На неё мальчик произвёл настолько сильное впечатление, что она уговорила своего компаньона забрать Фокса с собой в Лондон. Она его выходила, покровительствовала ему, давала первые уроки жизни в столице, даже с долей ревности наблюдала, как мальчик становится юношей... Но Миледи имела свою тайну, довольно странную. Нет, то, что она — вампир, это не тот секрет, на который намекаем мы. Вампиров в «Избави нас от зла» — как собак нерезаных (утрируем), но не каждый из кровососов так же интересен, как Миледи.

Вообще, в книге главные герои умеют преподносить сюрпризы. Будь то сам Фокс, который в Лондоне получает имя Ловелас, или Миледи — главный из второстепенных персонажей романа. И если Роберт и сам не знает о своей самой сокровенной тайне довольно долгое время, то секрет Миледи с самого начала не является секретом для одного человека, и это...

Лайтборн

Неразлучный компаньон вампирши, научивший её всему, что она знает и умеет. Он наставлял её на путях пития крови, он был её учителем, другом и, вероятно, любовником! Много старше Миледи, он когда-то нашёл её почти вот так же, как она — Роберта. Лайтборн облагодетельствовал её, сделав вампиром. Он любит кутить, проводить время на светских вечерах, в общем — стереотипный такой прожигатель жизни. Ну, а коли жизнь бесконечная, то что же её и не прожигать?..

У Лайтборна есть множество знакомств — как в мире вампиров, так и в мире людей. Хотя он не питает особой симпатии к Роберту Ловеласу, но помогает ему — по настоянию Миледи. Вообще, Лайтборн — персонаж себе на уме и некая такая палочка-выручалочка. По большому счёту, его значение для движения сюжета далеко от того, что называют «первой скрипкой», но его связи и знакомства оказывают серьёзную помощь главному герою. Например, со следующим человеком, который сыграл в судьбе Ловеласа заметную роль, его свёл именно Лайтборн.

Джон Уилмот (1 апреля 1647 — 26 июля 1680).

Лорд Рочестер

Если забыть, в какую историческую эпоху развиваются события романа, то можно предположить, что в лице Рочестера автор изобразил незабвенного мятежного поэта-романтика — тем более, что на счету Тома Холланда уже есть романная дилогия о лорде Байроне, вампире. Однако события «Избави нас от зла» отправляют нас на век раньше, чем Джордж Гордон начал покорять не только Англию, но и весь мир. И тем не менее, эти две личности весьма похожи, особенно учитывая то, что в качестве эпиграфов ко многим главам книги стали стихотворные строки Рочестера.

Здесь нет ничего удивительного, потому что в этом персонаже романа Том Холланд изобразил реальную историческую личность, а именно: Джона Уилмота, второго графа Рочестера, одного из виднейших английских поэтов эпохи Реставрации. Любитель светских раутов и кутежей, этот человек легко относится к жизни, жаждет славы и довольно положительно относится к вампирам. Он путешествует, участвует в войне (вместе с Робертом Ловеласом), находит себе покровителя в лице таинственного Паши и — закономерный итог — становится вампиром.

Как почти полная противоположность лорду Рочестеру воспринимается другой персонаж, также списанный с реального исторического лица.

Джон Мильтон

Когда Роберт — в то время ещё Фокс, а не Ловелас — однажды сбегает от Миледи и Лайтборна на улицы Лондона, он встречается с реальной жизнью этого города. Она очень далека от того существования, которое ведут денди-вампиры, и неизвестно, каким трагическим финалом для мальчика закончилась бы эта вылазка, если на его пути не возник слепец, спасший его и приютивший в своей убогой каморке.

Это был Джон Мильтон, в то время создававший свою поэму «Потерянный рай». Мудрый старец стал для Роберта своего рода учителем и наставником, мудрость которого он пытался впитать, но с переменным успехом. И всё же эта встреча стала для будущего Ловеласа судьбоносной и значимой, как, впрочем, почти все знакомства в его жизни. Позже он снова вернулся к Миледи и Лайтборну, но образ умудрённого годами Джона Мильтона остался в его памяти навсегда. Затем Роберт ещё раз встретится со слепым мудрецом, а читатель будет встречаться ещё чаще: многие главы сопровождают эпиграфы, взятые из произведений поэта.

Джон Мильтон (9 декабря 1608 — 8 ноября 1674).

Кроме вышеназванных персонажей, в романе действует ещё множество колоритных личностей — от Эмили, подруги детства Роберта, до Маркизы, уважаемой и опытной кровопийцы. Все они проходят перед читателем как в пёстром калейдоскопе — каждый со своими отличительными особенностями, с собственными представлениями о добре и зле, о жизни и смерти... Они влияют на личность Фокса-Ловеласа, напитывают его знаниями и мудростью, помогают ему на трудном пути мщения. Тот... даже скорее то существо, против которого направлена ярость Роберта, далеко стоит за гранью мира смертных людей и даже вампиров, так что любая помощь молодому человеку оказывается кстати.

На жизненном пути с самого детства Роберту приходится видеть много ужасного и мерзкого — начиная с того, чему он стал свидетелем, будучи совсем юным, а именно: обезображенные трупы, смерть родителей, тварь в Стоунхендже, — заканчивая тем, чем через много лет тот инцидент в кольце камней для него завершился. Каждый подобный омерзительный эпизод только усиливал Ловеласа, заставляя черстветь его душу и приучая к хладнокровию и безразличию в самых неприятных жизненных ситуациях. Это была тяжёлая школа, но юноше именно она и была необходима, ведь в те суровые времена иначе он вряд ли бы мог выжить.

Ловелас путешествует почти по всему свету: из провинциальной Англии в Лондон, затем в континентальную Европу, где бывает во Франции и Австрии. Однажды судьба занесла его даже в Северную Америку, и там Роберт тоже встретил тех, кто готов был помочь несчастному. Таинственные культы, верования, големы и, конечно же, множество вампиров — Ловеласу некогда скучать!

Автор подаёт самые пугающие и омерзительные моменты несколько отстранённо, холодно, но вместе с тем как-то привлекательно, заставляя вспомнить мастеров декаданса, находивших красоту в смерти и увядании. Вообще, весь роман пропитан этой декадентской атмосферой, что вполне ожидаемо, если вспомнить, что события «Избави нас от зла» разворачиваются в XVII веке. Однако, Том Холланд не погрузился полностью в прошлое: книга всё-таки постмодернистская, отвечающая литературным тенденциям тех лет, когда она была написана. Этот коктейль из старого и нового, прошлого и современности автор изготовил с замечательным мастерством, держась тонкой грани, соединяющей то и другое. Он погружается в прошлое, одновременно оставаясь писателем своего времени; углубляется в декаданс и готические ужасы, следуя современным тенденциям и используя современные приёмы.

Наверное, поэтому роман «Избави нас от зла», несмотря на достаточно крупный объём, читается достаточно легко, увлекательно и быстро. Том Холланд в очередной раз эксплуатирует образ вампира, с выдумкой и задором. Возможно, кому-то такие денди-кровососы и не придутся по вкусу (особенно если учесть, что ещё автор вместил в роман, следуя современным веяниям), но, несомненно, каждому читателю лучше самому хотя бы начать знакомство с книгой и самому решить, подойдёт она ему или нет.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх