DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Опасный хряк

Кабан-секач / Razorback

Австралия, 1984

Жанр: триллер, ужасы

Режиссер: Рассел Малкахи

Сценарий: Эверетт Де Рош

В ролях: Грегори Харрисон, Арки Уайтели, Билл Керр, Крис Хейвуд, Дэвид Арге, Джуди Моррис

Похожие фильмы: «Челюсти», «Кабан-убийца», «Вой 3»

Старика Джека Каллена обвиняют в убийстве собственного внука, и только один Джек знает, что в смерти ребенка повинен гигантский кабан, рыскающий в австралийской глуши... Спустя два года в городок приезжает американская журналистка Бет Уинтерс, намеревающаяся разоблачить браконьеров. Она не знает, какие опасности сулит ей эта поездка – когда цивилизация так далеко, люди могут быть не менее опасны, чем самый чудовищный монстр.

Джунгли Шри-Ланки… Сладкоголосый певец с прической «привет из 80-х» бегает по экзотическим джунглям в поисках девушки-леопарда, напевая о том, что он «голоден, как волк». Именно этот музыкальный клип «Hungry Like A Wolf” (1982 года) британской группы «Duran Duran», снятый 29-летним начинающим австралийским режиссером Расселом Мулкэхи, привлек внимание продюсеров, собирающихся снимать экранизацию романа Питера Бреннана. Проект был амбициозен – еще бы, ведь продюсеры хотели снять в австралийской пустыне настоящие «Челюсти на ножках» - историю об огромном кабане-людоеде. Так и появился в 1984 году на свет хрюкающий монстр – «Кабан-секач».

Все-таки причудливо складывается судьба иных фильмов. Конечно, новыми «Челюстями» «Кабан-секач» не стал, и сегодня, спустя почти 30 лет, о нем мало кто помнит. Тем не менее, это был фильм явившийся «в правильное время в правильном месте», на перепутье сразу трех «волн» кинематографа.

Первая, и самая очевидная волна, это, собственно, зоохорроры. После «Челюстей» Спилберга многим захотелось повторить его историю успеха, копируя приемы мастера, такие, как «подольше не показывать самого монстра», дать зрителю увидеть происходящее «глазами чудовища» и ввести в действие харизматичного борца с тварью, готового идти до самого конца. Все эти элементы в «Кабане-секаче» имеются, однако бюджетные ограничения не позволили продюсерам снять фильм, который потрясет воображение.

Вторая волна, породившая этот фильм – само место и антураж, в котором проходили съемки. Австралия. Далекая, таинственная, завораживающая страна, которую можно снимать, как безжизненную пустыню, а можно увидеть сюрреалистическую картину, полную неземной красоты. Здесь, в «буше», среди скачущих кенгуру и ползающих змей, в условном мире стереотипов живут люди в широкополых шляпах, с трудноразбираемым акцентом и специфическим «мужланским» менталитетом. Именно на таких пейзажах и персонажах были сфокусированы фильмы жанра «озплуатейшн» (от слова «оззи», которым называют себя местные), появившиеся в 70-х годах, как только новое законодательство Австралии позволило снимать жесткие фильмы для взрослых и крутить их в кинотеатрах под строгим возрастным рейтингом. Озплуатейшн-фильмы хлынули на экран, в основном в виде порнографических лент, а также кровавых триллеров и фильмов ужасов. Далеко не все из них стали шедеврами, как, например, «Безумный Макс», но свой след в кинематографе, в том числе и в Голливуде, они оставили. «Кабан-секач» - идеальный «озплуатейшн». В нем и живописная (а местами и пугающая) природа Австралии, и унылые виды провинциального городка и его нелицеприятных обитателей, и, конечно, классические мужланы в широкополых шляпах.

И, наконец, третья волна, оправдывающая относительную неудачу фильма на ниве зоохоррора и озплуатейшна. Ведь именно «Кабан-секач» стал первым художественным фильмом Рассела Мулкэхи, открыв ему дорогу к следующему проекту – волшебному городскому-фэнтези «Горец» с неповторимой музыкой группы «Queen». Кто знает – не пробеги по экрану на своих свиных ножках «Кабан-секач», не увидели бы зрители на экране именно того горца Маклауда, который так полюбился миллионам зрителей во всем мире. Поклонники истории о бессмертных воинах даже смогут найти в «Кабане» пример классической «смены кадра», которую режиссер потом так изобретательно использовал в «Горце».

Что же такого сотворил на экране молодой режиссер, что продюсеры доверили ему столь масштабный проект, как «Горец», после коммерческого провала «Кабана-секача»? Прежде всего, Мулкэхи проявил себя, как настоящий художник, способный сделать из ночной пустыни, клочьев тумана и грамотной игры света и тени столь дивный и притягательный пейзаж, словно действие происходит на далекой планете. Мотая из стороны в стороны фарами, едет сквозь туман грузовик, и режиссер умудряется превратить это обыденное действо в нечто неописуемое. А уж что творится, когда сквозь туман проступают очертания исполинской туши и острых клыков… И все это сделано минимальным набором средств. Сам кабан довольно редко появляется в кадре (тут Мулкэхи грамотно следует заветам Спилберга), зато на полную катушку задействована анимированная механическая голова чудовища, получившаяся до жути реалистичной. Кадры, в которых кабан пожирает людей (откусывает лицо или ноги) оказались столь реалистичными, что их вырезали из финальной версии картины (их можно увидеть на лицензионном DVD). Была также созданная движущаяся модель кабана в натуральную величину (ножками она, правда, не перебирала и двигалась с помощью автопогрузчика), но в кадре она выглядела не очень естественно, так что потратив четверть миллиона долларов (значительную часть бюджета!), Мулкэхи оставил в фильме всего одну секунду с участием этой конструкции. Для съемок с дальнего расстояния режиссер пошел на забавную хитрость, снимая настоящую большую свинью (впрочем, вчетверо меньшую, чем мифический секач), на которую надели шкуру кабана. Особенно удалась режиссеру вступительная сцена фильма, в которой кабан-гигант разносит целый дом, унося с собой ребенка. В этот короткий миг «Кабан-секач» способен напугать зрителя сильнее «Челюстей» - одно дело смотреть, как акула пожирает пловцов в далеком море, а другое – увидеть, как милый домашний уют с детской колыбелькой, торшером и телевизором в одно мгновенье превращается в месиво из обломков, щепок и стекла, сквозь которые стремительно движется туша монстра!

Впрочем, не одним вепрем богата картина»: актерский состав в фильме вполне достойный. Прежде всего, это ветеран австралийского кино Билл Керр. Играя донельзя неправдоподобную на уровне сценария роль Джека Каллена (старик с неестественно длинным ружьем, носящийся по пустыне за кабаном), Керру удается вдохнуть в своего героя жизнь и сделать его не просто свихнувшемся на кабанах охотником, а настоящим трагическим героем. А как он кричит в камеру: «Он – мой!!!» Отдельное уважение вызывает тот факт, что 62-летний актер играл без дублеров – так что если в кадре Джек ползет в жидкой грязи, выплевывая черную жижу, это сам Билл Керр.

Помощницу Каллена исполняет 19-летняя Арки Уайтели, до этого снявшаяся в «Безумном Максе 2». Очаровательная и подчеркнуто сексуальная, похожая на персонажей пин-ап картинок, Уайтели скрепя сердце согласилась сыграть в одной из сцен обнаженной. К сожалению, в дальнейшем судьба актрисы сложилась трагически. Снявшись в паре художественных и нескольких телевизионных фильмов, Арки Уайтели умерла в возрасте 37 лет от рака.

Настоящей жемчужиной фильма можно назвать Джуди Моррис, исполнительницу роли дотошной журналистки Бет. Ее героиня появляется в захолустном австралийском городке, как на другой планете – она тут абсолютно чужая, даже на уровне акцента все выдает в ней «нью-йоркскую штучку», что вовсе не радует местных жителей. У нее столь короткая, но яркая роль, что впору вспомнить знаменитую Дженет Ли из «Психо».

Формально же главным героем ленты является муж журналистки. На эту роль первоначально планировали снимать Джеффа Бриджесса, но в итоге роль сыграл Грегори Харрисон. Его герою предстоит пережить и личную трагедию, и множество приключений и схваток как с людьми, так и с чудовищем, но все эти злоключения актер исполняет, практически не меняясь в лице, оставаясь самым слабым звеном в картине.

А вот кто смог блеснуть на экране, практически «украв» у кабана весь фильм, так это Девид Арге, исполняющий роль одного из братьев-браконьеров. 25-летний актер, дебютировавший четырьмя годами ранее у самого Питера Уира в военной драме «Галлиполи», играет психопата-садиста настолько ярко, что кажется, что образ злодея Кургана в «Горце» Мулхаки срисовал именно с Арге. Эксцентричный, взрывной, необузданный, герой Девида способен в один момент выглядеть импозантным чудаком, а в другой перевоплотиться в безжалостного маньяка-убийцу, напоминая персонажа Джокера, который спустя много лет воплотит другой молодой австралиец – Хит Леджер. На фоне Девида Арге механический кабан «меркнет», что в принципе не идет на пользу фильму в жанре «зоохоррор». Глядя на молодого актера кажется, что у него обязательно будет большое кинематографическое будущее. Однако стать звездой Девиду так и не удалось – во многом «благодаря» бескомпромиссному, неуживчивому характеру и манере постоянно спорить с режиссерами (даже фамилия актера Argue переводится как «спорить»).

Впоследствии Рассел Мулкэхи снимет еще немало удивительных и ярких фильмов, среди которых вышеупомянутый «Горец» и его вычурный сиквел, боевики с Дензелом Вашингтоном («Рикошет») и Ким Бессинджер («Настоящая Маккой»), экранизация супергеройского комикса «Тень» и третья часть «Обители зла». Словно в память о той далекой «песенке про волка» и зоохорроре про «Челюсти на ножках» в настоящее время Мулкэхи работает над «рыбным» зоохоррором «Bait» и в ТВ-сериале о подростке-оборотне «Teen Wolf». А «Кабан-секач» остался скромным памятником озплуатейшн-зоохоррорам 80-х, в котором уже отчетливо видна мощная работа талантливого режиссера. Так в руках дебютанта простецкая страшилка про кабана превратилась в удивительно красивую и одновременно мрачную историю.

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 24-04-2012 23:25

    Не слышал о таком фильме, но, судя по картинкам, кабан получился довольно устрашающий. Вообще, первая мысль была: "И как это про кабана можно снять ужастик? Что там страшного такого?" ) Сейчас уже, наверное, ничего, но раньше, думаю, можно было испытать неприятные минуты.

    Учитываю...
  • 2 dmitrythewind 21-04-2012 00:39

    Приношу извинения за неточность - оказывается, Мулкахи в последний момент покинул режиссерское кресло проекта "Bait". А жаль!

    Учитываю...
  • 3 Пётр Перминов 20-04-2012 17:01

    После столь замечательной рецензии решил найти этот фильм и посмотреть!

    Учитываю...
    • 4 dmitrythewind 21-04-2012 00:40

      Спасибо! По возможности попробуйте найти в хорошем качестве - красота фильма очень зависит от полутонов, света и тени...

      Учитываю...