DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Опосля «Пилы»

Видения / Visions

США, 2015

Жанр: ужасы, триллер

Режиссер: Кевин Гротерт

Сценарий: Лукас Сассмен, Латрисса Гоффиган

В ролях: Айла Фишер, Джим Парсонс, Энсон Маунт, Ева Лонгория, Джоанна Кэссиди

Похожие фильмы:

Да скверно всё. Это что касаеется новых «Видений». И рецензию можно написать очень короткую, ограничившись констатацией сценарных стереотипов (опять двадцать пять: пост-травматический синдром — переезд в сельскую глушь — беременность с ожиданием Омена — жуткие глюки на почве проклятия дома с привидениями  — «О, с этим местом что-то не так!») и «неожиданного» финала, который абсолютно не спасает слабый проект и сам по себе является затёртым штампом картин подобного уровня. Ну, а далее ещё поглумиться над невыразительной актёрской игрой и скучно-ожидаемыми «бу-эффектами», и вот он — готовый дежурно-посредственный отзыв на необязательную к просмотру картину, каких пруд пруди. Но в данном случае хочется написать нечто большее, чем просто типовой текст, о котором забудут сразу же по прочтении, и разобраться на примере «Видения»: откуда же берутся такие фильмы и в чём смысл их производства?

В первую очередь важно, что корни «Видений» произрастают из незабвенной франшизы «Пила», ужасавшей мировую публику с 2004-го по 2010 год. Но дело не в стилистических особенностях, роднящих культовый маньячный триллер с безликой саспенсно-призрачной поделкой, а в личности создателя, которому «Пила» фактически дала путёвку в творческую жизнь, как и другим режиссёрам отдельных серий. Напомню, что история Джона «Конструктора» Крамера началась с короткометражки двух австралийских энтузиастов Джеймса Вана и Ли Уоннела, которая произвела столь сильное впечатление на голливудских продюсеров, что парням доверили большое кино с бюджетом в миллион двести тысяч долларов, который, если говорить только о первой части, окупился примерно в сто раз. После такого феноменального успеха профессиональная судьба молодых киноделов складывалась вполне удачно. Вана мы знаем как режиссёра ряда успешных триллеров и хорроров и как рулевого «Форсажа 7», а Уоннела — как бессменного продюсера остальных «Пил», а также сценариста и актёра в других проектах. По части успешности вровень с ними стоит и подхвативший постановочную эстафету, начиная с сиквела, Даррен Линн Боусман. Он режиссировал со второй по четвертую части франшизы, а далее принялся экспериментировать с другими сюжетами и стилями жанра хоррор, в целом менее успешно, но не оставаясь без работы по сей день. А вот с двумя оставшимися постановщиками «философской массакры» не всё так радужно… хотя с какой стороны посмотреть.

Создатель пятой «Пилы» Дэвид Хакл по основной профессии — художник-постановщик, работавший над дизайном второй, третьей и четвертой серий, и внезапно взявшийся за руль очередной части, принесший 114-милионную прибыль при затратах в 10,8 миллионов. Конечно, не стоит полностью приписывать коммерческий успех Хаклу, так как франшиза прекрасно продавала сама себя, но бесспорно, очередной режиссёр не уронил планку качества, что позволило проекту жить и здравствовать далее. Ну а сам Хакл продолжил профилирующую художественную деятельность в других лентах, пока вновь не получил возможность поработать режиссером над зоожутиком «Гризли» в 2014 году. Ленту прохладно встретили и критики, и зрители, но стоит признать, что это не самое дурное кино про «большого злого медведя», которое на голову выше многих дешёвых звероужастиков, хотя и близко не подобралось к «Челюстям», «Птицам» и другим шедеврам фауна-хоррора.

И вот, наконец, встречаем родителя «Видений», а ранее последних двух «Пил», Кевина Гротерта. Как и Хакл, Гротерт — не режиссер по профилю, а монтажёр, который в дофраншизный период самостоятельно снял только пару короткометражек. Посему производство двух частей хоррора с высочайшими требованиями по качеству, а одной из них ещё и в трехмерном формате, стало для него крайне сложной и ответственной задачей, которая была с блеском выполнена, о чём говорят высокие кассовые сборы. И после такого профессионального кульбита стоило задуматься о стабильном продолжении режиссёрской карьеры, что и сделал Гротерт, взявшись за независимый от «Пилы» проект под названием «Джезабель». В итоге получилась аккуратная колдовская страшилка, которую вообще можно было считать чертовски оригинальной историей, если бы не поистине мощный фильм 2005 года «Ключ от всех дверей», который «Джазебель» откровенно копирует с точки зрения общей задумки и финального переворота. Впрочем, Гротерта подобная вторичность (благо «Ключ…» в своё время не все посмотрели, а многие подзабыли) ничуть не смутила, и более того, в своей следующей работе, «Видениях», режиссёр делает вновь нечто подобное. Опять автокатастрофа в прологе с печальными последствиями, опять главная героиня — молодая женщина, и вновь у неё проблемы то ли психического, то ли паранормального характера. Но в этот раз Гротерт снимает куда более примитивное и менее изощрённое по сюжету и стилю кино, откровенно пытаясь быть «как все», к сожалению, теряя хоть какую-то творческую индивидуальность. Тупо двигаться по накатанной колее обычной пугалки, лениво дёргая публику громкими резкими звуками, надеясь на зрительское признание за условно-непредсказуемую концовку — это явный признак творческого бессилия. Прошли времена по-настоящему крутых «удивлялок», какие были в «Шестом чувстве» Шьямалана и «Других» Аменабара, которые и без сногсшибательных финалов были отличными картинами. А сейчас надеяться на народную любовь и действительно большую кучу денег лишь за одну переворачивающую всё с ног на голову «фишку» — очень опрометчиво и рискованно. В любой хорошей ленте должна быть либо увлекательная история либо самобытная стилистика, а если нет ни того, ни другого, то псевдоэффектная концовка не поможет, что и произошло с «Видениями».

 

Впрочем, возвращаясь к заявленной теме рецензии — как и для кого появляются подобные «Видения», — стоит отметить, что сами режиссеры не считают их провалами. Дело в низкобюджетности постановок. Пусть на выходе получаем немного, но и тратим мало, так что в итоге всё-таки зарабатываем! Это не «Трансформеры», где баснословные вложения должны обязательно окупиться, иначе провал чреват окончательно-бесповоротным вылетом из профессии. Это всего лишь недорогой хоррор, который что-нибудь обязательно соберёт в американском прокате, потом ещё в прокате мировом, а потом ещё немного накапает от продаж на DVD и показов по телевизионным каналам. Посему финансового фиаско лента в любом случае не потерпит, а режиссёр снова будет снимать очередной типовой жутик, пользуясь громким и действенным слоганом «от создателя «Пилы», и всё будет нормально. Главное — не опускаться по качеству ниже плинтуса, удовлетворяя минимальные потребности целевой аудитории, а уж этому Гротерта научили: «Пила» была хорошей бизнес-школой.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)