ФОБИЯ

Лента дороги убегает вдаль. Спидометр наматывает километры. На кромке горизонта сгущается тьма. Будет шторм…

Случайные люди — случайные связи.

Когда мы путешествуем, то должны быть готовы к новым знакомствам с огромным количеством людей, живущих в этом мире. Людская масса не имеет имени, но любой повстречавшийся нам человек таковым обладает, пусть вы знакомы с ним хотя бы минуту. Большинство случайных людей в нашей жизни не проявляет к нам особого интереса, поведение меньшинства предсказуемо. Но как быть, если незнакомец с символическим, ничего не говорящим именем пытается испытать вас на прочность и проверить вашу волю к жизни, подвергнув смертельному риску?

Режиссер Роберт Хармон решил по-своему ответить на этот вопрос и создал дорожный триллер под названием «Попутчик» с Дженнифер Джейсон Ли, Си Томасом Хауэллом и Рутгером Хауэром в главных ролях. Самая обычная на первый взгляд история: парень-перегонщик машин Джим Холси подбирает на федеральном шоссе незнакомого мужчину приятной наружности, но вскоре обнаруживается, что этот тип — сумасшедший маньяк, возжелавший потыкать нашего героя ножом. Избавиться от психа не так-то легко: даже вытолкнув его из машины, Джим оказывается втянутым в цепочку убийств и все обстоит так, словно их совершил он сам. То есть вместо маньяка за ним теперь охотится вся полиция штата, которой будет очень сложно поверить в правду — тем более что свидетелей у Джима нет.

Таким образом, весь фильм представляет собой историю противостояния Джима и маньяка с символичным именем Джон Райдер, побег Джима от полиции, поиски маньяка, и все это безумство продлится до тех пор, пока жив водитель и его попутчик. Но здесь интересен даже не сам, в общем-то, предсказуемый сюжет, а образ Попутчика и его главная функция в фильме.

Совершенно ясно: Джон Райдер — имя нарицательное. Джон то же самое что наш «Иван», собирательное имя любого американца, за которым может скрываться кто угодно. Фамилия Райдер («rider») четко дает определение как «всадник». И становится как-то неважно, что Попутчик убил настоящего Джона Райдера несколькими днями ранее, основной «месседж» имени выполнен: создать нужный образ всадника смерти. Попутчик путешествует автостопом, выбирая себе жертв из доверчивых водителей, убивает слабых и играет с сильными. Попутчик обладает демоническим обаянием, невероятно хитер и практически вездесущ — все указывает на его мистическое происхождение. Эффекта образу добавил талант Хауэра. Выдающийся голландский актер убедительно изобразил «идейного» психа, который умело манипулирует своей жертвой, заставляя подставляться снова и снова: его улыбочка, ледяные глаза, светлые волосы, символичные фразы типа «Я не из этих мест». Настоящая бестия, Оседлавший бурю, как в одноименной песне The Doors, вдохновившей сценариста Эрика Реда на создание истории фильма. Неплохо здесь сработали и другие актеры, хорошо поставлены все дорожные сцены: золотой нитью сквозь фильм полегает то самое шоссе, на котором и разворачивается основная часть действия, превращая его в смертельное роуд-муви.

Определенно, идея «Попутчика» заключается в том, чтобы раскрыть собирательный образ Зла, ожидающий беспечного водителя на дороге. Тема актуальна: каждый год на дорогах стран всего мира пропадают без вести люди. Какова их судьба, неизвестно. Но очевидно, что все начинается с поднятого вверх большого пальца и случайной остановки… Кроме того в фильме заключена еще одна важная идея — идея преемственности зла. Зло как инфекция, оно заразно, и хуже смерти может быть только превращение в такого же монстра, чего и добивался Попутчик, заставляя парня застрелить себя, чтобы получить удовольствие от убийства.

Идея оказалась интересной, и фильм имел успех, почему-то особенно у нас, еще в советское время. И в 2003 году Луи Морно снимает телевизионное продолжение «Попутчик 2» с тем же актером в роли Джима Холси — Си Томасом Хауэллом.

 

Прошли, как говорится, годы. Джим повзрослел и остепенился, но события прошлых лет на трассе и воспоминания зловещего Попутчика по сей день терзают его в ночных кошмарах. Чтобы как-то развеяться, вместе с подругой он едет к своему хорошему другу капитану Эстериджу. Трасса пролегает через пустынную местность и там, в клубах песчаной бури на дороге голосует человек в мотоциклетном шлеме. Словно оживший призрак из прошлого. Наученный горьким опытом, Джим пытается проехать мимо, но его девушка Мэгги оказывается добрее и вынуждает их подобрать незнакомца.

Умный сообразительный зритель дальше все поймет сам: фильм предсказуем на 90 %. Не раскрывая подробностей сюжета, стоит все же указать на некоторые его особенности, поскольку таковые у него имеются.

Во-первых, здесь немного изменился образ самого Попутчика. Его сыграл молодой талантливый актер Джейк Бьюзи, сын знаменитого Гэри Бьюзи, и надо сказать, он со своей задачей справился очень хорошо: на экране мы наблюдаем зловещего, совершенно чокнутого маньяка с безумным взглядом и адовой улыбочкой на все лицо. Бьюзи оказался настолько психотичен, что по уровню исполнения мог бы соперничать с самим Хауэром, но образы получились разными. Попутчик Хауэра — это холодная нордическая жестокость, любопытство экспериментатора, который испытывает жертву насилием и даже по-своему опекает ее, ликвидируя прямую опасность. Попутчик в исполнении Бьюзи — это абсолютно сумасшедший психопат, откровенно наслаждающийся убийствами и способный даже на членовредительство ради достижения своих извращенных целей. Он играет людьми и получает от этого нескрываемое удовольствие.

Далее, что касается остальных героев, картинка здесь стандартная. Преследование, убийства, перестрелки, парочка напряженных диалогов и развязка в конце. С той разницей, что Джим Холси отходит на второй план — свой вклад в развитие истории он уже внес.

 В 2007 году подоспел ремейк оригинального фильма с новым актерским составом и режиссерской командой. На этот раз в кресло рулевого на съемочной площадке сел Дэйв Мейерс, а роль попутчика досталась Шону Бину. Жертв сыграли София Буш и Закари Найтон.

Студенты Грейс и Джим отправились в поездку к друзьям девушки на стильном Oldsmobile 442 под романтичные песни о любви. Завязка типична для молодежной комедии или мелодрамы, но очень скоро, ближе к ночи, когда с неба проливаются потоки дождя, ребята видят на трассе одинокого промокшего человека в плаще — тот голосует. Поскольку времена нынче иные, осторожная молодежь проезжает по своим делам дальше. Но от Попутчика не так-то легко отделаться: на ближайшей заправке он настигает парочку и от совместной поездки им уже не отвертеться. Дальше события как под копирку дублируют ключевые моменты первого фильма с небольшими отличиями.

Во-первых, вместо одной жертвы Попутчик терроризирует двоих, причем ведущая роль отводится девушке Грейс — София Буш получила за эту роль престижную кинопремию. Парень как-то отходит на второй план и вообще смотрится как продолжение личности Грейс.

Во-вторых, появилось больше натурализма в сценах убийств, больше крови и жертв, что, впрочем, не добавляет фильму мрачности, а лишь умножает градус брутальности.

Наконец, основные изменения коснулись личности Попутчика. Джон Райдер Шона Бина — это мрачный потрепанный жизнью мужчина, убийца с тусклым усталым взглядом, где нет даже искры от того сумасшедшего огонька, что горел в глазах хауэровского Попутчика или психа из второй части. Такое чувство, что новый Попутчик убивает скорее из необходимости, по неизвестной нужде. Да, Райдер смотрится здесь устрашающе, он жесток, но в его действиях нет никакого восторга, значимости, ощущения важной миссии — исключительно холодный расчет и методичное достижение цели. В остальном имеем почти точное воспроизведение первого фильма 1986 года.

При всех видимых и невидимых недочетах этого цикла триллеров в стиле роуд-муви, у него есть одно несомненное достоинство. Это идея случайного знакомства, которое может привести к непредвиденным последствиям. В ситуации с автостопом всегда есть элемент неопределенности, слепого случая, как в русской рулетке. Трасса — это ствол, водитель — игрок, а Попутчик — пуля, которая может оказаться на пути несчастного, а может миновать его на этот раз. Что не страхует его от другого подобного столкновения в следующий.

Поэтому когда мы подбираем путешествующих автостопом, мы рискуем всегда; но и люди на дороге тоже не застрахованы от того, чтобы сесть в машину к какому-нибудь каннибалу. Опасность подстерегает нас везде, в том числе и на большой дороге. А цикл фильмов о Попутчике уже превратился в городские легенды и укоренился в массовой культуре прочно и навсегда.

И однажды подобрав попутчика, понимаешь, что этот человек попался тебе вовсе не случайно.

Комментариев: 16
  1. София Буш получила за эту роль престижную кинопремию

    Золотую малину?..

    По-моему, смещение акцентов и эта актриса похоронили и без того сомнительный ремейк. Хотя Шон Бин старался изо всех сил.

    И вообще, Попутчик только один, это Рутгер Хауэр. Тот случай, когда можно говорить об эталонном образе.

  2. Rider on the storm!

  3. Кир, спасибо за статью. С чувством ностальгии прочитал её. Попутчик в сердцах многих хоррор-фэнов укоренился навсегда. Причём не только классический. Не буду оригинален, если скажу, что для меня был, есть и навсегда останется в памяти творение Роберта Хармона с харизматичным голландцем в главной роли.

  4. Рутгер лучший, без сомнения. Насчет Буш - Teen Choice Awards.

  5. Не за что smile насчет Рутгера - и я того же мнениЯ

  6. А, MTV-шное говно. Престижность этой премии более чем сомнительна.

  7. Кир, тебе ведь тоже довелось впервые фильм в детстве увидеть, как и большинству из нас? Неизгладимое впечатление на всю жизнь осталось, верно?smile

  8. Было такое, да) Должен сказать, что сам по себе Хауэр мне интересен как актер вне зависимости от жанра. Он одинаково шикарно смотрится и здесь, и в Бегущем по лезвию, и в Слепой ярости, и во многих других картинах. Харизма.

  9. А ещё в фильмах "Взять живым или мёртвым" или "Считанные секунды", к примеру.

  10. В принципе, оно и неудивительно - редко удается превзойти первую часть. Разве что второй "Терминатор" исключение из правила.

  11. Пожалуй, похвастаюсь что ли)

    Изображение

  12. Хвастун smile

  13. Спасибо автору за статью, однако наверное не соглашусь насчёт предсказуемости оригинального фильма. В том-то всё и дело, что значительная часть сюжетных развилок - совершенно непредсказуема для зрителя. Что произойдёт в следующий момент? Как пример - кульминация,

    Скрытый текст

    Насчёт игры Хауэра сказано уже столько, что и добавить нечего. С. Томас Хауэлл тоже довольно органичен в своей роли. Вдвойне жаль, что затем он продался конъюнктурщикам из Asylum.

    И, конечно же, отдельного упоминания заслуживает великолепная финальная сцена, словно отдающая дань вестернам Серджио Леоне - дуэль один-на-один в самом сердце пустыни, на краю вечности.

    Насчёт второй части и ремейка ничего хорошего сказать не могу: эти фильмы совершенно беспомощны на фоне оригинала. Джейк Бьюзи - вообще клиника. Неожиданный и, возможно, худший выбор актёра на эту роль. Почему бы им было не взять тогда уж самого Гэри Бьюзи? Ему не привыкать играть психов smile

  14. Крепкий Орешек 2, Чужие, Человек-Паук 2. И ещё можно примеры привести.

  15. Олег, где и как удалось добыть автограф Хауэра?

  16. Пару-тройку лет назад - не помню уж когда точно - была конференция с его участием в СПбГУКиТ. Он приезжал в Питер на съёмки какого-то нового фильма (вроде "Ключа Саламандры", жуткого трэшака русско-американского производства), и ввиду своей дружбы с ректором ВУЗа согласился выступить перед студентами. Рассказал он, честно говоря, маловато интересного, ибо большая часть его выступления была посвящена рекламе FilmFactory - международной программы, которую он в тот момент продюсировал. Это нечто вроде межнациональной съёмочной группы, в которой участвуют студенты из разных стран, имеющие желание снимать кино. Платишь взнос, и становишься полноправным участником этих "курсов" под руководством дяди Рутгера, лол. Короче говоря, короткометражные работы этой съёмочной группы, представленные на конференции, меня лично не шибко впечатлили. Думаю, у старика Рутгера в кармане моль завелась, потому он и занимается подобными "инициативными проектами". Чтобы маленько подзаработать, так сказать.

    Ну и после конференции он, разумеется, раздавал автографы и пожимал всем желающим руку. Расписался он мне на форзаце "Сердец в Атлантиде", которые я в тот момент читал на парах. Кстати, вживую у него забавные глаза, совершенно прозрачные. В кино это тоже заметно, но гораздо меньше.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх