ПОЛУНОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Лента дороги убегает вдаль. Спидометр наматывает километры. На кромке горизонта сгущается тьма. Будет шторм…

Случайные люди — случайные связи.

Когда мы путешествуем, то должны быть готовы к новым знакомствам с огромным количеством людей, живущих в этом мире. Людская масса не имеет имени, но любой повстречавшийся нам человек таковым обладает, пусть вы знакомы с ним хотя бы минуту. Большинство случайных людей в нашей жизни не проявляет к нам особого интереса, поведение меньшинства предсказуемо. Но как быть, если незнакомец с символическим, ничего не говорящим именем пытается испытать вас на прочность и проверить вашу волю к жизни, подвергнув смертельному риску?

Режиссер Роберт Хармон решил по-своему ответить на этот вопрос и создал дорожный триллер под названием «Попутчик» с Дженнифер Джейсон Ли, Си Томасом Хауэллом и Рутгером Хауэром в главных ролях. Самая обычная на первый взгляд история: парень-перегонщик машин Джим Холси подбирает на федеральном шоссе незнакомого мужчину приятной наружности, но вскоре обнаруживается, что этот тип — сумасшедший маньяк, возжелавший потыкать нашего героя ножом. Избавиться от психа не так-то легко: даже вытолкнув его из машины, Джим оказывается втянутым в цепочку убийств и все обстоит так, словно их совершил он сам. То есть вместо маньяка за ним теперь охотится вся полиция штата, которой будет очень сложно поверить в правду — тем более что свидетелей у Джима нет.

Таким образом, весь фильм представляет собой историю противостояния Джима и маньяка с символичным именем Джон Райдер, побег Джима от полиции, поиски маньяка, и все это безумство продлится до тех пор, пока жив водитель и его попутчик. Но здесь интересен даже не сам, в общем-то, предсказуемый сюжет, а образ Попутчика и его главная функция в фильме.

Совершенно ясно: Джон Райдер — имя нарицательное. Джон то же самое что наш «Иван», собирательное имя любого американца, за которым может скрываться кто угодно. Фамилия Райдер («rider») четко дает определение как «всадник». И становится как-то неважно, что Попутчик убил настоящего Джона Райдера несколькими днями ранее, основной «месседж» имени выполнен: создать нужный образ всадника смерти. Попутчик путешествует автостопом, выбирая себе жертв из доверчивых водителей, убивает слабых и играет с сильными. Попутчик обладает демоническим обаянием, невероятно хитер и практически вездесущ — все указывает на его мистическое происхождение. Эффекта образу добавил талант Хауэра. Выдающийся голландский актер убедительно изобразил «идейного» психа, который умело манипулирует своей жертвой, заставляя подставляться снова и снова: его улыбочка, ледяные глаза, светлые волосы, символичные фразы типа «Я не из этих мест». Настоящая бестия, Оседлавший бурю, как в одноименной песне The Doors, вдохновившей сценариста Эрика Реда на создание истории фильма. Неплохо здесь сработали и другие актеры, хорошо поставлены все дорожные сцены: золотой нитью сквозь фильм полегает то самое шоссе, на котором и разворачивается основная часть действия, превращая его в смертельное роуд-муви.

Определенно, идея «Попутчика» заключается в том, чтобы раскрыть собирательный образ Зла, ожидающий беспечного водителя на дороге. Тема актуальна: каждый год на дорогах стран всего мира пропадают без вести люди. Какова их судьба, неизвестно. Но очевидно, что все начинается с поднятого вверх большого пальца и случайной остановки… Кроме того в фильме заключена еще одна важная идея — идея преемственности зла. Зло как инфекция, оно заразно, и хуже смерти может быть только превращение в такого же монстра, чего и добивался Попутчик, заставляя парня застрелить себя, чтобы получить удовольствие от убийства.

Идея оказалась интересной, и фильм имел успех, почему-то особенно у нас, еще в советское время. И в 2003 году Луи Морно снимает телевизионное продолжение «Попутчик 2» с тем же актером в роли Джима Холси — Си Томасом Хауэллом.

 

Прошли, как говорится, годы. Джим повзрослел и остепенился, но события прошлых лет на трассе и воспоминания зловещего Попутчика по сей день терзают его в ночных кошмарах. Чтобы как-то развеяться, вместе с подругой он едет к своему хорошему другу капитану Эстериджу. Трасса пролегает через пустынную местность и там, в клубах песчаной бури на дороге голосует человек в мотоциклетном шлеме. Словно оживший призрак из прошлого. Наученный горьким опытом, Джим пытается проехать мимо, но его девушка Мэгги оказывается добрее и вынуждает их подобрать незнакомца.

Умный сообразительный зритель дальше все поймет сам: фильм предсказуем на 90 %. Не раскрывая подробностей сюжета, стоит все же указать на некоторые его особенности, поскольку таковые у него имеются.

Во-первых, здесь немного изменился образ самого Попутчика. Его сыграл молодой талантливый актер Джейк Бьюзи, сын знаменитого Гэри Бьюзи, и надо сказать, он со своей задачей справился очень хорошо: на экране мы наблюдаем зловещего, совершенно чокнутого маньяка с безумным взглядом и адовой улыбочкой на все лицо. Бьюзи оказался настолько психотичен, что по уровню исполнения мог бы соперничать с самим Хауэром, но образы получились разными. Попутчик Хауэра — это холодная нордическая жестокость, любопытство экспериментатора, который испытывает жертву насилием и даже по-своему опекает ее, ликвидируя прямую опасность. Попутчик в исполнении Бьюзи — это абсолютно сумасшедший психопат, откровенно наслаждающийся убийствами и способный даже на членовредительство ради достижения своих извращенных целей. Он играет людьми и получает от этого нескрываемое удовольствие.

Далее, что касается остальных героев, картинка здесь стандартная. Преследование, убийства, перестрелки, парочка напряженных диалогов и развязка в конце. С той разницей, что Джим Холси отходит на второй план — свой вклад в развитие истории он уже внес.

 В 2007 году подоспел ремейк оригинального фильма с новым актерским составом и режиссерской командой. На этот раз в кресло рулевого на съемочной площадке сел Дэйв Мейерс, а роль попутчика досталась Шону Бину. Жертв сыграли София Буш и Закари Найтон.

Студенты Грейс и Джим отправились в поездку к друзьям девушки на стильном Oldsmobile 442 под романтичные песни о любви. Завязка типична для молодежной комедии или мелодрамы, но очень скоро, ближе к ночи, когда с неба проливаются потоки дождя, ребята видят на трассе одинокого промокшего человека в плаще — тот голосует. Поскольку времена нынче иные, осторожная молодежь проезжает по своим делам дальше. Но от Попутчика не так-то легко отделаться: на ближайшей заправке он настигает парочку и от совместной поездки им уже не отвертеться. Дальше события как под копирку дублируют ключевые моменты первого фильма с небольшими отличиями.

Во-первых, вместо одной жертвы Попутчик терроризирует двоих, причем ведущая роль отводится девушке Грейс — София Буш получила за эту роль престижную кинопремию. Парень как-то отходит на второй план и вообще смотрится как продолжение личности Грейс.

Во-вторых, появилось больше натурализма в сценах убийств, больше крови и жертв, что, впрочем, не добавляет фильму мрачности, а лишь умножает градус брутальности.

Наконец, основные изменения коснулись личности Попутчика. Джон Райдер Шона Бина — это мрачный потрепанный жизнью мужчина, убийца с тусклым усталым взглядом, где нет даже искры от того сумасшедшего огонька, что горел в глазах хауэровского Попутчика или психа из второй части. Такое чувство, что новый Попутчик убивает скорее из необходимости, по неизвестной нужде. Да, Райдер смотрится здесь устрашающе, он жесток, но в его действиях нет никакого восторга, значимости, ощущения важной миссии — исключительно холодный расчет и методичное достижение цели. В остальном имеем почти точное воспроизведение первого фильма 1986 года.

При всех видимых и невидимых недочетах этого цикла триллеров в стиле роуд-муви, у него есть одно несомненное достоинство. Это идея случайного знакомства, которое может привести к непредвиденным последствиям. В ситуации с автостопом всегда есть элемент неопределенности, слепого случая, как в русской рулетке. Трасса — это ствол, водитель — игрок, а Попутчик — пуля, которая может оказаться на пути несчастного, а может миновать его на этот раз. Что не страхует его от другого подобного столкновения в следующий.

Поэтому когда мы подбираем путешествующих автостопом, мы рискуем всегда; но и люди на дороге тоже не застрахованы от того, чтобы сесть в машину к какому-нибудь каннибалу. Опасность подстерегает нас везде, в том числе и на большой дороге. А цикл фильмов о Попутчике уже превратился в городские легенды и укоренился в массовой культуре прочно и навсегда.

И однажды подобрав попутчика, понимаешь, что этот человек попался тебе вовсе не случайно.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх