ГОЛЕМ

Осатаневшая / Kim Bok-nam salinsageonui jeonmal

Южная Корея, 2010

Жанр: Триллер

Режиссер: Джан Чхоль-су

В ролях: Со Ён Хи, Сон-вон Чи, Мин-хо Хванг, Джонг-хак Парк

Похожие фильмы: «Олдбой», «Я видел дьявола», «Догвилль»

Хэй-Вон — красивая тридцатилетняя женщина, которая работает в одном из банков Сеула. Она ведет успешную жизнь делового человека, пока не становится свидетельницей покушения на убийство, что серьезно осложняет ее жизнь. Когда все валится из рук, она решает отправиться в отпуск на уединенный остров. Однажды здесь она навещала своих родственников и подружилась с девушкой по имени Бок-Нам. Бок-Нам много раз писала ей с просьбой навестить ее, но Хэй-Вон ни разу не ответила на ее письма.

Приехав на остров, Хэй-Вон видит, что все жители острова обращаются с Бок-Нам, как с рабыней. Бок-Нам — единственная молодая женщина на острове, и она — игрушка в руках мужчин и прислуга для женщин. Измученная жестоким обращением, она много раз предпринимала попытку побега, но каждый раз ее возвращали на остров. И теперь она умоляет Хэй-Вон о помощи.

Южнокорейский режиссер Джан Чхоль-су первым же фильмом сумел собрать целую кучу наград: от Гран-при на Fantastic’Arts и приза Ассоциации кинокритиков Кореи за лучший режиссерский дебют до главного приза жюри на фестивале фантастического кино в Амстердаме. Его шок-триллер «Осатаневшая» демонстрировался на таких заметных площадках, как Московский международный кинофестиваль и неделя критики в Каннах. Российский зритель мог и не заметить театрального проката, так как у нас фильм вышел только в августе 2011 года ничтожным числом копий. Но шум, который наделал дебют в полном метре Джана Чхоль-су, внимание к картине все же привлек.

В последнее время корейские «темные» фильмы, имеющие успех и у европейского/американского зрителя, отличаются уровнем жестокости и насилия, порой запредельным. Убийства показываются без купюр, натурализм некоторых сцен даже заставляет отворачиваться от экранов. Такую режиссерскую смелость в современных фильмах ужасов, где разворачивается настоящая война за итоговый рейтинг, встретишь нечасто, а среди мотивов жестокости уверенно лидирует месть. Наиболее заметно на этом фронте поработал Пак Чхан-ук со своей знаменитой трилогией, венцом которой стал «Олдбой», а из недавних фильмов самым ярким, пожалуй, можно назвать «Я видел дьявола». Джан Чхоль-су, учившийся снимать у самого Ким Ки Дука, от этой тенденции отходить не стал, хотя пугают в его фильме вовсе не сцены насилия.

Зрителю словно дается возможность окунуться в два параллельных мира, запертых в рамках Южной Кореи. В одном из них кипит привычная жизнь мегаполиса, в котором всем друг на друга плевать. Это мир карьеры и больших денег, место, где вырождаются человеческие чувства. Здесь существует Хэй-Вон — именно существует, потому что жизнью это назвать сложно. Девушка молода и красива, у нее есть хорошая работа, но нет никакого счастья. На контакт с людьми она не идет, без ответа остаются даже звонки родственников. Ей проще запереться в коконе собственного одиночества и никого к нему не подпускать. Окружающий мир Хэй-Вон сжимается до рамок вечных стрессов на работе и пустой квартиры. Жизнь в огромном Сеуле выпивает из девушки все соки, она становится похожа на многочисленных зомби, к девяти утра спешащих на работу в любом крупном городе, а после шести грезящих о сне перед очередным срабатыванием ненавистного будильника. Она никогда не подаст руку помощи, ведь боится навлечь на себя неприятности. Человек из касты «проходящих мимо».

Мир Бок-Нам не похож на действительность подруги детства с большой земли. Она живет на маленьком островке в компании нескольких полоумных родственников и отсылает письма в Сеул в надежде, что Хэй-Вон сможет ответить или навестить ее. Местные обитатели испугали бы и матерых реднеков из фильмов о захолустной Америке. Муж Бок-Нам не считает супругу за человека. Он избивает ее, всячески унижает, не забывая при этом о выполнении супружеского долга. Когда последнее наскучивает, ублюдок справляет сексуальную нужду в привезенную из Сеула проститутку, а Бок-Нам за стенкой готовит ужин, затирает синяки и старается не впустить в комнату маленькую дочурку.

Слабоумный брат мужа помешен на сексе, третий островной мужчина — мумифицированного вида дед. Виновниками основной суеты являются старухи, убежденные, что мужчина всегда и во всем прав, поэтому не удивляет даже изречение самой главной бабульки: «Лучшая награда для женщины — член во рту». Они превращают Бок-Нам в рабыню, которая с утра до ночи выполняет ворчливые указания. По общему мнению, девушка должна быть благодарна и за такую жизнь в качестве домашней скотины, ведь ребенка она родила после изнасилования, а добрый муж на свой страх и риск взял попорченный товар. Вскоре и психология дочери Бок-Нам станет перестраиваться под формат острова, и малютка решит красить губы, чтобы больше привлекать папу. Ведь папа уже не раз смотрел не нее, как на взрослую. И не только смотрел…

Одним сюжетным ходом режиссер смешивает два этих мира, и городская штучка Хэй-Вон оказывается на острове с замухрышкой Бок-Нам — подругой из давних времен, странной девушкой, которая не может поверить, что в городах белье стирают в машинах. Отсюда начинается поиск ответов, которые режиссер дает зрителю не сразу. Проявит ли городская девица хоть раз в жизни участие к чужому горю? Сколько еще будет терпеть издевательства Бок-Нам? Несмотря на неспешное течение хронометража, фильм не даст заснуть ни во время просмотра, ни после. Красоты островных пейзажей поражают лишь до той поры, покуда в кадр не попадает шокирующее поведение жителей клочка суши, забытого прямо под носом у цивилизации. Яркая, с сочными цветами картинка подчеркивает эффектность видеоряда, когда на острове проливается первая кровь. Здесь нет такого количества разнообразных убийств, как в нашумевших на международном уровне корейских лентах последнего времени, хотя неженкам будет от чего поморщиться. Джан Чхоль-су не собирался снимать чисто визуальный шокер, его фильм прежде всего пугает не картинкой, а дикостью происходящего. И самое страшное, что кино фактически снято по мотивам реальных событий. Чхоль-су рассказывал, как соединил в сюжете несколько подлинных случаев из новостей. В одном из них девочку изнасиловали пятьдесят человек (не сразу и одновременно, конечно, а за определенный, весьма долгий период). Когда наконец она набралась смелости поднять шум, все дружно сказали, что насильницей является сама девочка. Дело происходило в каком-то захолустье, и все аборигены как один клялись в своей невиновности. В итоге слуги порядка арестовали девочку, ведь что стоит мнение одной несчастной против десятков жалоб от здоровенных мужиков… Найдись хоть один свидетель, который мог бы подтвердить слова обвиненной, все сложилось бы по-другому. В фильме у одной из героинь будет возможность выбора: заговорить или нет. Как раз этот выбор и даст толчок дальнейшему развитию страшных событий.

Кино получилось тяжелым и «душным», но определенно запоминающимся. В «Осатаневшей» показана оборотная сторона общества, правда о тех местах, которым чужд напускной лоск крупных городов и которые живут по своим законам. В фокусе — небольшой мирок, шагавший по ступеням эволюции не в том направлении. Из этого страшного фундамента и вырос фильм Чхоль-су. Фильм о насилии и безразличии, о мести и отчаянии. Фильм о людях, чья природа порой может напугать, и чье малодушие способно вызвать лишь отвращение. Фильм о тех, в ком очень не хочется разглядеть себя.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх