DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Остров монстров

Присутствие / The Presence / Danger Island

США, 1992

Жанр: ужасы, триллер, приключения

Режиссер: Томми Ли Уоллес

Сценарий: Уильям Блейч

В ролях: Ричард Беймер, Мария Целедонио, Гэри Грэхем, Кэти Айрленд, Никки Кокc

Похожие фильмы:

Фильм «Присутствие» примечателен прежде всего тем, что о нем практически никто не знает. Порой даже кажется, что смотревших киноленту можно пересчитать по пальцам. В последний раз «Присутствие» транслировали на телевидении около двадцати лет назад и маловероятно, что какой-нибудь канал решится снова его показать. Тогда чем же так интересен фильм, вполне резонно поинтересуетесь вы? Да хотя бы тем, что эта скромная кинолента, созданная исключительно для ТВ и ни на что особо не претендовавшая, сумела, отчасти вдохновить Джей Джей Абрамса и Дэймона Линделофа на создание знаменитого сериала «Остаться в живых». Неожиданный поворот, не правда ли? Некоторые заимствования из этой картины заметны невооруженным глазом. И пусть основные концепции сериала и фильма диаметрально противоположны, завязка очень похожа. Более того, все это выглядит, как реверанс в адрес ленты, хотя вовсе факт, что так было задумано авторами. Однако от столь яркой параллели, аллюзии, плагиата, называйте как угодно, отделаться очень сложно. Даже если предположить, что создатели известного сериала и вовсе не знакомы с фильмом, что маловероятно. Пожалуй, стоит остановиться на том, что «Присутствие» и «Остаться в живых» — сводные братья, долгое время не знавшие о существовании друг друга и неожиданно встретившиеся на извилистой тропе судьбы.

Начинается фильм с того, что главные действующие лица спасаются от вооруженных до зубов революционеров в одной далекой стране, чье название остается неизвестным. Оказавшись на борту самолета, группа людей облегченно переводит дух, но не тут-то было. Происходит крушение летающей посудины, часть народа погибает сразу же, другим же волею счастливого случая удается выжить. Группа товарищей по несчастью оказывается на тропическом острове, о существовании которого раньше никто не подозревал. Убедившись в его необитаемости, разношерстная компания поначалу приходит в хорошее расположение духа. У многих возникает ощущение попадания на райский остров, на котором хочется остаться жить навсегда. Да только первое впечатление, как известно, зачастую оказывается обманчивым. После того, как на Фрэнка и Рика в воде нападает странное существо с острыми, как бритва щупальцами, всем становится ясно: тут что-то не так. То, с чем приходится иметь дело, не похоже на существо, возникшее при естественных обстоятельствах, а, значит, остров полон сюрпризов.

Дальше следует череда жутких событий. Когда посреди ночи у догорающего костра набранные людьми различные фрукты начинают дышать, а в некоторых из них отчетливо слышно биение сердца. Именно в этот момент, сильно израненный, Фрэнк просыпается и ощущает чудовищные метаморфозы на своем лице и теле, после чего покидает лагерь, отправившись под полной луной на зов таинственной твари. Другой же чуть менее пострадавший — Рик, ощутил в себе способность улавливать обрывки воспоминаний монстра, который напал на него. Словно тварь из воды когда-то давно была человеком и очень хорошо знала, что в действительности произошло на этом гротескном острове.

Отправившись поутру изучать новое место вынужденного обитания, выжившие, с ужасом осознают, что растения, фрукты, животные видоизменены. Но не внешне, а внутренне. Наткнувшись же в глубине острова на заброшенную лабораторию, людям удается выяснить, что в ее стенах проводились чудовищные по своей бесчеловечности испытания биологического оружия…

Кажется, что «Присутствие» отдает дань уважения лентам 70-х годов своей неспешной манерой повествования и тягучим, как нуга, стилем съемки. Возможно, поэтому фильм получился излишне простоватым. Основная концепция картины при всей своей занимательной задумке, скрытый потенциал раскрыла только наполовину. Некоторые сцены и вовсе наивны. Хотя, возможно, тому виной лишь издержки времени. Финал получился очень быстрым, слегка скомканным, отчасти притянутым за слоновьи уши. Не хватило драйва, градуса накала, взвинченной до предела интриги. Все это напрашивалось само собой по ходу сюжетной линии. Да только у сценариста было свое мнение, с которым можно соглашаться или спорить, но от него никуда не деться.

Сложно отделаться от стойкого ощущения, что создатели кинокартины отчасти вдохновились существами из рассказа Говарда Филлипса Лавкрафта «Рок, покаравший Сарнат». В творении Томми Ли Уоллеса прослеживаются нотки творчества Говарда Лавкрафта. В облике монстров есть определенное сходство, вот только неясно наверняка — сознательное или случайное. Скорее, некое совпадение образов носит непредумышленный характер. Далеко не факт, что сценарист «Присутствия» Уильям Блейч вообще знаком с творчеством мечтателя из Провиденса и, тем не менее, нотки похожести частично прослеживаются в киноленте.

Зато, старался как мог главный творец проекта — Томми Ли Уоллес. В хоррор-среде режиссер далеко не последняя фигура. Именно он экранизировал бессмертный роман Стивена Кинга «Оно». Да и над «Присутствием» потрудился по максимуму. Настолько, насколько это вообще было возможно.

В фильме задействовано несколько актеров, которые уже буквально через год проявят себе в знаменитом сериале «Вавилон-5». Речь о Бет Туссэн и Джун Локхарт. Обе актрисы достойно смотрелись и в ленте. Но больше всех запомнился Ричард Беймер, за два года до этого блеснувший в сериале «Твин Пикс», в котором исполнил роль миллионера Бенджамина Хорна. Что примечательно, в «Присутствии» его героя также зовут Бен. Вот уж магия имени в чистом виде.

В отдельную графу стоит занести безупречную работу гримера. Это тяжкий труд в условиях тотального финансового цейтнота, а потому никаких нареканий не вызывает. «Присутствие» лишний раз подчеркивает, как на первый взгляд непритязательный хоррор, по сути своей, стал, чуть ли не образцом выдающегося кино, снятого за сущие гроши.

Жаль, что «Присутствие» было снято исключительно для телевидения. Может быть, это кино снискало бы себе славу и на киноэкранах, найдя благодарных зрителей и со временем приобретя статус культового фильма. Лента отличается от многих других проектов своим сюжетным разнообразием. На протяжении всего хронометража складывалось стойкое ощущение, что за выжившими неустанно следили, а это положительно сказывалось на восприятии фильма. «Присутствие» производит приятное впечатление своей атмосферой холодного, чужеродного безумия. Остров, на котором практически все не то, чем кажется в действительности. И эти изнаночные стороны проявляются самым неожиданным образом.

Рекомендуется к просмотру всем, кто устал от стандартных ужастиков и жаждет увидеть что-то, хоть немного отличающееся от общей массы. Перед нами неординарное кино, заслуживающее самого пристального внимания. Но стоит понимать, что откровением «Присутствие» уж точно не станет. Добротный середнячок, смотреть или не смотреть который каждый решает сам.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)