DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Остров невезения в океане есть

Эпоху шестого поколения игровых систем, пожалуй, по праву можно назвать самой продуктивной в отрасли японского хоррора. Благодаря компьютерным инженерам крупнейших корпораций, технологии совершили огромный скачок вперёд, позволив разработчикам осуществить смелейшие задумки. Именно во времена «Sony PlayStation 2» мы смогли под новым углом взглянуть на нетленных титанов жанра, чего стоит один «Silent Hill»: за короткий промежуток времени серия успела обзавестись не только тремя продолжениями, но и приквелом с полным переосмыслением оригинальной части. Дедушка «Resident Evil» также решил не упускать возможности пощеголять на свеженьких платформах, пусть и не так настойчиво, как товарищ по цеху.

Генерация консольных геймеров значительно прибавила в возрасте: юноши, не так давно играющие в «Clock Tower» на PS1, прошли школу молодого бойца и нуждались в новых серьёзных проектах. То тут, то там на поверхность выплывали ранее неизвестные франшизы – некоторые из них обрели статус культовых («Fatal Frame»), некоторые пали в неравном бою с конкурентами («Rule Of Rose»). Были и те, кого по несправедливым причинам обошла стороной и та, и другая участь. Их ни в коем случае нельзя назвать плохими, но и особенно популярными, к сожалению, тоже.  В этой статье речь пойдёт о детище «SCE Japan Studio», очередной бессмертной классике японского ужаса, которую бесстыдно проигнорировали западные игроки – «Forbidden Siren».

Forbidden Siren

Добро пожаловать на остров

Перед тем как приступить к обсуждению первой части франшизы, посоветуем всем владельцам домашних ПК и ярым противникам игровых консолей присесть, выпить стаканчик холодной воды и успокоиться, ведь то, что вы прочитаете далее, явно будет вам не по нраву. Серия «Forbidden Siren» стартовала в ноябре 2003 года как эксклюзив для «PlayStation 2» (да, вам не причудилось), практически одновременно с главнейшими конкурентами – «Fatal Frame 2» от «TECMO» и «Silent Hill 3» от «Team Silent». Сразу стоит отметить, что на плечи ребят из «SCE Japan Studio» легла тяжелейшая ноша – одновременно работать в сложном игровом жанре и соперничать с проверенными временем именами.

На тот момент занять престол «Тихого холма» не смог ещё ни один проект, а тягаться в креативности с «TECMO», которые, по сути, создали новые каноны жанра, было крайне рискованно. Но также есть смысл упомянуть и тот факт, что к разработке «Forbidden Siren» приложили руку перебежчики из «Team Silent», решившие отказаться от исчерпавшей себя темы проклятого города. Интригует, не правда ли? Два этих обстоятельства – злейшее соперничество и наличие опытной команды – негласно намекали на рождение чего-то такого, что обязательно заденет сердца игроков. У проекта изначально был высокий потенциал и, спешим вас обрадовать, он таки оправдал все возложенные на него надежды.

Forbidden Siren

Как и подобает классическим японским хоррорам, история «Forbidden Siren» (далее – «Siren») окутана завесой тайны и обладает необычайно глубоким психологизмом. Тут рядовым неискушённым игрокам придётся несладко, ведь порой понять всё происходящее на экране с первого раза не удаётся даже самым опытным ценителям жанра. Несмотря на то, что выходцы из «Team Silent» предлагают нам практически тот же концепт, что и их соперники – проклятый город, проклятая деревня, – они сумели обыграть его так, чтоб интерес к новоиспечённой линейке от «Sony» не пропал на первых же кадрах начальной заставки.

Действие «Siren» разворачивается в небольшой деревушке Хануда, где в один не самый прекрасный день происходит кровавый ритуал, который приводит к землетрясению. Когда стихийное бедствие затихает, Хануда оказывается изолированной от мира, буквально превратившись в остров, со всех сторон окружённый багровыми водами. Но самое интересное ещё впереди: некогда трудолюбивые местные жители перевоплотились в «шибито» – бессмертных мертвецов с остатками разума. Именно в их компании нам и предстоит провести всю игру, пытаясь сохранить жизнь и выбраться сухими из кровавой передряги. Примечательно то, что главные герои также не застрахованы от участи коренного населения деревни и каждую секунду рискуют перейти на сторону врага. В таких условиях открывать для себя тайны проклятого поселения будет гораздо сложнее и страшнее, но, поверьте на слово, пройдя основную сюжетную линию, вы ни разу не пожалеете о потраченных нервах.

Forbidden Siren

Что касается самих персонажей, то тут разработчики попотели на славу. В нашем распоряжении десять проработанных протагонистов и за каждого из них можно сыграть. Невзирая на то, что род деятельности героев совершенно разный – от профессора до 10-летнего ребёнка, – есть три фактора, которые объединяют всех участников истории:

1) Беспомощность. В «Siren» полностью отсутствуют крутые ребята с большими пушками. Прорываясь сквозь переполненные мертвецами улицы, нам придётся уповать на скрытность и смекалку, дабы избежать встречи с противником лицом к лицу. Даже раздобыв огнестрельное оружие, не спешите радоваться, ибо оно мало чем сможет помочь: патронов катастрофически не хватает, а зомби – много.

2) Потеря памяти. Все персонажи страдают головными болями и совершенно ничего не помнят о произошедшем инциденте в деревне Хануда. Восстанавливать цепочку событий и искать ответы на мучающие вопросы они будут с нуля, попутно всё глубже погружаясь во мрак иного мира.

3) Способность «третьего глаза». Помимо скрытности и смекалки, пробираться к заветному финалу нам поможет возможность видеть мир глазами противника. Погружаясь в транс, герои могут вселяться во всех существ, которые находятся поблизости, неважно, будь то обычный пёс или шибито, и сканировать территорию на предмет безопасных лазеек. Так мы сможем узнать маршрут передвижения нечисти и избежать неприятной встречи. Но не стоит расслабляться и забывать, что все персонажи – обычные люди, а не спортсмены. Передвигаться мы будем очень медлительно, что в разы повышает сложность. И даже зная местонахождение врага, будет очень тяжко не попасться ему на глаза. Ювелирная точность составляемых перебежек между укрытиями – залог спасения.

Forbidden Siren

История «Siren» подаётся в виде небольших глав, проходя которые мы продвигаемся в сюжете. Но кроме основной линии присутствуют и сторонние квесты, помогающие больше узнать о вселенной и открыть альтернативные пути и сценарии последующих глав. Для любителей пособирать различные предметы и записки припасен сюрприз – их уйма и все они несут сюжетную нагрузку. Пережёвывать за вас тонкости происходящего никто не будет, всю информацию вынудят копить по крупицам. Плюс к сложности прохождения, минус к популярности.

Кстати, вспоминая о творении «SCE Japan Studio», у многих фанатов кровь стынет в жилах именно из-за хардкорности происходящего. «Siren» не щадит пользователей, уровень сложности только один, и, застряв на определённом моменте, иногда хочется разбить телевизор, так как разработчики не добавили выбора оценки собственных возможностей. Шибито невероятно сильны и внимательны, практически каждая встреча с ожившим мертвецом заканчивается смертью героя. Если учесть то обстоятельство, что некоторые протагонисты и вовсе не умеют обороняться – например, слепая девочка, – то допустив малейшую ошибку, вам сразу же придётся за неё расплачиваться. А оплошать проще простого. Мало того, что шибито улавливают каждый шорох, так ещё и маршрут их передвижения требует тщательной аналитики.

Запомните ещё одно правило – в мире тьмы не приветствуют сияние фонарика. Противники крайне чувствительны к лучам света, поэтому придётся выбирать – обезопасить себя и передвигаться в кромешной темноте или включить фонарик и молиться высшим силам. И молиться предстоит часто, ибо в «Siren» нет аптечек. Вас поранили? Скорее уносите ноги и отсиживайтесь в укрытии, благо разработчики ввели систему регенерации здоровья. Всё почти как в реальной жизни: либо ты прилагаешь максимум усилий и выживаешь во всеобщем хаосе, либо сдаёшься и плывешь по течению красных вод, постепенно теряя человеческий облик. Сложно, но справедливо. Пусть и бытует мнение, что под флагом хардкорности разработчики пытались скрыть недоработки в балансе, но в этом случае они всё равно сделали работу на ура.

Forbidden Siren

Нельзя оставить без внимания звуковое сопровождение и дизайн «Siren». Сравнение с «Silent Hill» тут неизбежно, но вполне логично, ведь над проектом трудились умницы из «Team Silent». Музыка держит в напряжении, заставляя крепче сжимать геймпад и отодвигаться в страхе от экрана. Графика хоть и старая, но даже сейчас, в современном мире технологий, выглядит вполне приемлемо. Визитная карточка «Silent Hill» – дерзкое сочетание звука и визуального плана – сработала и тут, шибито неестественно дёргаются и истошно вопят, от чего хочется бежать не оглядываясь. Атмосфера мёртвой деревни прописана до мелочей, заметно, что «SCE Japan Studio» стремилась создать произведение искусства, а не очередной коммерческий проходняк. И за это им огромное спасибо.

Что у нас в итоге? Зубодробительная классика «survival horror», призванная напомнить, что иногда от настоящего кошмара лучше спрятаться, нежели глупо лезть на рожон, размахивая ржавой трубой. «Siren» не прощает ошибок, но с лихвой вознаграждает внимательных и понимающих механику геймеров. Да, до оригинальности «Fatal Frame» ей далековато, но от этого она не становится менее страшной. Разработчики отказались подавать блюдо с западным привкусом и на полную катушку выжали ранние наработки оригинального «Silent Hill», предоставив нам реальную возможность насладиться колоритом японского фольклора и погрузиться в атмосферу беспомощности и депрессии. Скорее всего, в силу преданности основам жанра «Siren» так и не получила всеобщей популярности. В то время как обороты набирала формула «press X to win», японский ужастик просто проигнорировал популярную тенденцию, от чего и не пострадал вовсе. Любители жанра довольны, а это самое главное.

Возвращение кошмара

Создание сиквела – это всегда ответственная задача, тем более, когда армия хоррор-гиков называет твоё творение шедевром. После успеха оригинальной «Siren» – в плане выполнения, а не популярности – на плечи «SCE Japan Studio» пала важная миссия. Нужно было прыгнуть выше головы, да так, чтоб не удариться о потолок и не слечь с проломленным черепом на долгие годы. Волей-неволей задаёшься вопросом: а что можно сделать с и без того гениальной игрой? Оставить всё как есть или добавить в проект что-то новое? «Forbidden Siren 2» должна была стать не просто работой над ошибками, а доказательством верности принципам и законам японской культуры. Вот только тяжело сохранить себя, когда за спиной стоит транснациональный гигант «Sony», требующий не творческих свершений, а банального зарабатывания денег.

Forbidden Siren 2

В оригинальной «сирене» было всё – леденящий душу мир, загадочный сюжет и, самое главное, героям необходимо было выживать. Просто так сесть и погулять по вымершим улочкам Хануды было нельзя. Каждый раз вставляя диск в консоль, мы начинали жестокую схватку с силами зла. «SCE Japan Studio» подкупила реалистичностью происходящего, но спустя пару лет после выхода оригинала, предательство главной идеи и ориентировка на западного игрока сыграла с командой злую шутку. Вместо очередного шедевра на рынок поступил упрощённый ужастик, вызывающий только волны разочарования.

Как и ранее, нам предстоит исследовать проклятый остров, примеряя на себя роль разноплановых персонажей, обладающих способностью «третьего глаза». Тут всё осталось почти неизменным, с двумя маленькими, но чертовски важными отличиями – герои научились давать отпор и с помощью внутренней силы перемещаться во времени. Если второе добавляет что-то свеженькое, то первое напрочь убивает серию. Не поголовно, но большинство из них способны с лёгкостью забить шибито ломом, а отдельные персонажи, такие как пехотинец, и вовсе могут расстрелять врага из винтовки, беспрепятственно передвигаясь по местности. Конечно, зомби по-прежнему остаются бессмертными, но теперь это скорее раздражает, чем пугает. Если ранее мы старались избежать схватки, то теперь, допустив оплошность, раз за разом размахиваем подручными предметами, раздавая люлей направо и налево. Это самое кошмарное, что могло произойти с жанром «survival horror». Противники перестали пугать, частично превратившись в пушечное мясо, а не серьёзную угрозу. Давние традиции сохраняют лишь эпизоды со слепым стариком и 14-летней девочкой, надеемся, не надо объяснять почему.

Forbidden Siren 2

Положение не изменил и новый вид нечисти – призраки «ямибито». Похожие на небольшие чёрные тучки, они практически не несут угрозы поодиночке и легко уничтожаются с помощью света. С лихвой хватит и фонарика, но ведь разве это не противоречит основе оригинала? Чтобы выжить в деревне Хануда, нам приходилось «светиться» как можно реже, и это добавляло напряжения. Изменив концепцию врагов, разработчики одним махом уничтожили неписаное правило первой части – тьма не только наш враг, но и друг. Теперь же прятаться нет необходимости, даже наоборот, чем больше мы машем фонариком, тем безопаснее становится путь. И даже если мы всё-таки привлечём внимание более опасных шибито, то вспомните о чём писалось выше, – теперь, к сожалению, мы способны принять бой.

Почитателям оригинальной истории можно выдохнуть с облегчением. Выходцы из «Team Silent» решили не изобретать велосипед и использовать проверенные временем приёмы: сирена, по сигналу которой восстают мертвецы, изолированная от внешнего мира территория, неизменный мотив проклятья и «прощупывание» всего и вся в поисках полезных предметов и записок. Говорить-то особо и не о чем.

В целом, если рассматривать «Forbidden Siren 2» отдельно от предшественника, то у «SCE Japan Studio» получился вполне неплохой проект с заметным потенциалом. Да, не дотягивает до оригинала, да, был утрачен некий шарм, присущий серии. Но для рядового игрока «Siren 2» покажется приятно оформленной игрушкой, за которой не грех скоротать пару вечеров. Подозреваем, что именно эту цель и преследовала некогда легендарная команда, да только стоило ли это заработанной кровью репутации? Решать вам.

Проклятье крови

После тотального провала в глазах японской и европейской публики – и это при том, что, обойдя стороной Америку, сиквел разошёлся большим тиражом, нежели оригинал – «Sony» решила взять тайм-аут и отложить состязание за хоррор-первенство в долгий ящик, переключившись на более успешные проекты. До выпуска консолей седьмого поколения оставалось не так много времени, и в очередной раз, да ещё на закате эпохи PS2, падать лицом в грязь было крайне рискованно. С одной стороны, это правильное решение, оглядываясь назад на то время, тяжело не вспомнить споры вокруг «Silent Hill 4: The Room», обвинения «Fatal Frame 3» в самокопировании и повальный успех «Capcom», которые буквально выстрелили в сердца кардинальной сменой стиля «Resident Evil». Но с другой стороны, уходить со сцены, оставив после себя отвратительную горечь неудачи, приравнивалось к неспособности крупной корпорации держать марку и производить качественный продукт. Следовало ожидать сокрушительное возвращение серии, а возможности PS3 как ничто другое способствовало возрождению легенды.

Siren: Blood Curse

В июне 2008 года, когда интерес к классической форме изложения ужаса значительно поугас, в «PlayStation Store» появилась третья часть саги о проклятом острове – «Siren: Blood Curse». Судя по всему, очередное произведение «SCE Japan Studio» старалось вобрать в себя все плюсы оригинала: уникальная игровая механика, атмосфера нарастающего ужаса, великолепное звуковое сопровождение и запутанная мистическая история. На деле же всё получилось несколько иначе. Помимо железобетонных преимуществ первой части, «Blood Curse» наглоталась и отрицательных качеств печально известного сиквела.

О том, что разработчики старались вернуть «Siren» в правильное русло, свидетельствует как минимум место действия новой истории. Группа американских журналистов и по совместительству исследователей паранормальных явлений (здравствуй, интернационализм! Уже ощущаете ориентировку на Запад, да?) посещает заброшенную японскую деревушку Хануда, чтобы отснять эксклюзивный материал о проклятом поселении, где по слухам происходили кровавые жертвоприношения. Но прибыв на место съёмки репортажа, журналисты узнают о Хануде кошмарную новость – она не такая заброшенная, как кажется на первый взгляд, и все те сказки о проводимых в ней ритуалах – вовсе не выдумки. Деревня кишмя кишит живыми мертвецами шибито и сбежать от этого ужаса будет непросто, ведь на пути главных героев оказалось необычное препятствие – багровые воды, хлынувшие с неба и отделившие посёлок от остатков внешнего мира.

Извращаться над формулой подачи сюжета также никто не стал. Всего в «Siren 3»  присутствует семь персонажей, каждый из которых имеет собственный взгляд на происходящее в деревне и за каждого из которых нам предстоит сыграть. Все герои уникальны и неповторимы, с сильными сторонами и слабостями. Кому-то суждено отстреливать шибито из винтовки, кому-то наоборот – прятаться в тёмных комнатах и звать на помощь маму. Кто-то из них умрёт, пополнив армию кровожадных местных жителей, а кто-то вернётся домой и попытается забыть о кошмаре. А может и не вернётся. Узнать это предстоит именно вам. Что же касается самой истории деревни, то тут придётся несладко. Подсказки, по которым можно составить более или менее чёткую картину происходящего, разбросаны по местности и, пропустив хотя бы одну, мы рискуем упустить сочный кусок необходимой информации. Присущая оригиналу тайна снова возвращается на наши экраны, чересчур разжёвывать и упрощать сюжет, как это делали в сиквеле, за нас больше не будут. И тут хочется воскликнуть: «Слава тебе, Господи!».

Siren: Blood Curse

На этом возвращение к истокам не прекращается. Фанатам знаменитой системы «третьего глаза» можно выдохнуть с облегчением, ведь она не только осталась основной фишкой, но и обрела чуть иную, более активную форму. Теперь за действиями противника можно наблюдать, не отрываясь от управления главным героем с помощью сплитскрина. Ничего кардинального нововведение не вносит, но теперь действовать стало гораздо интереснее и удобнее, противники по-прежнему не на шутку внимательны, так что, перебегая из укрытия в укрытие, будет не лишним поглядывать на экран с точкой зрения шибито и корректировать маршрут.

В визуальном плане «Blood Curse» выглядит довольно привлекательно. В отличие от откровенной халтуры в «Forbidden Siren 2», на сей раз разработчики приложили больше усилий и превратили продолжение в настоящий фильм. Персонажи выглядят великолепно, мимика и жесты всегда к месту. Шибито продолжают пугать знаменитой ломаной походкой, корчиться и зверски вести себя в схватках с героями. Но самое главное, что удалось сохранить – это потрясающее звуковое сопровождение. Крики и тошнотворные вопли мертвецов загоняют в глубокий ужас, давящий на нервы саундтрек не позволяет ни на секунду забыть о происходящем кошмаре. Всё сделано в лучших традициях японского психологического хоррора, тут докопаться не до чего.

Но не всё так гладко, как хотелось бы. И «Blood Curse», к сожалению, повторяет ошибку второй части серии, а если быть точнее, то явно демонстрирует нам строчку из стиха Станислава Куняева: «Добро должно быть с кулаками». Вся стелс составляющая сводится на нет, когда к нашим героям попадает оружие. Устранить мертвеца не составляет проблем, из чего выплывает, что скрываться попросту нет смысла. Намного быстрее забить шибито до потери сознания, нежели стараться пройти мимо него тихо. Будто поощряя такую тактику, разработчики даже ввели систему зрелищных добиваний. На определённых этапах иногда можно и забыть, что перед тобой не циничный боевик, а японский хоррор, созданный пугать атмосферой, а не кишками. Очень и очень грустно говорить такое о ребятах из «Team Silent».

Siren: Blood Curse

Итак, время подводить итоги. В далёком 2003 году «SCE Japan Studio» дала жизнь свежему, уникальному проекту «Forbidden Siren», который пусть и не стал сверх популярным, но и без этого уверенно поднял планку для последующих хоррор-игр. У проекта были все нужные данные, чтоб вывести жанр на новый уровень, увековечив собственное имя в списке отцов-основателей новой школы ужаса, да что-то пошло не так. Пожалуй, всему виной бессмысленное желание угнаться за широкой публикой, попутно упрощая все задумки по самое не хочу. Но мы-то знаем, что настоящее тёмное искусство не любит предателей. Именно за это «SCE» и поплатились славой, утонув в небытие времён.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)