DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Острые штуки

Острые предметы / Sharp Objects (роман)

Автор: Гиллиан Флинн

Жанр: триллер

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: Звезды мирового детектива

Перевод: И. Егорова

Год издания: 2013 (в оригинале – 2006)

Похожие произведения:

  • Кейт Аткинсон «Преступления прошлого» (роман)
  • Джойс Кэрол Оутс «Кукурузная дева» (повесть)

 Гиллиан Флинн. Острые предметы

Есть резон начать с аннотации.

Камилла Прикер, не особо удачливый репортер одной из не особо успешных газет Чикаго, мечтает о блестящей карьере. И вот девушке выпадает счастливый шанс, способный резко повысить ее журналистский статус, – Камиллу посылают корреспондентом в маленький городок, где жертвой маньяка стали несколько малолетних девочек. Ее задача – выдать читателям сенсационное сообщение с места событий. Дело в том, что Камилла в этом городе родилась и выросла, а потому кому, как не ей, легче других найти общий язык с жителями и выяснить нюансы расследования. Но погружение в страшную реальность провинциальной жизни оборачивается для нее цепью кошмаров, достойных кисти Иеронима Босха…

Разумеется, никаких босхианских кошмаров, обещанных читателю, в романе нет – и слава Богу. Все-таки нидерландский художник, со всем своим чудовищным воображением и позднеготическим контекстом, смотрелся бы в провинциальном Уинд-Гэп столь же неуместно, как и рояль в скромной «однушке». Suum cuique, каждому свое. Только так.

Если же продолжать тему художников, то «Острые предметы» – это, скорее, литературное воплощение регионализма Гранта Вуда, мрачная камерность его «Американской готики». Критическое изображение провинции, «плотницкая готика», впечатление ограниченности, замкнутости, воинственности… Все это куда более точно отражает творчество Флинн, нежели аллегоричный и гротескный Босх. При всем, что называется, уважении.

Как и многие другие детективные романы, околачивающиеся в списках бестселлеров, «Острые предметы» скорее жанровый гибрид, чья внутренняя заданность размыта, а формальные жанровые характеристики лишь суровая необходимость. Здесь нет ни потрепанных жизнью детективов, ни группы судмедэкспертов из «хомисайд дивижн», ни одаренной девушки с пирсингом и татуировкой дракона… Камилла Прикер – сыщик весьма посредственный, и единственный известный ей способ расследования исчерпывается основополагающим правилом журналистики: «спроси у семерых». И она спрашивает.

Впрочем, «Острые предметы» роман вовсе не об убийстве двух девочек – и даже не о поиске их душегуба. Стивен Кинг охарактеризовал эту книгу как «беспощадную до жути семейную сагу», но тут с ним можно поспорить: семьи-то у Камиллы как раз и нет, есть разве что антисемья.

Роман Флинн скорее о возвращении, причем о возвращении в место, где был несчастлив безнадежно, обреченно… На что может быть похожа такая реверсия, в свое время тонко указал Брэдбери: «...если вернешься домой после каникул, кажется, что вся мебель, книги, радио злятся на тебя, как брошенные кошки. Ты для них уже умер. Чувствуешь? Не дом, а морг».

Так и с Камиллой. Уинд-Гэп для неё тоже своего рода морг, вместилище пороков, фобий и слабостей. Она как никто другой знает, что таится за опрятными фасадами здешних домов, и содержимое это по-настоящему кошмарно, причем ужасно оно именно своей совершенной обыденностью, прозаичностью. Уинд-Гэп – её персональный «ящик Пандоры», который она когда-то с трудом закрыла, а теперь вынужденно открыла снова – открыла, выпустив своих демонов обратно на волю…

Итог: очень шершавая и удушливая книга, яркая и запоминающаяся иллюстрация к человеческой уязвимости – перед прошлым, перед патологией определенного места, перед безумием и безучастием.

Штука весьма острая, колючая – не порежьтесь при чтении.

Sharp Objects by Gillian Flynn

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Tankard 06-07-2019 12:27

    А Стивен Кинг продолжает поражаться.

    Здесь он прав. И вправду поразительно, что кому-то захотелось покуситься на лавры короля занудства, кинговского приятеля Страуба и создать роман, в котором ничего не происходит.

    То есть, совсем ничего.

    В этом произведении достаточно прочесть аннотацию и несколько последних страниц. В промежутке героиня либо скучает,либо рефлексирует относительно своих патологий.

    Все.

    Но по сравнению со Страубом у Флинн одно неоспоримое достоинство все же есть.

    Ее книга хотя бы короткая.

    За краткость - 2 из 10

    Учитываю...
  • 2 Мельник 02-07-2013 20:16

    Опять мнение Кинга налепили на обложку...

    Что-то сюжет романа насторожил, каким-то простым показался, даже приевшимся. С другой стороны, хороший писатель и из такого может сделать отличный продукт.

    Учитываю...