Первым целлулоидным воплощением считается мультсериал «Пак Мен» (1982), в котором рассказывается о похождениях того самого жёлтого шарика, что убегает от четвёрки призраков. В 1989 году появились аж три экранизации консольных игр «Super Mario», «Legend of Zelda» и «Dragon Quest». А в 1993 году вышел полноценный фильм «Супер братья Марио», который рассказывал о двух водопроводчиках, которые натолкнулись на параллельный мир, населённый разумными ящерами. Что и говорить, кино получилось не самой лучшей рекламой корпорации «Nintendo». Ужасная игра актёров, глупый сюжет (согласно которому Марио приходится отцом Луиджи, а в названии речь идёт о братьях), плоские шутки… На ленту обрушился шквал справедливой критики, и поделом.

Последующие были экранизациями бит-ем-апов и файтингов. Благо, на дворе царствовала мода на боевики. Боевое мастерство показывали и Жан Клод Ван-Дамм в «Уличном бойце», и Роберт Патрик с Марком Дакаскосом в «Двойном драконе». Но самой лучшей экранизацией того времени по праву считается «Смертельная битва», снятая молодым режиссером Полом У. С. Андерсоном. Несмотря на то, что в картине не смогли сняться Кэмерон Диас, которая претендовала на роль Сони Блейд, и Брендон Ли в роли Джонни Кейджа, фильм собрал больше ста миллионов долларов (при более чем скромном бюджете) и был тепло принят как геймерами, так и теми, кто в «Mortal Kombat» никогда не играл. Более того, «Смертельная битва» стала «визитной карточкой» для азиатских актёров Робина Шоу и Кэри-Хироюки Тагавы, а также упрочила актёрскую славу «бессмертного горца» Кристофера Ламберта.

Mortal Kombat 

К сожалению, успех франшизы сошёл на нет уже в продолжении 1997 года. Режиссёром сиквела стал Джо Леонетти, о чьей бездарности говорят одни лишь названия кинолент – «Эффект бабочки 2» и «Проклятие Аннабель». Кажется, в «Истреблении» решили собрать всех персонажей серии – Сайракса, Смоука, Мотаро, Шиву, Джейд, Синдел, Шао Кана и немало других. Многие из них мелькают на три минуты, не играя какой-то значимой роли в сюжете. Благодаря этому, весь фильм напоминает разборку фриков, в которую каким-то чудом вновь занесло Робина Шоу и Талису Сото. Стоит ли говорить, что вторая «Смертельная битва» провалилась в прокате, а голливудские студии не рискнули тратить деньги на новые продолжения. Даже, когда в 1998 году появился одноимённый сериал и снискал популярность, его не продлили на второй сезон.

Смертельная битва

Новым витком в истории «Смертельной битвы» стала короткометражка Кевина Танчароэна с подзаголовком «Перерождение». Режиссёр показал новый взгляд на вселенную «Mortal Kombat», а также на происхождение каждого из героев. Здесь не упоминается Внешний Мир, да и персонажи более реальны. Например, Барака – бывший пластический хирург, который изменил лицо, удлинил зубы и стал пользоваться специальными лезвиями на руках. Рептилия – серийный убийца, который родился с редким генетическим отклонением – его кожа покрыта чешуей. Джакса и вовсе сыграл Майкл Джей Уайт («Спаун», «Токсичный мститель 2»). Восьмиминутный ролик взорвал «YouTube». Фанаты игры были в восторге. Да что там говорить, сам Эд Бун, создатель и идеолог «Mortal Kombat», одобрил новый взгляд на вселенную, назвав его смелым и новаторским.

На самом деле «Перерождение» являлось концептуальным роликом, который был предназначен для голливудских компаний. Танчароэн хотел снять полнометражный фильм. Но, несмотря на положительную критику, «Warner Bros.» не дали зелёный свет полноценной киноленте, зато разрешили снять веб-сериал. «Смертельная битва: Наследие» продлился целых два сезона. В первом из них рассказывается отдельно о каждом бойце, который решил участвовать в турнире. Второй вылился в полноценную историю, которая не особо изобиловала драками, зато раскрывала отношения между героями. Режиссёр упросил Кэри-Хироюки Тагаву вновь исполнить роль Шан-Цунга, что прибавило сериалу зрителей. Однако снимать полноценный фильм студия всё же не решилась. Увидим ли мы новую часть, покажет время.

Вернёмся к Полу Андерсону. Сняв знаменитый космический хоррор «Сквозь горизонт», режиссёр вновь вернулся к экранизации игр в 2002 году, породив «Обитель зла». Фильм утвердил Миллу Йовович в качестве героини боевиков, собрал немалую кассу по всему миру и разошёлся на киноцитаты. Чего стоит знаменитая сцена с лазерной сеткой, отчасти заимствованная из «Куба» Винченцо Натали! Конечно, драк и перестрелок здесь хватает, но главное – неповторимая, давящая атмосфера подземного комплекса, в котором люди вынуждены противостоять как полчищам зомби, так и могучему компьютерному интеллекту – Красной Королеве. Киноверсия «Resident Evil» стала культовой, и следующие фильмы серии, увы, слабо отражают её успех.

Resident Evil

К сожалению, как это часто бывает, каждая новая часть франшизы получалась на порядок хуже предыдущей. «Обитель зла: Апокалипсис» стал масштабнее – действие происходит в городе, наводнённом живыми мертвецами. Взрывы, перестрелки, поединок Элис с Немезисом – зрелище, конечно, захватывающее. Но сиквел растерял атмосферу первого фильма, превратившись в дорогостоящий зомби-боевик.

Впрочем, третья часть и вовсе скатилась в подражание «Безумному Максу». Действие происходит в постапокалиптической пустыне, питьевой воды практически не осталось, и остатки выживших колесят в бронированных машинах, пытаясь спастись от полчищ мертвяков. К ним присоединяется Элис, которая стала всемогущим телекинетиком и может уничтожить небольшую армию одной лишь силой мысли… но зачем-то бьётся врукопашную. Триквел запоминается парой действительно впечатляющих сцен – нападением ворон, заражённых Т-вирусом, и битвой с финальным боссом, который напоминает Нечто из одноимённого карпентеровского фильма.

Обитель зла

Казалось, хуже быть не может. Обратное доказал Пол У.С. Андерсон, вернувшийся в режиссёрское кресло. Четвёртая и пятая серии не запоминаются ни сюжетом, ни актёрской игрой, ни яркими эпизодами. Зато они под завязку напичканы эффектными драками (бытует мнение, что диалоги вообще следовало вырезать), слоу-мо и заимствованиями (приведём лишь несколько – «Рассвет мертвецов» Снайдера, «Mortal Kombat» (2011), «Ультрафиолет», «Матрица: Перезагрузка»). Сейчас Андерсон говорит о шестой (!) части, которая наконец завершит сериал. Но стоит ли? Проблема «Обители зла» схожа с той, что возникла в сиквеле «Смертельной битвы»: с каждой новой серией появляется больше персонажей и монстров, но в сюжете они не играют особой роли, а возникают так, ради галочки. К сожалению, не каждый сценарист понимает, что экранизацию игры смотрят не только геймеры, но и обычные зрители, далёкие от виртуального мира. Персонажи – не бездушные марионетки, и хорошо бы раскрыть их мысли и логику поступков. Но увы, хорошая актёрская игра – редкий зверь в фильмах такого рода.

Если говорить о бездарных экранизациях, как не вспомнить имя Уве Болла? Немецкий режиссёр из городка Вельмискирхен, профессиональный боксёр, отмыватель государственных денег – самые лестные титулы, которыми награждали этого человека. Первым его сомнительным творением стал «Дом мёртвых», где в центре внимания оказывались подростки, которые устроили вечеринку на отдалённом острове, не подозревая, что его обитатели давно уже мертвы. Откуда взялись зомби – такая же загадка, как и ответ на вопрос, откуда взялось оружие. Тем не менее, «Дом мёртвых» – вполне неплохой боевичок, полный штампов и плоских шуток. Настоящие провалы последовали позже.

The House of the Dead

К слову, сюжеты фильмов Болла отличаются от тех, что представлены в оригинальных играх. Взять хотя бы тот же «House of the Dead», в котором не было никаких подростков на острове. Герои, профессиональные шпионы, сталкивались с антиправительственным заговором, зловещими экспериментами, тварями из секретных лабораторий. Согласитесь, все это куда интереснее типичного молодёжного ужастика. Но Уве считает по-другому: изначальную фабулу следует переделать.

Дом мёртвых

Возможно, этот принцип и сработал бы в трилогии «Бладрейн», в центре внимания которой оказывалась бессмертная вампирша. В слэшере компании «Terminal Reality» Рейн боролась с нацистами. В фильмах Болла она сначала оказалась в Средневековье, потом на Диком Западе, и к третьей части добралась до гитлеровской Германии. Не того ждали фанаты, усмотревшие было в Кристанне Локен («Терминатор 3: Восстание машин») новую героиню боевиков. Впрочем, сексапильная «терминатрикс» покинула проект еще после первой части. Но вот как Боллу удалось затащить Майкла Мэдсена, остаётся загадкой. Впрочем, это неудивительно: многие известные актёры, снявшиеся у Уве, к тому времени уже, что говорится, вышли в тираж. Впрочем... Кристиан Слейтер, Дольф Лунгрен, Тилль Швайгер, Джейсон Стетхем, Лили Собески, Рон Перлман, Рэй Лиотта, Мэттью Лиллард – список впечатляет. Многие из них снялись в дорогостоящем фэнтези «Во имя короля», который при бюджете в 60 миллионов долларов собрал меньше половины этой суммы и поставил крест на масштабных экранизациях Болла.

Бладрейн

Бладрейн

Справедливости ради, скажем, что среди множества бездарных поделок Уве есть относительно неплохая кинолента. Это «Постал». Название произошло от американизма «going postal», возникшего на волне убийств почтальонами своих коллег. Сюжет повествует о Чуваке, который оказывается между двух зол – религиозными фанатиками и исламскими террористами. На протяжении фильма мы видим, как смиренный гражданин, замученный жизнью, превращается в безжалостного убийцу. Вообще, тема беспричинного насилия – одна из наиболее удачных у Болла (вспомнить хотя бы «Ярость»), и поверьте, неоправданной жестокости здесь хватает с избытком. Каждые пять минут кого-нибудь убивают – старушек, детей, террористов, даже самого режиссёра (выстрелом в пах). Мерзкое зрелище, что и говорить, однако, таковы трэш-фильмы. И «Постал» – вполне неплохой образчик жанра.

Postal

Постал

Впрочем, оставим герра Болла и вновь обратимся к качественным экранизациям. Одной из таких по праву считается дилогия «Сайлент Хилл», снятая по мотивам легендарного сурвайвал-хоррора. В первой части главные роли исполнили Рада Митчелл, Шон Бин и Лори Холден. По сюжету, Роуз ДаСильва (Митчелл) отправляется в город-призрак Сайлент Хилл, потому что это место снится её приёмной дочери. По пути героиня попадает в автокатастрофу, а когда приходит в себя, обнаруживает, что Шэрон исчезла. Роуз ищет дочку в городе, где с неба падает пепел, а раз в несколько часов реальность меняется: под ногами разверзается пылающая пропасть, из стен выползают плотоядные насекомые, а на улицы выходит Пирамидоголовый. Роуз встречает и других существ – Пепельных детей, Безрукого и Медсестёр. Правда, никто не объясняет зрителю, откуда взялись эти монстры. Демоны подсознания? Многие ругали «Сайлент Хилл» за сюжет, но со временем стали хвалить всё больше. Сейчас, на фоне штампованных ужастиков про нехорошие дома и псевдодокументальных поделок, он и вовсе выглядит дорогостоящим хоррор-блокбастером.

Silent Hill

Продолжение вышло в 2012 году. В центре внимания опять оказалась семья ДаСильва, но создатели использовали мотивы третьей части «Silent Hill». Шерон (Эделейд Клеменс) живёт под именем Хизер. Они с отцом скрываются от членов Ордена, которые преследуют их. Хизер терзают ночные кошмары. Когда её отца похищают, девушке приходится вернуться в Сайлент-Хилл... Ни возросшее количество монстров, ни вездесущее 3D не спасли сиквел от критики. Тем не менее, «Сайлент Хилл 2» получил и несколько наград, в основном за спецэффекты и чудовищ. А сцена с Манекеном-пауком, что оборачивает жертв в целлофан, и вовсе достойна всяческих похвал.

Сайлент Хилл 2

Одним из наиболее удачных фильмов по мотивам видеоигры, наряду с «Сайлент Хиллом» и «Обителью зла» считается «Макс Пэйн» – нуарный боевик, в центре которого – детектив из Управления по борьбе с наркотиками. Жизнь Макса, действительно, представляет собой сплошные терзания – смерть ходит вокруг, забирая то семью, то близких друзей. Как-то раз Пейн находит ниточку, которая ведёт к убийце его жены и сына. Киллер как-то связан с модным наркотиком валькирином, который вызывает жуткие галлюцинации и привыкание… Фанаты  «Max Payne» заметили сотни несоответствий с игрой и возмутились. Тем не менее, боевик собрал немало денег. Да и снят он красиво.

Max Pain

Макс Пэйн

Первые части «Сайлент Хилла», «Обители зла» и «Смертельной битвы» – примеры того, как нужно переносить видеоигры на экран (в то время как «Дом мёртвых», «Один в темноте» и другие поделки герра Болла показывают, как этого делать не стоит). Теперь обратимся к менее известным картинам. Например, «Космос: Территория смерти» и «Dead Space: Последствия» – мультфильмы, действие которых разворачивается, соответственно, до и после событий оригинальной игры. Первый из них рассказывает о том, что творилось на «Ишимуре» до того, как туда прибыл Айзек Кларк. Корабль прилетает к планете Эгида-7, на поверхности которой был обнаружен древний артефакт – Красный Обелиск. В поселении начинается череда загадочных смертей. Один из шахтёров поднимается на борт «Ишимуры», не подозревая о том, что везёт с собой некроморфа-инфектора. Чудовище превращает персонал космолёта в себе подобных. Оставшиеся люди пытаются спастись... К сожалению, «Космос: Территория смерти» не приоткрывает завесу тайны над происхождением Обелиска и некроморфов. До самого конца зритель видит лишь анимационную резню, которая набивает оскомину ещё в первые полчаса.

Dead Space

Гораздо интереснее «Dead Space: Последствия», продолжение первой части игры, в котором режиссёр Майк Диса предлагает взглянуть на происходящее с четырех точек зрения. Каждый из тех, кто выжил на корабле «О'Бэннон», обнаруженном у Эгиды-7, расскажет свою часть истории. В конце пазл сложится воедино. Любопытно, что каждый из сегментов мультфильма выполнен в своём рисунке, а обрамляющая история – в 3D-анимации.

Мёртвый космос

В похожей манере создан и «Ад Данте: Анимированный эпос», повествующий о событиях слэшера «Dante's Inferno». Главный герой отправляется в ад для того, чтобы вытащить возлюбленную из лап самого Люцифера. По ходу действия обнаруживается, что Данте – тот ещё грешник, да и Беатрис далеко не святая. Мультфильм вряд ли порадует поклонников «Божественной комедии»: события сильно искажены, да и далеко этой мясорубке до высокого слога Алигьери. Если же сравнивать с игрой, то последняя более динамична и интересна, чем унылое аниме.

Ад Данте

Ад Данте

Наша экскурсия по экранизациям подходит к концу. Осталось рассмотреть всего три из них. И первая – это «Восставшие мертвецы». Речь идет об адаптации «Dead Rising». Если вы думали, что увидите, как Чейз Картер в исполнении Джесси Меткалфа массово истребляет зомби, разъезжая на мотоцикле с боковыми бензопилами, то… ошибаетесь. Да, многие оригинальные оружия сохранились, как и сюжет, но мертвяцких массовок а-ля «Мировая война Z» не ждите. Режиссёр Зэк Липовски, возможно, и снял бы эпичную резню, но скромный бюджет не дал ему развернуться. Тем не менее, «Восставших мертвецов» можно посмотреть хотя бы раз, чтобы посмеяться от души.

Dead Rising

Восставшие мертвецы

Вот кто точно не отступает от духа игр, так это японцы. Взять хотя бы «Сирену», снятую по мотивам сурвайвал-хоррора «Forbidden Siren». Мы будем наблюдать за девушкой, которая поселяется на отдалённом острове. Местные жители предупреждают: с наступлением темноты не показывайся на улице. За  этим кроется зловещая тайна, которую зритель разгадает под конец. Пусть вас не обманывают палящее солнце и тропики – режиссёр Юкихико Цуцуми создал непередаваемо жуткую атмосферу. Ещё один плюс – здесь не появляются девушки-онрё, так набившие оскомину в азиатских ужастиках. Зато в «Сирене» зритель найдёт интересную интригу и неожиданные повороты сюжета.

Siren

Сирена

Кто слышал о зомби-слэшере «The OneeChanbara»? Жителю Запада название ничего не скажет, а вот в Стране Восходящего Солнца игра популярна, да настолько, что по ней сняли фильм «Сестричка-мечница», аж в нескольких частях. Удивительно, но на выходе получился трэш в духе «Токийской полиции крови» и прочих творений Ёшихиро Нишимуры. Нарочито пафосные боевые сцены, компьютерная кровь, весело разлетающиеся внутренности. Герои не играют, а кривляются, да и протагонистка по имени Айя выглядит так, будто ранее снималась в фильмах для взрослых. Дёшево? Да. Весело? О да! Чего только стоят светящиеся, как в первых «Звёздных войнах», мечи. А японские зомби на поверку оказываются отличными каратистами. Япония, ты воистину странная!

The OneeChanbara

Сестричка-мечница

Как видите, экранизации игр очень редко получаются удачными. Сюжеты часто не устраивают ни геймеров, ни рядовых зрителей, и нередко кино окупается в прокате только из-за экшена и спецэффектов. Тем не менее, кроме умения показать хорошую историю, режиссёр должен любить ту игру, которую собирается переносить на экран. Или хотя бы пройти её. Как ни странно, но если не выполнить этот простой ритуал, фильм нередко проваливается в прокате. Примета, не иначе.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх