ССК 2018

Исчезнувшая / Gone Girl (роман)

Автор: Гиллиан Флинн

Жанр: триллер, детектив

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: Звезды мирового детектива

Год издания: 2013 (в оригинале — 2012)

Перевод: В. Русанов

Похожие произведения:

  • Стивен Кинг «Счастливый брак» (повесть)
  • «Ловушка для одинокого мужчины» (фильм)

 Гиллиан Флинн. Исчезнувшая

Полтора года спустя после своего выхода «Исчезнувшая» Гиллиан Флинн все еще держится в топ-100 продаж Amazon, и примерно столько же автор присутствует в десятке лучших в категории «триллер» и «детектив». И совершенно по делу. Среди бесконечных (иногда уже с двухзначной нумерацией томиков) продолжений от Чайлда, Сэндфорда, Коннелли, Несбё, Дивера и прочих жанровых трудяг-станочников, обживших заветные вершины тамошних рейтингов, романы Флинн смотрятся куда как более выигрышно — в них и настроение, и глубина, и закрученная донельзя интрига.

Главные герои «Исчезнувшей» — Эми и Ник Данн, семейная пара, готовящаяся к пятой годовщине со дня свадьбы. Впрочем, праздника у супругов не случается — в Тот Самый День вернувшегося с работы Ника встречает пустой дом, в комнатах следы борьбы и пятна крови… Он тут же вызывает полицию, но та почти сразу начинает подозревать его самого, да и как не подозревать, если все до единой улики против него? И то ли еще будет!..

«Исчезнувшая» одновременно похожа и непохожа на предыдущие книги Флинн. С одной стороны, это еще одна история о непростой семейной жизни, в данном случае молодой пары Даннов, выписанная в декорациях провинциального захолустья. С другой, налицо явная смена авторского нарратива, который от Страшных Тайн Прошлого переключился на, казалось бы, рутинные проблемы брака, актуальные для героев #прямосейчас.

Впрочем, слово «рутинная» слишком бесцветно (и безобидно) для того изобретательного и ожесточенного противостояния, что происходит между супругами. Кризис в отношениях, затяжной штопор, в который время от времени впадает большинство семейных пар и из которого большей же своей частью выходит, для Эми и Ника превращается в череду взаимных предательств, подстав и, в конце концов, даже убийства. От любви до ненависти, как известно, всего шажок, и они оба его делают.

 

Сейчас я иногда со страхом жду возвращения мужа домой. Несколько недель назад он предложил покататься на плоту по реке под синим небом. Я так крепко цеплялась за борт, что Ник даже спросил, чего я так боюсь. А у меня перед глазами стояла картинка: Ник раскачивает плот, сперва дразнит и смеется над моей паникой, а потом с сердитым и сосредоточенным лицом бросает меня в воду — грязную бурую воду с колючим песком и ветками, и держит там сильной рукой, пока я не перестаю сопротивляться.

Я не могу бороться с этими мыслями. Ник взял меня замуж молодой, богатой, красивой, а сейчас я бедна, не имею работы и гораздо ближе к сорока, чем к тридцати годам. Правда, для своего возраста я все еще считаюсь хорошенькой. Но как ни крути, моя ценность уменьшилась. Я догадываюсь об этом по взгляду Ника, когда он смотрит на меня. Вовсе не такой взгляд у человека, умеющего честно проигрывать. Скорей это взгляд мужчины, загнанного в угол. Может, он и хотел бы развестись со мной до родов. Но он не сможет, мой старый добрый Ник. В этом городе, где так превозносят семейные ценности, общество отвергнет человека, бросившего жену и ребенка. Поэтому он, вероятнее всего, останется со мной и будет страдать. Страдать, злиться и буянить.

Я не хочу делать аборт и не собираюсь разводиться с Ником. Просто я по сей день не могу забыть, как он летним днем ныряет в океан и шарит руками по дну, размахивая ногами в воздухе, а потом появляется с самой красивой ракушкой для меня, а солнце слепит глаза так, что, закрывая их, я вижу цветные блики. А потом Ник целует меня солеными губами, и я понимаю, что счастлива, что люблю своего мужа, будущего отца моих детей. И мы будем счастливы вместе.

Может быть, я ошибаюсь. Может быть, я очень сильно ошибаюсь. Иногда он так смотрит на меня… Где тот милый мальчик с пляжа, мужчина моей мечты, отец моего ребенка? Он рассматривает меня холодными паучьими глазами, за которыми прячется очень расчетливый разум. Кажется, этот человек способен меня убить.

Итак, если вы найдете дневник, а я буду мертвой…

Простите, это совсем не смешно.

[из дневника Эми Данн]

 

Повествование в романе ведется от лица обоих супругов, и одни и те же события представляются читателю под разными углами. Подобная манера добавляет в сюжет запутанности и дополнительную интригу, и по большому счету она же есть композиционное воплощение главной идеи книги, её дихотомичности. Мужчина и женщина, два абсолютно разных, взаимоисключающих друг друга мира, каждый со своей правдой и неправдой, выходят на тропу войны, а дальше каждый сходит с ума уже по-своему. Как именно — убедительно рассказывает автор.

Один из рецензентов сравнил «Исчезнувшую» с прозекторием, в котором препарируется такое явление, как брак, и после добавил, что планирующим в него вступить эту книгу лучше не читать. С тем же успехом он мог порекомендовать не садиться на велосипед — ведь можно упасть и ушибиться, и неважно, что это отличное средство передвижения. Так и с этим романом. При всем том нездоровом и темном, что есть в главных героях романа, он — отличное пособие для «начинающих», увлекательное и интригующее повествование о браке, его опасностях и ловушках.

Как говорится, предупрежден — значит, вооружен. Шутка.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх