ТРЕТЬЯ ВОЛНА ЗОМБИ

От водостока к готическому монстру: эволюция гаргулий

Готика как направление в искусстве появилась в далёком XI веке и навсегда изменила восприятие человеком прекрасного. Мрачная мегалитичная архитектура водрузила на знамя Величие, которое ужасало и восхищало. В период расцвета готического стиля сформировались многие аспекты и столпы, на которых держится современная культура. Тёмные строения не могли не вызвать отклика в других сферах жизни человека — изобразительном искусстве, литературе, театре, а в последствии и в кино. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что такой элемент готической архитектуры как гаргулья является символом всего направления.

Инженерно-инфернальное чудо

Самый храм, это некогда столь верное догме сооружение, захваченное отныне средним сословием, городской общиной, свободой, ускользает из рук священника и поступает в распоряжение художника. Художник строит его по собственному вкусу. Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз! Лишь бы священнослужитель имел свой храм и свой алтарь, — ничего другого он и не требует. Отныне книга зодчества не принадлежит больше духовенству, религии и Риму; она во власти фантазии, поэзии и народа...вот история посрамления Ноя, высеченная резцом со всеми подробностями на главном портале собора в Бурже; вот пьяный монах с ослиными ушами, держащий чашу с вином и хохочущий прямо в лицо всей братии...

«Собор Парижской Богоматери», Виктор Гюго

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи — обитатели Собора парижской Богоматери

Весьма примечательно, что скульптуры гротескны или как бы сейчас сказали  брутальны во всём, в том числе и в наименовании. Само слово «гаргулья» жёсткое, хлёсткое и ассоциироваться может с чем-то пугающим и инфернальным, в слове слышится гортанный рык хищника, не меньше; этимология происходит от французского «gargouille» переводится, как «глотка». А ведь самое привычное представление гаргульи именно такое. Однако мало кто знает, что дьяволоподобные чудовища имеют прямое отношение к строительной инженерии, одна из функций коммуникаций, как правило  водостока и канализации, то есть функция вспомогательная и не участвующая в ответственной конструкции. Только с XIX века гаргулья стала рассматриваться как отдельный персонаж, который окружён аурой мистики и легенд. Монструозные скульптуры и рельефы по факту служат в качестве декоративной части водостока, иногда парапетов, шпилей или даже вентиляции. Попросту говоря это совмещение такого вида античной скульптуры, как акротерия с водоотводной системой. Вероятно, архитекторы и инженеры средневековья создали гаргулий, отражая мракобесие и нечистоты своего времени, как в прямом, так и в переносном смысле. И ведь странно что в расцвет религиозного тоталитаризма и инквизиции в Европе гаргульи не подверглись уничтожению, всё-таки их внешний облик говорил сам за себя.

В Интернете же любят котиков? Все любят котиков!

Вашингтонский кафедральный собор.

Гаргульи тесно связаны с химерами, их называют химерическими. Химерия есть не что иное, как совмещение внешних черт разнородных объектов. В частности, известное древнегреческое чудовище Химера представляло собой гибрид змееженщины Ехидны и титана Тифона, выглядело, как хищник с головами льва и козла, ещё одной головой — змеи, которая служила хвостом, а также крыльями. Понятие химеры по смыслу означает необоснованную и несбыточную идею, зачастую гротескную. К примеру, поиски Атлантиды и Лемурии в научных кругах также называют химерами. Также и с гаргульями, у которых зооморфные черты смешаны вперемежку с антропоморфными. Это что касается более привычных образов. Но существуют и гаргульи в виде обычных людей и животных, растений, и целые композиции с сюжетами. Будь то Змий-искуситель, обвивающий Древо Познания, или другие библейские и средневековые мотивы. Есть и совсем простецкие гаргульи, в том же соборе Нотр-Дам-де-Пари многие водостоки не декорированы химерами, однако обозначаются, как гаргульи. Вместе с тем как раз знаменитая и масштабная реставрация Собора, произведённая в ХIХ веке Эженом Виолле-ле-Дюком, стала отправной точкой в слиянии гаргулий и химер как в качестве одной конструкции, так и обозначения.

Помимо инженерного характера функционирования скульптуры-коммуникации, изначально имеют зрелищно-развлекательный. А подтекст в себе несут вполне философский. Культура юмора, особенно в Средневековье, объединяла страх со смехом, в тех же маскарадах люди в страшных костюмах вызывают смех и призваны скорее высмеивать страх, а не порождают его в окружающих. То же самое касается гаргулий. Процесс извержения из рта скульптуры нечистот, только подчёркивает этот факт. Как это часто бывает, после осадков гаргулья может окатить проходящего под ним нерасторопного человека, естественно, тот, отпрянув со злостью или недоумением, взглянет наверх и увидит застывшую в камне мимику демона, который как будто надсмехается над ним. От подобных обывательских случаев зачастую и берут корни городских легенд, связанных с гаргульями.

Французская традиция гаргулий сильна. При реставрации Chapelle de Bathléem была украшена современными персонажами. 

Самые многочисленные и известные гаргульи находятся во Франции. XIX век стал эпохой потрясений для страны: сменяющие друг друга революции и режимы, хаос и кровь рекой. И гаргульи, расположившись на огромной высоте, нависали над всей этой анархией, будто наблюдали или даже негласно способствовали и манипулировали катастрофическими переменами. До сих пор самой популярной гаргульей можно назвать «Мыслителя» из Нотр-Дама, ставшего символом Франции позапрошлого века. По преданию статуя является автопортретом самого Сатаны. Роман Марка Алданова «Мыслитель», опубликованный в 1927 году, описывает в одной из сцен загадочного скульптора, который после завершения своей работы увидел, что не оставил подписи, но тут же оживился, и улыбнувшись, сказал, что всем и так понятно, кто вылепил статую. Популярности гаргульям придали печать на марках и открытках.

К сожалению, на данный момент использование гаргулий в качестве декора современных храмов негласно запрещено, так как может вносить неоднозначное восприятие у верующих. Очевидно, что это хоть немного, но таки притянутое за уши объяснение, потому как истинно верующий человек в наше время отнюдь не является невежественным и он достаточно образован, чтобы отделять зёрна от плевел, понимать что наличие украшения на здании церкви в виде рогатого человека с крыльями летучей мыши не означает что это дьявол. Одним из самых ярких исключений можно назвать Вашингтонский кафедральный собор, плод творчества почти ста лет переменных работ, с 1907-го по 1990 год. 112 гаргулий собора выполнены в образе различного рода кошачьих.

Народное творчество или кабинетная мифологема?

В современной интерпретации ходят распространённые мнения о мистике, связанной с гаргульями. Приводится якобы ряд «объективных» фактов об использовании гаргулий в направлениях герметизма, каббалы, чёрной магии и прочего, что связано с тёмной стороной культуры Средневековья. По большей части мистификации обязаны многочисленным проявлениям художественной культуры, начиная с конца XIX века. Самое распространённое представление о гаргульях в том, что они являются магическими стражниками, аналогами голема или же демонами (при том необязательно злыми), которые при свете дня каменеют, а ночью оживают. Последнее может иметь корни в легендах о дварфах и гномах из скандинавской мифологии. Мистификация и окружение гаргульи ореолом мифоперсонажа помогли некоторые легенды. Одним из преданий о создании скульптуры, объясняющим причины принадлежности к церковной архитектуре, является история о святом Романе, побившем чудовищного водяного змия Гаргулью, который бесчинствовал в окрестностях города Руана. Считается, что в честь победы святого над водяным драконом и был создан водосток в виде мифического змея. По-видимому, это позднее наложение и заимствование сюжета о другом драконе из Франции Тараске.

Религиозно-философские подтексты

Метафизика, в отличие от городских легенд, – более глубокое учение близкое к философии, которое трактует образ чудищ символически. Гаргулья может служить напоминанием человеку о том, что бесы и зло не дремлют. Придание контраста между святостью церкви и грешностью мирского, в плане того, что дьявол может подобраться даже до стен храма, но никак не может проникнуть в него.

Изрыгание из себя нечистот может интерпретироваться как процесс неприятия организмом всего вредного, а доброго человека и церкви – грехов; в то же время считается, что от демона ничего, кроме разлагающего смрада ждать не приходится. Не зря на храме Святого Лазаря в Отене гаргульи изображены в процессе дефекации.

 

 

Художественные рамки

На данный момент наметилась тенденция по части гаргулий в художественных произведениях. В одной из вариаций гаргульи являются подобием големов, то есть существ алхимической природы. По другой – это особая раса демонов-служителей, по сути, фамильяров с той или иной свободой мысли.

В игровых сеттингах D&D и Мир Тьмы они, соответственно, демоны стихий, а во втором случае – продукт генной модификации над вампирами. Те, кто играл в культовую Vampire the Masquerade: Bloodlines, прекрасно помнят колоритного колосса из Азиатского театра, с которым можно заключить сделку либо сразиться. В Ultima Online гаргульи являются игровой расой и обитают в собственном мире – Тер Муре. В популярнейшей пошаговой стратегии Heroes of Might & Magic гаргульи принадлежат, как ни странно, не Аду (как у их конкурентов Disciples), а фракции волшебников. Также они присутствуют в игровых вселенных Warcraft и Doom 3.

Фэнтези-литература тоже хвастается наличием гаргулий. Они присутствуют и в Хогвартсе, в корпорации МИФ Асприна и Ксанфе Пирса Энтони. Список их появлений в книгах немногим уступает, скажем, классическим демонам.

Самым известным и при том неплохим проявлением гаргулий в кинематографе является мультсериал «Гаргульи» производства Диснея.

Здесь гаргульи представлены в качестве демоноподобных монстров, которым не чужды вполне человеческие качества. Внешний вид этих существ всегда неповторим, также как скульптурные химеры создаются в различных вариациях и смешениях частей тела всевозможных животных, а рождаются демоны из яиц. В каком-то смысле мультфильм стал каноничным для современного представления о гаргульях. Скорее всего, на создание мультсериала повлиял другой мультфильм от Диснея «Горбун из Нотр-Дама», в котором гаргульи дружили с Квазимодо.

В игровом кино наиболее известной картиной является «Я, Франкенштейн» режиссёра Стюарта Битти и комиксодела Кевина Гранье. Тупой сюжет ленты пинали даже ленивые, однако спецэффекты, созданные на высшем уровне, не могут радовать глаз. Нельзя не признать годными сцены боёв гаргулий и их внешний облик с метаморфозами. Собор Парижской Богоматери, разумеется, служит в фильме резиденцией гаргулий. Без гаргулий не обошёлся и сериал «Секретные материалы».

В заключение

Несмотря на инфернальный образ, гаргулья с начала своего появления стала неофициальным символом свободы мысли и творчества, сочетая несочетаемое и объединяя противоположности, как и должно поступать химере, тем самым неся в себе глубокую философскую идею.

 Японский инвариант.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх