ФОБИЯ

Гравитация / Gravity

США, Великобритания, 2013

Жанр: фантастика, триллер, драма

Режиссер: Альфонсо Куарон

Сценарий: Альфонсо Куарон, Хонас Куарон

В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни

Похожие фильмы:

  • «Космическая одиссея 2001 года»
  •  «Пекло»
  • «Луна 2112»

Представьте себе, что вы находитесь совершенно одни в безграничном пространстве, не имеющем верха и низа, сторон света и полюсов. Вообразите себя песчинкой, микробом, атомом, который окружает безразличная пустота. Почувствуйте собственное ничтожество перед физическими законами, управляющими нашим миром. Вы изолированы и находитесь в смертельной опасности.

Вот примерно так можно передать состояние героев нового фильма мексиканского режиссера Альфонсо Куарона «Гравитация», посвященного человеческому героизму перед лицом техногенной катастрофы. Куарон давно хотел снять фильм о космосе, но задумка требовала серьезных технических мощностей, которые появились только к концу нулевых и наконец позволили взяться за производство картины.

Штатный ремонт телескопа «Хаббл» на орбите Земли мгновенно оборачивается катастрофой, когда миссия астронавтов сталкивается с облаком обломков, образовавшихся в результате уничтожения спутника связи. Ситуация пугающе реальна, такое может произойти в любой момент, и подобное уже было. Вспомним крушение шаттла «Колумбия», десятки неудачных запусков русских и американских кораблей и реальный инцидент с китайским спутником, породившим более двух тысяч обломков.

Каковы последствия столкновения? Вакуум является максимально разреженной физической средой, поэтому фрагменты бывшего спутника, не встречая никакого сопротивления, вгрызаются в шаттл со скоростью пули. Вакуум не проводит звука, поэтому уничтожение техники и гибель людей происходят в полной тишине, нарушаемой лишь криками и судорожным дыханием тех, кому удалось выжить. Забудьте про антинаучные «ба-бахи» и цветастые взрывы космических кораблей из «Звездных войн» — все это сказки для детей. Вакуум бесконечен, поэтому фейерверк мусора, бывшего некогда венцом технической мысли, очень быстро рассеивается по орбите планеты на такие расстояния, что даже самые крупные объекты растворяются в космической черноте бесследно.

И все это происходит за считаные секунды.

Двух астронавтов, Райан Стоун и Мэтта Ковальски, чудом не задевает шрапнелью, но разбрасывает в разные стороны. Оба пытаются вернуться к шаттлу. Очень скоро им предстоит узнать, что остальной экипаж погиб. Ковальски мгновенно принимает решение лететь к Международной космической станции, где есть возможность отсоединить модуль «Союз» и на нем совершить посадку… но череда проблем только начинается.

Реалистичные фильмы о космосе в современном кинематографе большая редкость, так что на фоне засилья комиксовой фантастики «Гравитация» — вдвойне ценное явление, чем и объясняется повышенное к нему внимание. Без сомнения, фильм оправдает ожидания всех категорий зрителей. Тут и потрясающие по детализации сцены разрушения космической инфраструктуры, и захватывающий, неописуемый вид Земли с орбиты, и более чем достойная игра актеров, особенно Сандры Буллок, плюс динамичный сюжет, ввинчивающий ваш взгляд в экран. А также: бесплатные экскурсии на МКС и «Шеньчжоу», мастер-классы по надеванию скафандров, герметизации модулей, движению в невесомости. Ну и конечно драма. Трагедия единственного выжившего человека, напряженная борьба за жизнь, даже не столько с ломающейся техникой, сколько с самим собой. Ведь кроме внешних чисто технических препятствий имеются и внутренние враги — адреналиновый шторм, паника, страх, отчаяние…

Альфонсо Куарон относится к категории тех режиссеров, которые снимают нечасто, но всегда хорошо. Это личность самобытная, лишенная голливудского лоска, человек, умеющий делать прекрасные кинокартины с изяществом художника. Вот и сейчас он совершил подлинный акт киноволшебства: не отрывая от земли, запустил нас прямым рейсом в открытый космос — наблюдать за умопомрачительным коловращением больших и малых тел, от чего натурально начинает пошаливать желудок. Как у истинного деятеля искусства, космос у него не просто театр действий, но в первую очередь метафора сурового жизненного испытания, которое не каждому дано пройти. На фоне страшной техногенной трагедии правомерно задать вопрос: ради чего бороться? Не проще ли опустить руки и смириться? Бывают ситуации, когда все мы проходим этот своеобразный тест на волю к жизни.

Особенностью авторского почерка Куарона является еще и то, что хотя на долю героев его фильмов всегда выпадают тяжелейшие испытания, потери и лишения, общий посыл истории всегда оптимистичен. Надежда есть. Цена может оказаться чрезмерной, но правила игры строго очерчены. Помещая людей в стрессовые ситуации, режиссер всегда оставляет им право выбора, создавая неопределенность и интригу для зрителя. И герои действуют согласно своим установкам. Иногда одни погибают для того, чтобы жили другие. А это не та жертва, которой стоит пренебречь. Всегда надо помнить об этом.

Итак, «Гравитация» умело расставляет акценты в непростом выборе между жизнью и смертью, прошлым и будущим, решимостью и бессилием. Это многогранный фильм, захватывающий триллер, величественное зрелище, достойное самых высоких оценок. Долгожданная работа Альфонсо Куарона точно станет одним из самых ярких кинособытий 2013 года.

Комментариев: 9
  1. Гравитация фильм замечательный. В первую очередь романтичный и духоподъемный. Ведь он, по сути, не меньшая метафора, чем была "Одиссея" Кубрика. (С поправкой, что "Гравитаця" все же постмодернисткое кино.) Что там, что там о панспермии и Жизни.

    Очень порадовала Сандра Баллок! Я не ожидал такого. Но она достойна Сигурни Уивер - женщины в космосе, которая хочет выжить. Руни Мара в "Прометее" и без того смотрелась слабо, а на фоне Баллок - вообще песчинка, которой Вселенная может пренебречь.

  2. P.S. У Рэя нашего Брэдбери есть прекрасный рассказ "Калейдоскоп" со схожим сюжетом. Тем, кто не, очень советую почитать.

  3. Поражает упорное стремление Голливуда чуть ли не в каждом фильме изобразить русских источником зла. Всем известно, что свой спутник связи сбили китайцы, но в фильме непременно это должны сделать ужасные злые русские. Прям заговор какой-то: чтоб ни слова доброго о России!

    Неприятно. И так же неприятен образ глупой тети в космосе, которая по уму ничего сделать не успевает, зато пищать, жаловаться и пыхтеть успевает так, что даже удивительно - насколько у нее дыхалка тренированная, чтоб так пыхтеть. Впрочем, возможно, это чисто лично-пристрастное: Сандра Баллок мне никогда не нравилась как актриса, ни в одной роли.

    Фильм красивый, а в 3D еще и полный ощущений, но как по мне, так в нем слишком много огорчительных моментов (и это не катастрофа в космосе) (

  4. О популярности фильма говорит еще и то, что я сегодня пошел на киносеанс и не смог купить билет, всё разобрали :( На следующие выходные куплю заранее. Фильм того стоит, уже после увиденного трейлера заразился желанием посмотреть. Да и просто люблю космическую тематику.

  5. Очень порадовала Сандра Баллок! Я не ожидал такого. Но она достойна Сигурни Уивер - женщины в космосе, которая хочет выжить. Руни Мара в "Прометее" и без того смотрелась слабо, а на фоне Баллок - вообще песчинка, которой Вселенная может пренебречь.
    Много плюсов. Никогда особенно не любил ее, но здесь не мог оторваться.

    Я верил в Куарона, и Куарон не подвел. Тот случай, когда даже пафос в нужных дозах и по делу.

  6. Всем известно, что свой спутник связи сбили китайцы, но в фильме непременно это должны сделать ужасные злые русские.

    В интервью Куарон заявил, что это он не со зла, а просто не знал, что это были китайцы. Думал, что русские. (видимо, ему что русские, что китайцы - разницы никакой).

  7. Я тоже сразу вспомнила об этом рассказе, как только прочитала про сюжет «Гравитации».

  8. Меня тоже не сильно впечатлила Баллок. Я вообще считаю, что игра актеров это на 80% заслуга режиссера. Куарон отлично поработал с Баллок и она выглядит очень достойно, но не более того.

    Кстати, на главную роль хотели взять Джоли, но она отказалась. Дважды. Потом хотели Натали Портман, но она отказалась из-за беременности.

    А вообще мне фильм понравился, хотя посмотреть его повторно желания не возникает. Очень качественные эффекты, особенно в сценах разрушений станций. Характер героини раскрывается в момент катастрофы, она находит в себе силы справится с ситуацией и словно рождается заново. Фильм о том, что надо уметь отпускать и продолжать жить. В кино такие вещи смотрятся органично, а на деле все всегда сложнее….

    Кстати, на мой взгляд, «Космическая одиссея» куда более сложная и философская картина, чем «Гравитация».

  9. Кстати, на мой взгляд, «Космическая одиссея» куда более сложная и философская картина, чем «Гравитация».
    Это безусловно (и места в истории кино у нее давно уже не отнять). Но и более выспренняя, элитарная: Кубрик был несомненным гением, но ему лучше удавались идеи и атмосфера, чем персонажи. "Гравитация" мне понравилась в том числе и тем, что к холоду космоса примешивается чуточка человеческой теплоты.

Оставьте комментарий!

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

(обязательно)

⇧ Наверх