ХРАНИЛИЩЕ

Гравитация / Gravity

США, Великобритания, 2013

Жанр: фантастика, триллер, драма

Режиссер: Альфонсо Куарон

Сценарий: Альфонсо Куарон, Хонас Куарон

В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни

Похожие фильмы:

  • «Космическая одиссея 2001 года»
  •  «Пекло»
  • «Луна 2112»

Представьте себе, что вы находитесь совершенно одни в безграничном пространстве, не имеющем верха и низа, сторон света и полюсов. Вообразите себя песчинкой, микробом, атомом, который окружает безразличная пустота. Почувствуйте собственное ничтожество перед физическими законами, управляющими нашим миром. Вы изолированы и находитесь в смертельной опасности.

Вот примерно так можно передать состояние героев нового фильма мексиканского режиссера Альфонсо Куарона «Гравитация», посвященного человеческому героизму перед лицом техногенной катастрофы. Куарон давно хотел снять фильм о космосе, но задумка требовала серьезных технических мощностей, которые появились только к концу нулевых и наконец позволили взяться за производство картины.

Штатный ремонт телескопа «Хаббл» на орбите Земли мгновенно оборачивается катастрофой, когда миссия астронавтов сталкивается с облаком обломков, образовавшихся в результате уничтожения спутника связи. Ситуация пугающе реальна, такое может произойти в любой момент, и подобное уже было. Вспомним крушение шаттла «Колумбия», десятки неудачных запусков русских и американских кораблей и реальный инцидент с китайским спутником, породившим более двух тысяч обломков.

Каковы последствия столкновения? Вакуум является максимально разреженной физической средой, поэтому фрагменты бывшего спутника, не встречая никакого сопротивления, вгрызаются в шаттл со скоростью пули. Вакуум не проводит звука, поэтому уничтожение техники и гибель людей происходят в полной тишине, нарушаемой лишь криками и судорожным дыханием тех, кому удалось выжить. Забудьте про антинаучные «ба-бахи» и цветастые взрывы космических кораблей из «Звездных войн» — все это сказки для детей. Вакуум бесконечен, поэтому фейерверк мусора, бывшего некогда венцом технической мысли, очень быстро рассеивается по орбите планеты на такие расстояния, что даже самые крупные объекты растворяются в космической черноте бесследно.

И все это происходит за считаные секунды.

Двух астронавтов, Райан Стоун и Мэтта Ковальски, чудом не задевает шрапнелью, но разбрасывает в разные стороны. Оба пытаются вернуться к шаттлу. Очень скоро им предстоит узнать, что остальной экипаж погиб. Ковальски мгновенно принимает решение лететь к Международной космической станции, где есть возможность отсоединить модуль «Союз» и на нем совершить посадку… но череда проблем только начинается.

Реалистичные фильмы о космосе в современном кинематографе большая редкость, так что на фоне засилья комиксовой фантастики «Гравитация» — вдвойне ценное явление, чем и объясняется повышенное к нему внимание. Без сомнения, фильм оправдает ожидания всех категорий зрителей. Тут и потрясающие по детализации сцены разрушения космической инфраструктуры, и захватывающий, неописуемый вид Земли с орбиты, и более чем достойная игра актеров, особенно Сандры Буллок, плюс динамичный сюжет, ввинчивающий ваш взгляд в экран. А также: бесплатные экскурсии на МКС и «Шеньчжоу», мастер-классы по надеванию скафандров, герметизации модулей, движению в невесомости. Ну и конечно драма. Трагедия единственного выжившего человека, напряженная борьба за жизнь, даже не столько с ломающейся техникой, сколько с самим собой. Ведь кроме внешних чисто технических препятствий имеются и внутренние враги — адреналиновый шторм, паника, страх, отчаяние…

Альфонсо Куарон относится к категории тех режиссеров, которые снимают нечасто, но всегда хорошо. Это личность самобытная, лишенная голливудского лоска, человек, умеющий делать прекрасные кинокартины с изяществом художника. Вот и сейчас он совершил подлинный акт киноволшебства: не отрывая от земли, запустил нас прямым рейсом в открытый космос — наблюдать за умопомрачительным коловращением больших и малых тел, от чего натурально начинает пошаливать желудок. Как у истинного деятеля искусства, космос у него не просто театр действий, но в первую очередь метафора сурового жизненного испытания, которое не каждому дано пройти. На фоне страшной техногенной трагедии правомерно задать вопрос: ради чего бороться? Не проще ли опустить руки и смириться? Бывают ситуации, когда все мы проходим этот своеобразный тест на волю к жизни.

Особенностью авторского почерка Куарона является еще и то, что хотя на долю героев его фильмов всегда выпадают тяжелейшие испытания, потери и лишения, общий посыл истории всегда оптимистичен. Надежда есть. Цена может оказаться чрезмерной, но правила игры строго очерчены. Помещая людей в стрессовые ситуации, режиссер всегда оставляет им право выбора, создавая неопределенность и интригу для зрителя. И герои действуют согласно своим установкам. Иногда одни погибают для того, чтобы жили другие. А это не та жертва, которой стоит пренебречь. Всегда надо помнить об этом.

Итак, «Гравитация» умело расставляет акценты в непростом выборе между жизнью и смертью, прошлым и будущим, решимостью и бессилием. Это многогранный фильм, захватывающий триллер, величественное зрелище, достойное самых высоких оценок. Долгожданная работа Альфонсо Куарона точно станет одним из самых ярких кинособытий 2013 года.

Показать старые комментарии

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх