ССК 2018

Призвание / The Calling

США, 2014

Жанр: триллер, криминал, детектив

Режиссер: Джейсон Стоун

Сценарий: Скотт Абрамович, Ингер Эш Вульф

В ролях: Сьюзен Сарандон, Джил Беллоуз, Эллен Бёрстин, Тофер Грейс, Дональд Сазерленд, Кристофер Хейердал

Похожие фильмы:

Никогда, это точно.

Что бы ни было — этого не случится никогда: фильмы о маньяках не выйдут из моды.

Нет! Даже если кинематографисты всего мира, исчерпав собственную фантазию, начнут тырить и лямзить подходящие фишечки, сдирать приемы и манеру, как школьники, ворующие ответы ЕГЭ из Интернета или чиновники, за малую мзду размножающие научные диссертации… Все равно — нет.

Если история серийного убийцы хотя бы чуть-чуть отдает оригинальностью и преследующий маньяка детектив напоминает живого человека — картина об их противостоянии обречена на успех. Пусть не самый громкий и пусть не долговечный — но их ставка сыграет, как ставка на красное и черное одновременно — надежно.

Конечно, все вышесказанное можно счесть чепухой. Но тогда не очень понятно, чему приписать вполне приличную смотрибельность и крепкую добротность картины «Призвание», вышедшую в мировой прокат в августе 2014 года.

Фильм с первых же кадров заставляет вспомнить несколько своих предшественников разной степени успешности: синеватой цветовой гаммой — «Экстрасенс 2: Лабиринты разума», холодными пейзажами — «Мерзлую землю» и «Пленниц», реалистичными бытовыми подробностями из жизни следователей — «Зодиака».

Но все эти аллюзии и душок вторичности ничуть не мешают зрителю моментально включиться в происходящее на экране, заинтересовавшись загадочным убийством пожилой одинокой женщины — первым в серии подобных преступлений.

Расследование идет неспешно, без особо резких поворотов; с убийцей создатели картины знакомят нас почти сразу — однако ничто не поколеблет любопытство зрителя. Проявившись, оно будет стойко поддерживаться до самого финала.

В картине интригует все: странные взаимоотношения женщины-полицейского с ее бывшим мужем; ее занозистый характер; характеры ее коллег — подозрительная жизнерадостность патологоанатома и странное, слишком своевременное появление в участке молодого, ретивого следователя из столичного центра. Дальше — больше. Загадочное отсутствие связи между жертвами оборачивается, напротив, слишком прочной связью погибших не только друг с другом, но и с главным следователем. Каждая удачная догадка влечет за собой цепь новых вопросов: тайны все плотнее окутывают маленький американский городок и его жителей, они тянутся вширь и вглубь, поднимаясь до поистине сакральных вещей — до первоначальных верований древних христиан и основ христианства.

Как все истинно хорошие детективы, «Призвание» раскрывается наблюдателю постепенно, как цветок розы — лепесток за лепестком. Как все хорошие триллеры, «Призвание» держит зрителя в напряжении даже тогда, когда имя убийцы, его лицо и замыслы известны каждому зрителю. Как все хорошие драмы, «Призвание» способно оставить в душах смотревших какие-то более важные впечатления, нежели удовольствие от приятно проведенного времени.

При этом никаких выдающихся открытий в фильме нет — ни по части оригинальности или остроты сюжета, ни по части актерских работ. Подбор команды продюсерами — почти такая же (если не большая) загадка, как и сама история добродетельного убийцы-маньяка. Молодой 32-летний режиссер Джейсон Стоун, родом из ЮАР, ничем особенным в кино пока не блеснул: на его счету всего семь фильмов, несколько короткометражек, драм и комедий, и продюсирование триллера 2010 года «Потерпевший» и черной комедии «Конец света по-голливудски». И это — все!

Для сценаристов Скотта Абрамовича и Ингера Эша Вульфа «Призвание» — второй и первый фильм в карьере, соответственно. Оператор,  Дэвид Роберт Джонс, профессионал довольно опытный, но его основное поле деятельности — ТВ и короткометражки. Не большим могут похвастаться и остальные члены съемочной команды.

За исключением, правда, актеров. Хоть какой-то опыт участия в «темно-жанровом» кино есть у каждого из них.

Потрясающая Сьюзен Сарандон известна в основном своими драматическими ролями, однако имеет в багаже и участие в «Шоу ужасов Рокки Хоррора» 1975 года, и главную звездную роль в триллере «Тельма и Луиза», и второстепенную — в фильме о маньяке «Милые кости».

Здесь же она играет женщину-детектива Хейзел — с трудной судьбой и упрямым, тяжелым характером, примерно сорока лет… Задача не простая, учитывая, что Сьюзен Сарандон 67, и рядом с ней играет ее маму 81-летняя красавица Эллен Берстин (та самая, что играла в «Экзорцисте» 1973 года и «Плетеном человеке» 2006-го). Берстин в кино с 1947 года, это самая опытная из всех актеров «Призвания», особенно в «темных» жанрах. Для своих лет Эллен выглядит на редкость хорошо, неудивительно, что она до сих пор востребована в профессии. В ее списке ролей уже значится «Интерстеллар» Нолана, в котором она приняла участие наряду с молодым коллегой по цеху и «Призванию», Тофером Грейсом. Этому «юноше» (настоящее имя Кристофер Джон Грейс) 36 лет; до сих пор он лишь искал себя в Голливуде, не имея устоявшегося амплуа.

Если с Джилом Беллоузом — еще одним полицейским детективом в команде Хейзел — все давно ясно: крепкий канадский актер не самых первых ролей, опытен по части триллеров и драм (в его послужном списке — фильм «Побег из Шоушенка», сериал «Мыслить как преступник» и много других работ на ТВ) — то с Тофером Грейсом ситуация иная. На большой экран он вышел с детективом «Траффик» 2000 года, продолжил фантастическим боевиком «Человек-паук: Враг в отражении» и «Хищниками» 2010-го, после чего неожиданно завернул в комедию («День Святого Валентина») и вот — снова триллер.

Дональду Сазерленду 79 лет, его все знают даже просто понаслышке (из наиболее известных его работ сейчас — «Голодные игры», «Механик», «Участь Салема» 2004 года). Канадский актер Кристофер Хейердал к своему 51-му тоже вполне примелькался и прижился в жанре — среди его работ роли в сериалах «Касл», «Сверхъестественное», «Мастера ужасов», в фильмах «Хроники Риддика», «Сумерки» и др.

Если по гамбургскому счету, то все актеры «Призвания» — актеры вторых ролей, звезды второй величины.

Может быть, именно поэтому им удалось сохранить идеальное равновесие в команде, где никто никого не переиграл, не затмил… Ну, разве что «юноша» Тофер Грейс все-таки выделяется: уж больно умный и глубокий взгляд у его персонажа. При том, как мало слов он говорит — это смотрится подозрительно, многозначительно… И волнующе!

На самом деле каждый из персонажей имеет небольшую тайну. Пусть даже совсем не значительную и не сложную, подобно загнутой страничке-«секретику» в старинной девичьей анкетке. Так, например, приходится только чуть подождать, чтобы узнать профессию мамы Хейзел — на первый взгляд, такой простодушной и говорливой дамы, слишком красивой рядом с дочерью, измученной жизнью и болезнями — и становится ясна причина некоторой напряженности в их взаимоотношениях.

Загадки, тайны и секретики будут исправно сыпаться на зрителя во всю продолжительность фильма — как снег в этой холодной замороженной местности. Даже мертвые, такие молчаливые всегде и везде — заговорят, пытаясь донести до нас что-то свое.

Причем этот момент фильма — наверное, самый впечатляющий и оригинальный — когда специалисты по артикуляции пытаются восстановить речь, ориентируясь на фотоснимки лиц покойников. Трогательно и жутко — такими словами можно описать эту сцену.

В итоге именно эта безмолвная мольба жертв и станет самой главной загадкой фильма и последней тайной, оставленной вполне, как выясняется ближе к финалу, добродетельным маньяком в наследство своим преследователям. И уже на этот счет ни создатели, ни персонажи фильма ни одной подсказки зрителю не дадут.

Вопрос о молитве мертвых прозвучит в головах зрителей последним, жадно и экспрессивно: «Ну, так что, как? Сработало? Получилось?!»

А уж отвечать придется — как на божьем суде — каждому за себя.

P.S. Если кто не уловил основной посыл рецензии, вот четкое резюме: фильм смотреть стоит. По крайней мере — один раз. Тем же, кто ценит завораживающе таинственную холодную атмосферу убийств — можно и дважды. Уютно, с ногами завернувшись в плед, прихлебывая горячий глинтвейн.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх