DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Отпустите их с миром

Блаженны мёртвые / Hanteringen av ododa (роман)

Автор: Юн Айвиде Линдквист

Жанр: хоррор, психологический триллер

Издательство: Флюид / FreeFly (2006), Азбука (2011)

Серия: Скандинавская линия (2006), Экранизированный бестселлер (2011)

Год издания: 2006, 2011 (в оригинале — 2005)

Переводчик: Наталья Банке

Похожие произведения:

  • Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» (роман)

  • Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» (роман)

Скандинавская беллетристика с каждым годом все больше набирает популярность на мировом книжном рынке, и это обстоятельство не может не радовать. Пресыщенная продуктами американского производства, читающая публика с жадностью ринулась осваивать открывшиеся перед ней новые просторы нордического детектива, триллера и драмы. Жанр ужаса стоит здесь особняком и пока что прочно связан с одним-единственным именем.

Юн Айвиде Линдквист — новая надежда европейского хоррора, чей вклад в этой жанр поистине бесценен. Своим дебютным романом «Впусти меня» он произвел настоящую сенсацию в эпоху повальной «вампирской» мании, охватившей мир. Его называют шведским Стивеном Кингом, но на самом деле это всего лишь банальная попытка присвоения ярлыков, присущая каждому человеку. Североевропейская проза в целом и проза Линдквиста в частности представляют собой обособленный и самодостаточный пласт современной литературы, небывалый успех которой говорит сам за себя.

Личность этого автора также заслуживает внимания. Человек, отдавший добрые 20 лет карьере эстрадного фокусника, проявил себя в новом амплуа, раскрыв перед зрителем, точнее, читателем, все темные стороны своей души, которые обычно не принято выставлять напоказ. Подобные «скелеты» есть в шкафу у каждого, но не у многих хватает мужества явить их миру. У Линдквиста мужества хватило. Ступив на писательскую стезю, он сумел добиться сразу нескольких целей: развлечь самого искушенного читателя, заставить его содрогнуться и, что не менее важно, задуматься о прочитанном. Таким образом, в творчестве Линдквиста соблюдены все критерии настоящего книжного бестселлера.

Его второй роман не стал исключением из правил. На фоне необычайно популярных ныне мотивов зомби-апокалипсиса и гибели цивилизации «Блаженны мертвые» пришелся весьма ко двору, но, тем не менее, это произведение стоит особняком на фоне шаблонного мейнстрима. В чем же основная особенность этого произведения?

Как бы дико это ни звучало, но с первых страниц «Блаженны мертвые» предстают перед нами в виде гротескной социальной драмы. Прежде всего это живое и предельно ясное отражение современной нам действительности и человеческого поведения, от самых возвышенных его чувств до самых противоречивых и низменных проявлений. Стиль Линдквиста лаконичен, холоден и почти бесстрастен. Методично констатируя факты, он позволяет своим персонажам говорить за себя и таким образом создавать индивидуальный портрет. По сравнению с нашумевшим «Впусти меня», в рассматриваемом романе значительно поубавилось отчаянной подростковой агрессии. Однако колоссальное напряжение и чувство чего-то неизбежного держит читателя в тонусе от первой до последней страницы.

Существенно расширилась «территория» повествования. На сей раз местом действия является многотысячный Стокгольм, но и здесь автор весьма искусно проявил себя в создании необходимой зловещей атмосферы. Вездесущая закрытость, или камерность создает ощущение замкнутого пространства, клаустрофобии, что, в свою очередь, нагнетает будоражащий сознание великолепный саспенс. И вот на этом фоне современной урбанистической рутины разворачивается сие действо, способное поколебать самый стойкий рассудок.

Вероятно, каждый в своей жизни сталкивался со смертью близкого или же родного человека. Каждый по-своему переживает эту потерю, но, безусловно, многие желали бы, чтобы их усопшие родные вернулись обратно. А теперь представьте, что желание это исполнилось...

Именно это и произошло с героями «Блаженны мертвые». Это не было вспышкой массовой эпидемии неведомого вируса, следствием заклинания колдовских чар или дьявольскими происками. Факт остается фактом — мертвые воскресли. Они не жаждут крови и плоти живых людей, они не несут с собой смерть. Наделенные разумом новорожденного, они инстинктивно стремятся лишь к одному. Они хотят вернуться домой. Что движет ими? Остатки души? Память? Или нечто другое?

Это нечто имеет облик ничтожных с виду созданий — белых червеобразных личинок. В буквальном смысле низвергнувшиеся с неба, они целенаправленно проникают в погребенные мертвые тела. Что они такое? Души, вернувшиеся в свои тела? Невероятный каприз природы? Наделенные разумом паразиты, управляющие безвольными кусками плоти?

Ответов на вопрос может быть множество, но никто не способен поручиться за их правдивость. У жителей Стокгольма проблема куда более насущная: что делать с вернувшимися к жизни мертвецами, число которым воистину легион?

В центре сюжета — история трех семей, перенесших тяжелую, в той или иной степени значимости, утрату близких родственников. Любимая жена. Маленький внук. Муж. Каждый из героев предстает перед выбором, который возникает в череде гложущих сомнений, в которых они боятся признаться даже самим себе. Стоят ли их страдания того, чтобы принять обратно своих родных, вернувшихся с того света? Остались ли они прежними, или же это просто пустая оболочка, приводимая в движение паразитирующей сущностью? Возможна ли прежняя привычная жизнь бок о бок с ожившим трупом? Или лучше отпустить их туда, где они обретут вечный покой?

В глубине души герои прекрасно знают ответ, но, вопреки всему, продолжают бороться за свое мнимое «счастье». Они пытаются вернуть душевное спокойствие прошлых дней, хотя это попросту невозможно. Они не одиноки в своих стремлениях. Атмосфера отчаяния и помешательства окутала сознание горожан. Смерть, принявшая облик черноволосой женщины с «тонким узким металлическим предметом в руках», явилась в ночной город, чтобы объединить их всех. А металлический предмет в руках ее, — возможно, не что иное как ножницы, коими она перерезает жизненную нить...

По мере развития сюжета читателя все больше захлестывает волны иррационального безумия, которое по сути своей вовсе неотличимо от реальности. Вас ждет сводящая с ума адская жара, сцена пожирания обезумевшим выводком крыс собственной матери, толпы оживших мертвецов разной степени целости и свежести, мечущиеся в поиске выхода из стен морга и склепов, разрывание могилы голыми руками, тревожные новостные псевдореалистические репортажи и массовая истерия, перерастающая в телепатию. А также — столкновение с истинным воплощением ужаса — плотоядными зомби, полностью утратившими память о человеческом естестве, и теми, кто вынужден вступить с ними в схватку. Ситуация выходит из-под контроля, грозя превратиться в масштабную катастрофу...

Линдквист одинаково хорош как тонкий знаток изменчивых человеческих душ, так и мастер повергать своего читателя в черный сюрреалистический хаос. Он не забывает и о так называемых «социальных мертвецах», которые находятся подле нас. Изгои общества, неформалы, непонятые и непринятые, мышлением своим не вписывающиеся в общепринятые нормы. Получившая более подробное изложение в дебютном «Впусти меня», на сей раз эта тема воплотилась в образе Флоры, нелюдимого девушки-подростка.

В «Блаженны мертвые» автор выступает в роли всемогущего творца. Он волен вершить судьбу своих героев как ему заблагорассудится, подвергая их испытаниям и смертельной опасности, и точно так же мановением руки прекратить все.

Безумная вакханалия сходит на нет. Но никто уже не сможет остаться прежним. Неведомые паразиты покидают тела мертвых и, подчиняясь законам собственной природы, переходят в следующую крылатую ипостась, чтобы вслед за этим воспарить к загадочным небесам.

Испокон веков смерть оставалась и остается величайшей загадкой человеческого естества, и до сих пор не нашлось самого объективного толкования ее сущности. Может быть, поэтому человек так неудержимо тянется к ней, желая понять ее и узнать, что ждет его по ту сторону. Порой это приводит к нарушению природного закона, согласно которому мертвым лучше сохранять свой покой, а живым — наслаждаться отведенным им временем. Но одно можно утверждать с уверенностью: смерть — это далеко не конец.

В очередной раз Юн Айвиде Линдквист сумел создать будоражащий и необычайно глубокий роман, весьма актуальный для наших дней. Это своего рода зеркало, что отражает самые потаенные страхи и страсти переменчивой человеческой натуры. Заглянув в это зеркало, можно увидеть в нем себя. А это в свою очередь означает узнать правду такой, какая она есть на самом деле.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)