DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

Падший Ангел Уильяма Хьёртсберга

Сердце ангела / Falling Angel (роман)

Автор: Уильям Хьёртсберг

Жанр: нуар, хоррор, детектив, мистика

Издательство: У-Фактория (Россия), Harcourt Brace Jovanovich (США)

Год: 2003 (в оригинале — 1978)

Похожие произведения:

  • «Сердце Ангела» (фильм);
  • «Адвокат дьявола» (книга и фильм);
  • «Убийца внутри меня» (книга и фильм).

Знаете ли вы, кто такой Уильям Хьёртсберг? Или, может, лучше поставить вопрос иначе: способны ли вы запомнить имя и фамилию этого человека с первой попытки?

Действительно, в отличие от персонажей его самого известного произведения, где что не имя — то символика, что ни фамилия — то знак, который говорит о характере яснее многих длинных абзацев, Уильям Хьёртсберг особой славой не обласкан, хотя с младых лет занимался литературой и искусством. Еще в старших классах школы он редактировал маленький фэнзин под названием «Панорама» (Panorama), в 17 лет устроился на работу художником в юмористический студенческий журнал, в колледже был редактором вузовского литературного журнала. Первая книга издана в 1969 году, а всего на счету Хьёртсберга девять романов и сборников, опубликованных в двадцати двух странах мира. Его рассказы входили в различные антологии, он обладатель нескольких литературных наград, включая столь необычную, как премия редакции журнала «Playboy» - ее Хьёртсбергу присуждали дважды, в 1971 и  1978 годах. Впрочем, назвать его коллекцию призов и премий обширной нельзя, ровно также, как не упрекнем мы автора и в чрезмерной плодовитости. Везде, что называется, «по чуть-чуть». В том числе и в кино — Хьёртсберг написал довольно много сценариев, но воплощены на пленке оказались лишь три из них. А наибольшую известность получила картина «Сердце Ангела» (Angel Heart, 1987), поставленная по роману «Падший ангел» (Falling Angel), но — не по собственному сценарию автора, хотя таковой и имелся, даже в нескольких вариантах.

Надо отдать должное сценаристу и режиссеру  Алану Паркеру. Когда известные кинокритики и искусствоведы восхищаются изящно закрученным сюжетом и томно-мрачной атмосферой его культового фильма — они в первую очередь (может, и сами не всегда понимая это) восхищаются именно сюжетом и атмосферой романа. «Сердце Ангела» - редкостный пример практически идеальной экранизации, почти недостижимого сочетания верности и букве, и духу экранизируемого произведения. Чуть ли не единственное изменение — вместо Нью-Йорка действие происходит в Нью-Орлеане. Не бойтесь браться за книгу после просмотра фильма и наоборот. Они практически равны, равны во всем, разве что в романе нет скатывающегося прямиком в Ад Микки Рурка и инфернального Роберта Де Ниро, однако киноперсонажи близки книжным прообразам вплоть до самых мелких мелочей. И поскольку первична именно книга, то, при прочих равных, и ставить ее нужно выше кино-адаптации. Но фамилия Паркер ведь гораздо легче запоминается, чем труднопроизносимое Хьёртсберг?..

В 1960-тые и 1970-тые годы по США прокатилось этакое сатанинское поветрие, подарившее миру целый ряд знаменитых книг и их еще более знаменитых фильмов. Идеально вписываясь в этот ряд (где-то по-соседству с «Ребенком Розмари» и «Оменом»), «Сердце Ангела» свое киновоплощение получило позднее прочих. Но выделяется книга не только этим сомнительным достижением.

Автор умело плетет сеть, в которую к финалу обязан угодить главный герой книги, частный детектив по фамилии Энджел. Все выдержано в стиле классической нуар-истории, в чан которой, однако, с самого начала падают капли жирной и вкусной мистики, в дальнейшем превращающиеся в поток натурального жесткого (жестокого!) хоррора. И если во время чтения первых глав вам лишь чудится легкий запашок, то под конец бумага едва ли не дымится, а серная вонь заполняет ноздри и заставляет слезиться глаза. 

При желании Хьёртсберга можно в чем-то упрекнуть, но тут же обнаруживаешь доводы, которые любые упреки нивелируют. Вот, казалось бы, что за склонность к ненужным театральным эффектам? Где ваше чувство прекрасного было, мистер Х., когда вы раздавали имена своим героям — Энджел (ангел), Фэйворит (фаворит, любимец), Либлинг (опять же любимец), Сайфер (он же Цифер, он же Луи Сифр — Люцифер), Эпифания (дар, откровение)? Топорностью отдает... Но с другой стороны, стремился бы автор к дешевым фокусам — не сделал бы все так, что шокирующий финал совершенно никого не удивляет. Ведь даже эпиграф («Как страшно знать, когда от знанья один лишь вред!»), равно как и название (что «Падший ангел», что «Сердце Ангела»), то есть уже самые первые не то что строки — слова готовят читателя к той самой развязке. Поклонники детективных загадок могут ухватиться за эту предсказуемость — дескать, ну что это за детектив такой, пусть даже с мистикой и ужасами замешанный в один коктейль, если о том, кто злодей, кто убийца, мы узнаем, по сути, уже на первых десяти страничках? Однако и тут не подкопаешься — ибо писатель закольцевал стандартную схему детективного сюжета так, что она выглядит просто невероятным, воистину дьявольским Идеалом: как подметил Дмитрий Комм (монография «Формулы страха»  и более ранние работы), в «Сердце Ангела» сыщик расследует убийство, совершенное им самим, причем убийство... себя же самого! Сюда стоит добавить еще то, что расследование это инициировано хитроумным злодеем, который нанимает обманувшего его авантюриста для расследования им же, авантюристом и совершенной аферы. Слабая детективная линия?.. Да что вы, ей-богу, ни в одном детективе такого «замута» нет.

А далее по страницам разливается та самая знаменитая готика американского юга, с оккультными кружками, сектами, колдовством, жертвоприношениями, дичайшим грехопадением и самим Царем Ада, Отцом всех змей. Который, закрутив всю эту интригу, в финале не упускает случая издевательски напомнить падшему человеку про интимное действо, скрепившее некогда акт преклонения пред тем, кого затем попробовал обмануть на беду и себе, и еще очень многим...

На самом деле писатель выступил ровно также, как и Люцифер в его романе. Или по крайней мере на пару с дьяволом — они вместе поймали заблудшую душу в волчий капкан. Уильям Хьёртсберг по сей день живет и здравствует. И пусть его имя мало кому о чем-то говорит, свой след — в форме копытца — он в истории хоррор-литературы оставил. 

Комментариев: 8 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 26-02-2013 21:23

    Боюсь даже представить за что это Хьёртсберг дважды получил премию журнала Playboy )

    Детективная линия поразила... Действительно, круто закольцевал.

    Учитываю...
  • 2 Аноним 21-02-2013 19:21

    по его произведению поставлена "Легенда" с тогда еще не звездным Томом Крузом. по отзывам первоисточник отнюдь не добрая сказка.

    Учитываю...
    • 3 Парфенов М. С. 21-02-2013 20:56

      Насчет произведений не знаю, но сценарий "Легенды" написал сам Хьёртсберг, это один из трех его сценариев, которые оказались воплощены на пленке. А всего им написано порядка 2-3 десятков сценариев.

      Учитываю...
  • 4 Артём Агеев 20-02-2013 22:23

    Если сравнивать книгу и фильм, то в данном случае, наверное, сильнее впечатлит то, с чем ознакомиться первым. Я сначала читал, поэтому фильм никак не мог шокировать меня финалом, да и самой жесткой сцены романа там нет. Так что даже несмотря на мощные перфомансы Рурка и Де Ниро, книга запомнилась сильнее.

    Учитываю...
      • 6 Артём Агеев 20-02-2013 22:52

        Помнится, в романе была кровавая оргия с человеческими жертвоприношениями smile

        Учитываю...
        • 7 Парфенов М. С. 20-02-2013 23:04

          Да, такая была. С другой стороны, в романе сцена секса Эднжела с Эпифанией гораздо менее ужасна.

          Учитываю...
          • 8 Артём Агеев 21-02-2013 01:22

            Кстати да, неплохая компенсация smile

            Учитываю...