ЗВОНОК против ПРОКЛЯТИЯ

Парфенов М. С.: «Главное — не стоять на месте»

Отечественный хоррор не просто шагнул вперед, он продолжает идти. Да, не так уверенно и твердо, как хотелось бы... но мог ли кто-то еще четыре или даже три года назад представить себе, что он вот так запросто придет в книжный и купит там антологию настоящего русского хоррора? А уж тем более и не мечтали о том, что этих антологий будет не одна и не две, что можно будет даже выбирать... А сейчас — мы вполне себе буднично идем в магазин и покупаем там антологию «Самая страшная книга 2015». И как страшный сон вспоминаем те времена, когда изданный сборник рассказов ужасов, сделанный усилиями отечественного хоррор-сообщества, был чем-то вроде мифов Древней Греции.

На вопросы DARKER отвечает Парфенов М. С. — человек, без которого мы бы, скорее всего, так и продолжали грезить о выходе на книжный рынок отечественных ужасов. Автор и руководитель проекта «Самая страшная книга», редактор-составитель антологий, писатель расскажет нам не только о дне сегодняшнем, но и о том, что нас ждет впереди.

ССК-2015 в продаже уже неделю. Какие сейчас можно сделать прогнозы, если сравнивать с первой неделей продажи ССК-2014?

Лично я пока еще воздержусь от прогнозов, одной недели мало, чтобы оценить динамику продаж. Это все равно, что судить о том, как далеко полетит самолет, глядя на то, как он взлетает. На взлет топлива нам хватило, но что будет дальше?.. Хотя тот факт, что меньше чем за неделю была продана треть тиража (а тираж ССК 2015 составил 3 тысячи экз., то есть на тысячу больше первого тиража ССК 2014), позволяет смотреть в будущее с осторожным оптимизмом.

 

Ясно, что выход ССК-2016, как и судьба всего проекта, напрямую зависит от продаж антологии этого года. Но все же, наверняка же есть уже какие-то планы? Будут ли какие-то изменения в потенциальной работе над ССК-2016?

Да, все, как всегда, зависит от продаж. Но мы все надеемся, что ССК-2016 быть. Я постоянно на связи с нашим редактором, так как работа над этими антологиями отнимает много времени. Чтобы успеть выпустить следующую в начале 2016 года, нам надо начинать отбор текстов как можно раньше в текущем, 2015 году. А авторам надо рассказы писать уже сейчас, с каждым годом отбор становится жестче, а конкуренция растет.

Небольшие коррективы мы внесли уже в отбор ССК-2015, вы знаете: я и редактор издательства получили право «вето», позволяющее нам немного «отшлифовать» результаты отбора таргет-группы. Мы его использовали лишь самую малость (читатели из таргет-группы молодцы!), но это пошло на пользу, мы видим результат уже по первым отзывам и рецензиям. Право «вето» останется и в отборе в ССК-2016. Из прочих корректив — скорее всего, число «засвеченных» текстов будет сокращено. То есть раньше автор мог прислать сразу два старых, ранее публиковавшихся рассказа при условии, что вместе с ними присылал один новый. В этот раз, скорее всего, можно будет прислать не более одного «засвеченного» текста и при условии, что автор пришлет сразу два свежих.

Из технических моментов — думаю, присылать рассказы можно будет прямо с официального сайта ССК horrorbook.ru

А есть ли, так сказать, жалобы? Чего бы хотелось еще иметь для работы над ССК? Может быть, проекту чего-нибудь или даже кого-нибудь не хватает?

Жалоб нет. А в плане какой-то помощи... Ну, во-первых, нужны честные и добросовестные читатели для таргет-группы. Всякий раз часть читателей не справляется с работой, поэтому изначально нам надо довольно много читателей, чтобы выборка была лучше. А во-вторых, и уже не только в связи с «Самой страшной книгой», но и с другими проектами, нам нужен человек, способный (и готовый!) делать рекламные видеоролики для наших книг. Пока все больше самому крутиться приходится. Вот, пытаюсь хотя бы на минимальном уровне освоить различные программы для редактирования видео...

 

Коли начали о других проектах, то поговорим про них. В апреле мы все ждем сборник «13 маньяков». Наверняка многие слышали, что антологию уже успели назвать книгой аморальной. Ты, как составитель, пытался ли сделать так, чтобы помимо интересной получилась действительно жесткая книга, аморальная, опять же. Все-таки тема маньяков сама по себе аморальна.

Тема маньяков не более «аморальна», чем тема жизни и смерти, тема добра и зла. Литература о маньяках, безумцах, как и литература ужасов вообще — это другой взгляд на вещи. Другая точка зрения. То есть автор, допустим, детектива, и автор психологического (или психопатологического, хех) триллера могут писать об одном и том же — об охоте на убийцу. Но в классическом детективе главная интрига этого сюжета — кто злодей и как он будет наказан, а в хорроре, триллере интрига — это само противостояние. Порой даже противостояние внутри одного и того же человека, его борьба с внутренними демонами. Кто-то вот этого последнего не понимает и ему кажется аморальным, что в центре истории оказывается маньяк. Такие люди ищут везде одно и то же, они свято уверены, что автор обязан вывести на сцену Героя с большой буквы, не понимая, что иной автор (и это со времен предромантизма и готических романов еще пошло) вместо Героя выводит Злодея.

Когда редактор предложила составить книгу рассказов на тему серийных убийц, она и вообще издательство руководствовались сугубо коммерческими соображениями. Им кажется, что сейчас эта тема вновь обретает популярность, во многом благодаря телевидению и таким сериалам, как «Декстер», «Последователи» или «Ганнибал». По большому счету, я с ними согласен. Но мне и самому маньяки всегда были интересны, я написал несколько рассказов на эту тему в прошлом и, видимо, еще напишу в будущем. Помнится, на конкурсе «Чертова дюжина» на этом основании мне приписывали вообще практически все рассказы о маньяках, и плохие, и хорошие.

И вот имея этот издательский запрос, я разработал под него концепцию нового литературного проекта — «хоррор 13». Если кто попытается меня уличить в плагиате по отношению к конкурсу «Чертова дюжина», то сразу успокою — число 13 у меня из любимых уже давно. Посмотрите, допустим, какими по счету идут мои рассказы в «Самой страшной книге 2014» и «Самой страшной книге 2015».

Суть проекта в том, что в книге собраны 13 повестей и рассказов от 13 разных авторов — на одну тему. «13 маньяков» — первый том, пробный камень. В случае успеха за ним последует второй том (видимо, он будет называться «13 ведьм»). Ну а в случае общего успеха... я бы хотел сделать ровно 13 таких книг. Это было бы красиво.

Насчет жесткости... Я старался, чтобы книга получилась довольно жесткой. Местами жестокой. Но и разнообразной. Поэтому рядом с такими жуткими и действительно тяжелыми вещами как «Учитель года» Виктории Колыхаловой или «Читатило» Александра Щеголева вы найдете легкий нуар от Александра Подольского и экзотический детектив Владимира Кузнецова (того самого, автора великолепного рассказа «Навек исчезнув в бездне под Мессиной...» из ССК 2014). А еще здесь будет представлен weird от Владислава Женевского, история «В строгих традициях» Алексея Шолохова (рассказ полностью соответствует названию), черный юмор от мастера этого дела Максима Кабира... Думаю, в целом это и правда тяжелая, жесткая книга, но сама тема такая, не терпящая излишней фривольности. Однако палку мы не перегибаем и даем иногда читателям возможность расслабиться.

 

Отбор в возможные последующие сборники «хоррор 13» будет проводиться посредством открытого для всех конкурса? Или же новым авторам будет дан «зеленый свет» только в случае нехватки рассказов в одном из сборников?

Нет, открытый конкурс действует в ССК, нашем, получается, ежегоднике. Там хватает времени на это. В остальных своих антологиях я работаю с авторами, с творчеством которых хорошо знаком, в чьем высоком уровне уверен, как по отборам в ССК, так и по «Чертовой дюжине». В «13 маньяках» есть рассказы Дмитрия Тихонова, Владислава Женевского, Александра Матюхина, Максима Кабира, Владимира Кузнецова — многие из них заявили о себе в рамках либо «Чертовой дюжины», либо отбора в ССК. Плюс держим в уме других известных авторов, таких как Александр Щеголев или Мария Артемьева. Как я работаю вообще над антологиями? Это не совсем тот подход, который исповедуют многие, когда дается некое «задание» знакомым авторам, а те «вынь да положь» пусть пишут. Этот подход имеет право на жизнь, но лично мне не нравится. По-моему, писатель должен писать прежде всего то, что ему хочется писать, а не выполняя какие-то задачи. Другое дело, если у кого-то уже есть подходящие по теме произведения или идеи для таковых. С тем «пулом» авторов, в уровне которых я уверен, я нахожусь в контакте, у меня есть присланные ими сборки их рассказов, я с этими произведениями знакомлюсь. И что-то для себя раскидываю по разным папочкам с учетом того, где эти тексты могут пригодиться.

 

Говоря о возможных будущих сборниках, нельзя не упомянуть антологию «Хэллоуин». На каком сейчас этапе находится этот уже давно задуманный проект?

Книга была готова и одобрена нашим редактором еще в прошлом году. Но такую книгу нам хотелось бы выпустить к сроку, то есть к осени, к самому «светлому» празднику Хэллоуин. Потому что эта книга будет отличным подарком на праздник! Собрание мистических историй: страшных, веселых, интересных, разных, про ведьм, про дьявола, про привидений, вампиров, оборотней, банников и прочую нечисть. В ночь на Хэллоуин, как известно, вся эта разношерстая братия выбирается на свободу, чтобы всласть повеселиться. Именно такой я и видел эту антологию изначально, как книгу-праздник. Праздник нечисти. У нас были опасения, что типография не управится с изданием «Хэллоуина» к осени прошлого, 2014 года, поэтому решили отложить этот проект на год 2015. Хотя, опять же, понятно, что если ССК 2015 и «13 маньяков» внезапно провалятся в продажах, то судьба «Хэллоуина» и других наших книг будет под вопросом.

Я же имеющееся время использую еще для того, чтобы дополнить уже готовую сборку еще двумя-тремя классными историями. «Хэллоуин» обещает быть отличной книгой. Помимо прочего, в ней появится и рассказ от автора хоррор-бестселлера «Убыр», и вещи от других известных авторов. Надеюсь, читать эту книгу будет так же страшно и весело, как мне было ее готовить.

Собранная тобой антология «Пазл» не только успешно выступила, но и превратила бренд «Александр Варго» в «Александр Варго и Апостолы Тьмы». Все последующие книги под этим брендом имеют к тебе косвенное отношение, а то и вообще никакого отношения не имеют. Почему так вышло? Причастен ли ты как-то к сборнику «В ночь на Хэллоуин»?

Начнем с последнего. К сборнику «В ночь на Хэллоуин» я не причастен, если не считать того, что рассказ Михаила Киосы «Способ выживания», вошедший в этот сборник, прежде не прошел отбор в мою антологию «Хэллоуин» и в «Самую страшную книгу 2015». Но для серии Myst 18+ он действительно неплохо подходит, и об этом я Михаилу сам говорил.

«Пазл», действительно, был моей книгой, в том смысле, что весь концепт придумал и все тексты для нее собрал я. Идея была в том, чтобы издать в Варго-серии сборник рассказов, где лучшие из авторов-Варго выступили бы вместе с нашими авторами. Горжусь тем, что эта книга, изданная еще в январе прошлого года, до сих пор — лидер продаж серии. Несмотря на кабальные и несправедливые условия издателя, мы готовы были продолжать сотрудничество, но я убежден (и продажи «Пазла» в сравнении с продажами других книг серии служат тому доказательством), что издатель должен был пойти нам навстречу. Я предложил вывести брэнд «Апостолы Тьмы» отдельно от Варго — хотя бы в качестве эксперимента. Если бы «Апостолы» без Варго продавались не хуже — а я думаю, что шансы на это были весьма велики, — мы бы могли развивать сотрудничество дальше.

Издатель, однако, уперся и требовал в обязательном порядке «Варго» на обложку. Разочарованный, я, тем не менее, собрал еще одну книгу рассказов, которую предлагал назвать «Шок». В нее вошли рассказы Марии Артемьевой, Бориса Левандовского, Александра Вангарда и других авторов. Этот состав мы согласовали с редактором серии, я сообщил радостные известия авторам. А потом, где-то спустя месяц или около того, все тот же редактор «задним числом» уведомил меня, что состав меняется. Ряд рассказов был выброшен, их заменили рассказами Алексея Шолохова. Причем тот рассказ Алексея, который был в моем варианте сборки, оказался также выброшен.

Я посчитал такие действия издателя неприемлемыми, забрал свой рассказ из книги. Борис Левандовский тоже отказался. Другие остались — видимо, желание опубликоваться оказалось важнее общих целей. И я никого не осуждаю (как и не осуждал) - большинство из нас поступили бы точно также. В итоге вышла «Альфа-самка» — вторая, насколько я могу судить, по продаваемости книга серии в прошлом году, после «Пазла» (от него она отстает сильно, но другие отстают еще больше).

Еще одна книга из «Варго и Апостолов», к которой я имею слабое отношение, — «Неадекват». Конкретно, рассказ Максима Кабира там появился с моей подачи.

В остальном то, что я вижу под «Варго и Апостолами» — это очередное паразитирование на громко заявившем о себе «брэнде». Сначала они кого попало издавали под именем «Варго», теперь снижают планку, поднятую довольно высоко «Пазлом».

Видел не так давно что-то вроде интервью с редактором серии. Там говорилось о том, что «Апостолы» придуманы для того, чтобы дать молодым авторам шансик заявить о себе. Дескать, что-то вроде благотворительности. Спешу всех, кто так считает, расстроить. «Пазл» и «Альфа-самка» — лучшие по продажам книги серии за последние годы. А на этом фоне тиражи серии продолжают падать. Фанатам в это трудно поверить, но можно просто поискать отзывы НЕ-фанатов, и вы убедитесь, что сам брэнд «Варго» себя во многом уже дискредитировал благодаря дурной политике редактора и издателя. Почему хорошо продался «Пазл»? Потому что мы дали людям что-то новое, что-то качественное. И мы смогли вернуть интерес к серии у тех читателей, которые давно уже на нее плюнули — а таких не мало.

Можно верить издателю и не верить мне, но цифры тиражей и продаж — не обманут.

Причем мне искренне жаль, что так вышло. У меня были хорошие идеи насчет дальнейшего сотрудничества, насчет развития брэнда «Апостолы Тьмы». Например, была идея (что там — уже несколько глав было написано) книги «Пазл 2» — уникального сиквела, романа, в котором неведомый маньяк, называющий себя «Александр Варго», жестоко расправлялся с авторами, создавшими антологию «Пазл». Причем героев убивали теми способами, какими были убиты персонажи их рассказов.

 

Есть ли на данный момент еще какие-нибудь пока не анонсированные сборники? Хотя бы в качестве идей.

Да. И таких сборников много. Я уже упомянул, что в случае успеха «13 маньяков» я буду делать второй том, «13 ведьм», а всего в перспективе может выйти ровным счетом 13 томов этого проекта. Но на данный момент это лишь мечты. Что касается идей и желаний, то на уровне идеи есть двухтомник «женского и мужского» хоррора. Либо один том из двух частей — в первой части рассказы от авторов-дам, во второй — произведения представителей сильного пола. Мне это любопытно, потому что за последние годы я обнаружил, что у нас действительно много писательниц отлично проявляют себя в жанре, многие из них уже известны: Старобинец, Галина, Артемьева, Романова, Бобылева... Мне бы очень хотелось, хотя общего языка с издателями на сей счет я пока еще не нахожу, выпустить и антологию лучших рассказов из числа тех, что публиковались в вебзине DARKER. А еще в голове я держу стародавний межавторский хоррор-проект «Сутемь». Также я не исключаю, что мы еще каким-то образом поработаем с серией Myst, если тамошняя политика в отношении нас претерпит некоторые изменения. Время от времени попытки по этой части я делаю, но пока они не идут навстречу. Я не против «брэнда» Александр Варго, но я вижу, все видят, кроме самих издателей, что брэнд этот себя изживает, благодаря их недальновидной политике. Что его оживило в последние годы? Наша антология «Пазл» и еще одна, «Альфа-самка», которую процентов на 70-80 тоже сделал я. Эти две книги — самые успешные за последние годы в этой серии, особенно «Пазл», который фактически стал бестселлером в своей нише.

Но знаете что? Говоря обо всем этом, давайте помнить о том, что здесь и сейчас, в 2015 году у нас уже есть две антологии (ССК 2015 и «13 маньяков»), к ним может (должна!) добавиться третья, «Хэллоуин». Мария Артемьева продолжает делать новые тома на своей «темной стороне». Я опасаюсь, что мы так перенасытим рынок жанровыми антологиями. Читателю надоест читать такие сборники, если мы их чуть ли не каждый месяц клепать станем.

Поэтому параллельно с перечисленными проектами я прорабатываю вопросы издания авторских сольных сборников и романов.

 

...О которых нам так же очень интересно будет узнать. Какие на сегодняшний день подвижки есть на этом фронте?

Я списываюсь с двумя-тремя издательствами по поводу авторских сборников. Надо понимать, что авторские сборники рассказов одного автора нынче не в чести. А тут еще и ужасы! Мы, хоть и доказали, что русский хоррор может быть успешен, но еще не все двери нам открыты и не во всем нам доверяют. Оно и понятно, помимо наших (успешных) книг, в 2014 были попытки «делать страшно» и от других товарищей. И, мягко говоря, не всегда успешные. Тут и ряд книг серии Myst, скатившейся до тиражей в 1500 экз., и две-три книги Игоря Колосова... И прочие.

Тем не менее, работа идет. На рассмотрении в одном издательстве находится авторский сборник Дмитрия Тихонова. Для другого издательства я готовлю сборник себя любимого. Впрочем, делаю я это не только из большого и светлого чувства к самому себе, но и потому, что там есть готовая концепция, которая имеет, на мой взгляд, хороший коммерческий потенциал. А ведь от продаж этих сборников будет зависеть судьба сборников других авторов, как от продаж «13 маньяков» будет зависеть судьба «13 ведьм».

Также сейчас рассматриваю подборки рассказов Александра Матюхина, Александра Подольского и Владислава Женевского — считаю, все они (особенно Женевский, с его-то своеобычным, неповторимым стилем!) уже доросли до собственных авторских сборников. Что касается романов, то мне прислали несколько, но один я уже отсеял — там есть потенциал, но вещь требует сильной переработки. На очереди еще парочка, по которым я пока ничего сказать не могу, так как не смотрел еще, не углублялся. Романы нам, конечно, нужны.

 

Немного уже об этом рассказал, но все же, какие планы лично у тебя как у писателя?

Я бы не хотел смешить бога, поэтому насчет каких-то конкретных произведений ничего говорить не стану. В моих планах на этот год или на следующий — издание авторского сборника «Зона Ужасов» с лучшими и новыми, специально для этой книги написанными рассказами. При этом старые вещи я серьезным образом перерабатываю — мне хочется, чтобы эта книга полюбилась читателям. Делаю все, чтобы в будущем покупатели не пожалели потраченных денег. И хотели еще.

У нас с Максимом Кабиром есть идея создать книгу в духе сериала «Байки из склепа» — мы оба «тащимся» от этого старого шоу, оба ценим и любим творчество Роберта Блоха, его полные черного юморка рассказы. И нам обоим нравится то, что мы пишем, то есть я понимаю «фишки» и стеб Максима, а он ценит мои шуточки и примечает какие-то отсылки, аллюзии. Вот в таком ключе, быть может, сделаем книгу двух авторов, сборник легких, веселых, но страшных ужасов. Рабочее название — «Голоса из подвала». Я планирую также участвовать в отборе на ССК 2016, и вообще хочу продолжать писать рассказы ужасов, но также — замахнуться на повесть или роман. Кое-что в этом направлении уже сделано, в январе был написан очень большой для меня рассказ «Страна тараканов», по объему — считай маленькая повесть. Он, надеюсь, войдет в «Зону Ужасов». И, поскольку это чистейший, незамутненный хоррор, то я надеюсь, этот рассказ этот сборник украсит, наряду с уже имеющим некоторую известность «Мостом» и другими вещами.

Чего я не планирую — это участия в будущих сборниках Маши Артемьевой. Ничего личного, просто пока у меня нет на это времени, а свежие рассказы я бы хотел приберечь для своего авторского сборника. Плюс, ее будущая антология, «Темная сторона Сети», будет включать мой рассказ «Кто-нибудь, помогите!», но это не совсем то, чего я хотел. На самом деле, мне эта вещь не нравится, и я хотел ее переписать, переделать. Хотел забрать из сборки Артемьевой, но Мария была, насколько я знаю, сильно против. Что ж, пусть так. Но я заранее извиняюсь перед теми читателями, кому этот маленький рассказик не понравится — у меня, к моему сожалению, не было времени и возможности его переделать так, как я того хотел. Впрочем, может быть, эта вещь кому-то придется по душе — по крайней мере, хотелось бы надеяться на это.

Иллюстрация к рассказу «Мост».

В качестве итога. Какой тебе видится наиболее оптимальная ситуация на рынке отечественного книжного хоррора? Не давая прогнозов, а просто — как бы тебе этого хотелось? Много авторов и много серий или несколько проектов, но берущих высоким уровнем? Или вообще что-то другое?

Я стремлюсь к тому, чтобы наши жанровые книги заняли эту нишу. Это то, что мы можем и должны сделать. А глядя на нас, другие тоже что-то будут делать. И, быть может, у кого-то получится не хуже или даже лучше. Так всегда бывает. Посмотрите, еще год тому назад антологии русского хоррора были не в чести, но после «Пазла» и «Самой страшной книги 2014» появились «Альфа-самка», «Темная сторона дороги», где-то рядом возникла «Темная сторона города» — книга другого жанра в принципе, но очевидно «глядящая» в нашу сторону. «Эксмо» не шибко умно и не шибко удачно на мой взгляд взялись паразитировать на успехе «Пазла», штампуя книги «Апостолов тьмы», но так и не рискнув пойти дальше. Параллельно редакция «Жанры» выпустила книги Романовой и Бобылевой, а ведь это сборники рассказов. То есть, как минимум, многие поняли, что такой формат — антологии страшных рассказов отечественных авторов и вообще русский хоррор — имеет потенциал. Пока не все и не всегда удачно этот потенциал реализуют, вредя и нам, на самом деле. Но что мы можем с ними поделать? Наш путь — делать и дальше хорошие книги, продвигать их, развивать наш успех. У нас хорошая база для этого, и эта база растет из года в год — у вебзина DARKER все больше подписчиков, у сайтов сети Horror Web все выше посещаемость. И своими книгами мы зарабатываем сейчас репутацию — и себе самим, и жанру в целом. И пока у других тиражи падают, нам удается невероятное — тиражи наших книг растут. Значит, у нас получается.

Главное — не стоять на месте. И мы стараемся делать свое дело лучше. По крайней мере лично я — очень стараюсь.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх