DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Павел Лагутин: «Тянуло к страшному…»

Позади те времена, когда художнику в России, из-за малых возможностей для самореализации, приходилось уходить в другие отрасли. Нынче простор для применения своего творчества куда значительнее, так что сегодняшние мастера планшета, могут раскрываться уже в своей стезе, благо интернет им здесь во многом друг и помощник. И в двойне отрадно, что в родном отечестве находится немало по-настоящему талантливых людей, умеющих и желающих трудиться, любящих темный жанр как любим его мы и работающих на продвижение одной из его многочисленных граней. DARKER представляет вам интервью с одним из них - талантливым художником и оригинальным фотографом Павлом Лагутиным.

Павел Лагутин, автопортрет

Павел, расскажите нашим читателям немного о себе, с чего все начиналось.

С детского воображения, напуганного всякими бабаями и прочими злыми существами, которые заберут меня, если я не буду вести себя хорошо - я много хулиганил. Еще в садике любил рисовать драконов. В советское время, не помню, чтобы даже было такое слово, единственный дракон которого все знали, был трехголовый Змей Горыныч. Он обитал всюду - в книжках, в мультиках, в сказочных фильмах. Затем, еще в старшей группе садика, меня отдали в школу искусств, где помимо рисования были танцевально-музыкальные уроки. Рисовать мне нравилось больше и так как детей особо не мучили натюрмортами, я конечно рисовал Змея Горыныча и этим беспокоил преподавателя. Чуть позже увлекся динозаврами, фанател очень сильно, но информации по ним почти не было. В моём детстве вообще чувствовался большой дефицит на интересные для меня вещи, приходилось ходить в читальный зал библиотеки и срисовывать динозавров оттуда.

В какой момент ощутили себя художником и поняли, что это именно то, чем хотите заниматься и впредь?

Первый курс института. Думал стать архитектором, так как желания быть художником не было - в России в то время были слабо развиты отрасли, где бы можно было себя легко реализовать в арте. Поступил на промышленное и гражданское строительство и немного помучившись с учебой, нашел отдушину в рисовании, которое, до того момента, я давно забросил. Рисовал персонажей из любимых игр - тогда это были файтинги «Mortal Kombat» и «Killer Instinct». Результаты нравились, наверное в тот самый момент и почувствовал себя художником - хотелось как-то выделиться из толпы своими умениями, но о профессии пока не задумывался.

Чуть позже получил первый компьютер, открывший для меня новые горизонты, особенно впечатляла возможность быстрой редактуры. На втором курсе я окончательно разочаровался в учебе и захотел развиваться в рисовании и дизайне.

Насколько имеющееся у вас начальное художественное образование помогает в работе? Бывало, что ловили себя на мысли о его нехватке или наоборот бесполезности?

Что-то это наверняка дало, набило руку и развило мышление, но вынес я из него не многое, хоть и проучился десять лет. Если в девятнадцатилетнем возрасте, когда заново самостоятельно учился рисовать, я не помнил что такое теплые и холодные цвета, то можно сделать выводы насколько я забыл учебу, если даже основы стерлись из памяти. Сами посудите, рисование всегда представлялось развлечением и это не казалось нужным в будущем, уроки не воспринимались так серьезно, как если бы их слушал уже вполне взрослый человек, который решил серьезно этим заниматься. Тем более я использовал художку как вторую школу, где можно похулиганить. В обычной школе я этого не позволял, а из художественной был два раза близок к отчислению из-за поведения.

Как и с помощью чего работаете?

Обычный персональный компьютер, графический планшет Wacom A4. Из программ, в большинстве случаев используется Photoshop.

Для художника и любого другого представителя творческой профессии, очень важно иметь свежее видение и много идей. Что является вашими источниками вдохновения: кино, литература, музыка, путешествия?

Для меня в первую очередь источником вдохновения являются работы других художников, с самого детства любил чужие картины, восхищался ими и хотел рисовать точно так же, эта мотивация во мне осталась и до сих пор. Кино очень сильно помогает получить энергию для творчества, а музыка держит в нужном настроении, когда рисую. Книги я почти не читаю. Образы чаще приходят сами по себе, во время стрессов, либо спокойно разрабатываются в уме.

В одном из интервью, вы вспоминаете, что на уроках в детской художественной школе любили «рисовать и лепить монстров с кровавыми сценами». Уже в ранние годы тянуло к ужасам или это скорее баловство? Считаете ли вы сами, что часть ваших работ можно причислить к хоррору?

Тянуло к страшному, а баловством было то, что хотелось получить реакцию от учителя. Из ранних случаев именно такого притяжения - дохлая кошка во дворе, её долго не убирали, и она мумифицировалась на жаре, скелет очень хорошо проглядывался, и я ходил на неё смотреть. Для ребенка довольно необычно было самому понять, что внутри красивых существ находится такое страшилище - так я воспринимал скелет. Я думаю, что некоторые из моих работ можно было бы причислить к хоррору, но я очень жалею, что до сих пор не найду время сделать новые, более интересные и жуткие работы.

Как вообще относитесь к темному жанру, есть какие-то любимые фильмы, книги, игры?

Я его обожаю! Когда железный занавес упал, в бывший СССР начался наплыв зарубежных фильмов, и мы постоянно ходили в видеосалоны посмотреть что-нибудь интересное. И если комедии, фантастика, даже боевики (югославские вестерны или французские фильмы о бандитах) в советское время были на экранах, то ужасов никто не видел вообще. Они то и привлекли особое внимание. На первом месте у меня фильмы о зомби, стараюсь смотреть любые - даже самые плохие, на втором - слешеры, как серия «Пятница 13-е», «Техасская резня бензопилой», «Хэллоуин» и прочие. Из игр в этом жанре очень люблю «Silent Hill». Огромное удовольствие получил от серий «Doom», «Resident Evil» и «Dead Space».

Вы работаете хотя бы время от времени в традиционной технике рисования – кисти, мольберт, карандаши, листы бумаги – или сейчас вы только CG-художник и творите исключительно в графических программах? Вообще, ныне компьютер полностью исключает старую школу или в чем-то без нее не обойтись?

Для создания иллюстраций компьютер вообще вытеснил для меня реальные инструменты. Можно даже сказать, что если бы не компьютер, то я бы не стал работать художником. Но иногда мне нравится возиться с краской для каких-нибудь поделок, к примеру, для декораций или реквизита.

А как относитесь к высказываниям некоторых художников и их поклонников о том, что в компьютерном арте нет души, он неестественен, искусственен?

Если они считают, что душа арта находится в самой краске или грифеле, а не образах который рисуется, то они не художники - а маляры, раз интересует сам материал и они так на нём зациклены. По логике, из их высказываний следует, что цифровая копия реальной картины потеряет свою душу при просмотре её на экране монитора, а это равносильно поверью дикарей о том, что если их сфотографируют, то украдут душу. Я считаю, что душа арта в образах, которые рисуются. Неважно чем.

В каких достаточно крупных проектах вам уже довелось участвовать?

Обложки для разных компьютерных игр, самая известная из них это «Дневной Дозор». Недавно фотография с кровавыми бензопилами попала на обложку альбома "Bloodshed" рэпперов из США Bloody Monk Consortium, и хотя я не фанат хип-хопа, но этот альбом раз двадцать послушал - он очень мрачен.

Вообще регулярно разные начинающие группы просят использовать мою работу на обложку их первых альбомов - я не отказываю, мне это очень приятно, тем более, если их музыка мне нравится. Для кино приходилось рисовать эскизы Рая, который был в картине "Самый лучший фильм", а этой весной в Чехии вышел на экраны мультфильм "Автомобильные сказки", для которого я рисовал фоны, текстуры и разные элементы декораций.

Несколько моих работ попало на книжные обложки - в основном фантастика, я за этим сильно не слежу и не всегда вспоминаю.

Комиксы были на раннем этапе работы - мне довелось поработать в самом начале в комикс-студии, где меня многому научили.

Немало приходилось делать работы по требованиям: иллюстрации в различных стилях, фотографические иллюстрации, иногда подключал 3D графику. Полученный опыт позволяет воображению разгуляться, когда одну идею можно воплотить целиков нарисовав, другую - сделать фотоработой для которой создается декорация, предметы, а то что невозможно сделать, просто дорисовывается.

Работая в условиях поставленной проектной задачи, приходится отталкиваться от производственных сроков. Временные рамки вам мешают или наоборот мобилизуют? Как выходите из ситуации, если нет вдохновения, а впереди дедлайн?

Временные рамки очень напрягают, но я стараюсь узнать у заказчика когда дедлайн, чтобы сделать работу спокойно, пока время еще есть. Хотя иногда бывает интересно работать на скорость и удивляться самому себе. С вдохновением проблем у меня нет, за столько лет работы уже научился настраивать себя на нужный лад, к примеру громкая тяжелая музыка очень меня стимулирует.

Есть что-то в вашем творчестве, что вы бы сами хотели подтянуть, улучшить? Как вообще совершенствуетесь?

Конечно бы хотел подтянуть рисование в реалистичном стиле и в анимационном чувствовать себя поувереннее. Я привык учиться рисовать путём рассматривания чужих работ. Когда я начинал - это было конец 90-х готов, интернет был дорогим и в нем не было никаких уроков и даже форумов. Найдешь понравившуюся картинку и смотришь на неё, думая как художник мыслил и как рисовал. Бывало, часами рассматривал одну работу на мониторе в темноте, чтобы "озариться".

Какой подход вам ближе – быть фрилансером, так скажем, свободным художником или все же находиться в штате какой-то команды с регулярными творческими задачами?

Быть фрилансером - мне нравится работать в ненормированном графике без присмотра.

На ваш личный взгляд и опыт, сейчас требуются больше универсалы или все-таки профессионалы в какой-то конкретной области?

Смотря где. Большой студии нужны люди под узкие задачи, чтобы их "машина" работала и выдавала результат, а маленьким студиям и одиночкам как раз нужно быть самим той самой "машиной" и уметь выполнять все задачи, чтобы выдать результат. Поэтому надо определиться, где и как человек хочет работать и развиваться в этом направлении - либо становиться специалистом в одной области, либо "человеком-оркестром".

Есть ли среди современных отечественных и зарубежных художников, творчество тех, кого можете выделить особо?

Мне интересно творчество очень многих зарубежных художников - японских и американских, но если бы пришлось возвести на престол только одного, то для меня это был бы, несомненно, Craig Mullins - один из первых успешных компьютерных художников на Земле, своими работами он вдохновил очень многих цифровых художников и его вклад неоценим.

Большие художники нередко вкладывают особый смысл и символизм в свои работы. Есть ли такое и у вас?

Иногда я люблю дразнить зрителя двойными смыслами, когда в работе на первый взгляд есть один смысл, который легко просматривается, а на самом деле там другой - посложнее. К примеру, косоглазый медвежонок Купидон, который висит на ветке перед искалеченной толпой медведей желающих его убить. В основном зрители жалеют несчастного Купидона, не подумав о том, сколько вреда и травм он нанес другим своим косоглазием и косолапостью.

Какому аспекту ваших работах вы уделяете наибольшее внимание?

Я хочу, чтобы в работе мне всё нравилось, порой даже не могу остановиться, пока есть что-то недоделанное, руки так и тянутся улучшить. Поэтому уделяю внимание всему.

У вас есть несколько работ созданных по мотивам известных вселенных – «Чужие», «Темный Дворецкий». Были какие-то заказы или просто тренировались?

«Чужих» я рисовал пока работал недолгое время в Чехии, где жертвой нужно было изобразить конкретного человека. Получается, что это заказ, в котором я использовал свою любимую тему. С Дворецким вышло довольно интересно - был спор, что парни не могут рисовать красивые платья, что есть такие темы, которые больше подходят для девушек-художниц. Рисовать роскошные платья это их конёк, и они в этом деле лучшие, а вот оружие и роботов - удел парней. Поэтому я выбрал «Темного Дворецкого», так как посмотрел его накануне, и он очень подходил для того, чтобы выдать достойный аргумент в споре. Но как всегда увлекся и наворотил деталей с шляпкой, плюс добавил несколько дополнительных фигур для сюжета о том, что эта работа - фотография с камеры Тальбо, которая фотографирует духов.

Помимо непосредственно живописи, вы серьезно занимаетесь фотографией. Расскажите об этой стороне вашего творчества.

Мой отец профессиональный фотограф, я с детства "на ты" с камерами и люблю фотографировать. Как и с рисованием, в какой-то момент у меня пропадало желание снимать, но позже я подумал, что можно совместить оба умения для создания интересных работ. Еще фотография для меня это способ заниматься активной физической работой подальше от компьютера.

Немалая часть ваших работ выполнена в формате «креативной фотографии» и сочетает в себе собственно фотографию и наложенную на нее графику. Это то, куда вы хотите двигаться дальше или просто эксперименты?

Наверное творческие эксперименты, чтобы посмотреть и показать что получится. Развивать это направление бы очень хотелось - я немного подучился в рисовании с момента последней фотоработы и надеюсь, что в будущем появится возможность создать что-то новое.

Принимали ли вы участие (быть может, выступали в качестве судьи) в каких-то художественных конкурсах, в том числе сетевых? Вообще считаете такую практику полезной?

Нет, насколько помню - ни разу не участвовал. Наверное, такое занятие не для меня. Оно больше подходит для тех, кто активно вращается в среде художников, а я в этом плане довольно необщительный человек.

Что для вас успех в профессии? И какие у вас творческие планы?

Для меня успех в профессии - это иметь возможность делать то, что нравится, как мне нравится и получать за это хороший гонорар.

Иногда получается и это очень приятное чувство. Думаю, что многие к этому стремятся.

В ближайшем будущем я хочу доделать свои небольшие проекты - несколько Flash-игр, которые начались давно и разрабатываются потихоньку, по мере возможности. В долгосрочных планах я пока не уверен, по опыту убедился, что любой план может кардинально измениться, но если выбрать что-то конкретное, то хотелось бы осуществить свою мечту по созданию музыки на компьютере.

Самый лучший совет, который вы когда-либо получал или хотели дать другим художникам?

"Если у тебя что-то в иллюстрации не получается, подумай хорошо над этим местом и оно будет самой лучшей частью в работе".

От себя мне сложно дать совет, не зная, кому именно он предназначается. Очень бы хотелось пожелать начинающим художникам тратить энергию в нужное русло. Жалко смотреть как талантливые люди тратят время и энергию на бесполезные, по моему мнению, развлечения, такие как социальные сети - многих они сильно засосали.

Помните, что интернет не только хороший помощник в творчестве, но и колоссальная помеха.

Большое спасибо за интервью. Желаем вам покорения новых творческих вершин!

Вам спасибо за интересные вопросы!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)