Дары Пандоры (Новая эра Z) / The Girl With All The Gifts (роман)

Автор: Майк Кэри

Жанр: зомби, хоррор, постапокалипсис

Издательство: Эксмо

Год издания: 2016 (в оригинале — 2014)

Серия: Современная зарубежная фантастика. Только бестселлеры

Переводчик: А. А. Доля

Похожие произведения:

Кровожадные толпы живых мертвецов порядком поднадоели и создателям, и аудитории зомби-хорроров. Сюжет вынужден строиться из стрельбы, спасения бегством и смерти с редкими вкраплениями любовных линий или социальных конфликтов. Тенденция находить в живых мертвецах остатки человечности коренных изменений не принесла (по мнению некоторых критиков, неудачные эксперименты вроде «Тепла наших тел» способны полностью угробить жанр). Майк Кэри, автор романа «Дары Пандоры», умеет вдыхать новую жизнь в приевшиеся образы. Когда-то он превратил классического дьявола в обаятельного плейбоя (комикс, а впоследствии сериал «Люцифер»). С зомби повторить фокус не удалось, но результат получился весьма впечатляющий.

Первый урок, первый звонок, первый учитель… Казалось бы, всему этому нет места в атмосфере зомби-апокалипсиса, но на военной базе вдали от опустевших городов благополучно действует школа. Вот только учеников, крепко привязанных к креслам, из камер в классы доставляют под конвоем. Меры предосторожности вполне оправданы: азы наук здесь постигают не просто мальчишки и девчонки, а маленькие зомби.

Вернее, слово на букву Z в «Дарах Пандоры» не встречается — его заменяет понятие «голодные». Это не просто игра слов или пламенный привет «Ходячим мертвецам». В отличие от классических зомби, «голодные» — это не ожившие трупы, а живые люди, заражённые грибком офиокордицепсом. Впрочем, никого из них спасти уже не удастся. Грибок проникает во все системы организма. Размножается он в слюне, а передаётся через укус. Ведут себя «голодные» примерно так же, как привычные живые мертвецы. Только они сочетают особенности «быстрых» и «медленных» зомби: в обычном состоянии равнодушно стоят на месте, но, почуяв запах жертвы, начинают стремительно её преследовать.

Из общей картины выбиваются лишь некоторые дети. Хотя они заражены грибком, им удалось сохранить сознание. Нормальными людьми их это не делает: стоит рядом появиться человеку, необработанному специальным зэд-блокатором, и проблески разумности тут же сменятся кровожадными инстинктами «голодного». Именно такие дети учатся на базе. Главная героиня, Мелани, выделяется среди них высоким интеллектом и живым любопытством. Она не раз ставила учителей в тупик каверзными вопросами и редко получала исчерпывающие ответы, ведь самые новые учебники были изданы тридцать с лишним лет назад. Больше всего Мелани нравятся уроки мисс Джустин — красивой и умной женщины, которая читает на занятиях сказки и мифы, развешивает картины на стенах и видит в своих учениках детей, а не «голодных».

Для остальных учителей Мелани и её одноклассники — просто объект исследования. Уроки нужны лишь для того, чтобы выяснить, как «голодные» усваивают и передают информацию. Одними наблюдениями дело не ограничивается. Иногда кого-то из детей отправляют в лабораторию, где доктор Колдуэлл вскрывает им черепа для детального изучения мозга. После её опытов никто не выживает. Мелани тоже чуть было не угодила под скальпель. Девочку спасло самоотверженное вмешательство мисс Джустин и нападение на базу юнкеров — «диких людей», обитающих вдалеке от организованных убежищ и промышляющих разбоем.

Доктору Колдуэлл, мисс Джустин, сержанту Парксу, рядовому Галлахеру и Мелани приходится покинуть разгромленную базу и отправиться на Маяк — крупный и хорошо укреплённый город. Вынужденное путешествие, имеющее вполне определённую цель, быстро становится сродни сказочному походу туда, не знаю куда. Путь полон опасностей, а связь с пунктом назначения давно потеряна. По дороге Мелани удаётся взять под контроль ту «часть внутри неё, которая только и хочет, что есть-есть-есть». «Очеловечивание» проявляется не только в способности не нападать на людей. Когда маленький отряд несёт первую потерю, именно Мелани напоминает остальным о необходимости похоронить мертвеца: «Вы должны чтить павшего солдата!» (как тут не вспомнить антропологов, считающих возникновение погребальных обрядов отправной точкой человеческой культуры?).

Контроль над инстинктами и наличие моральных принципов становятся сущими мелочами по сравнению с грандиозным открытием. Мелани находит способ, как создать новый мир. Её идея жестока и парадоксальна, зато действенна: «От голодной чумы нет лечения, со временем она сама становится своим лечением».

Автора, в творческом багаже которого комиксов гораздо больше, чем чисто литературных произведений, так и тянет обвинить в картонности персонажей и упоре на зрелищность. Майку Кэри блестяще удаётся избежать обеих опасностей. Внутренний мир героев его книги прописан подробно и убедительно. Размышления Мелани, с интересом постигающей окружающий мир и мечтающей стать героем для любимой учительницы, поражают искренностью, глубиной и по-настоящему детской наивностью. Раздумья рядового Галлахера, навеянные видами заброшенного города, могут неприятно уколоть представителя современного общества потребления: «Как будто люди до Катастрофы только тем и занимались всю жизнь, что строили себе коконы из мебели и украшений, книг и игрушек, фотографий и любого другого дерьма, что им удавалось найти. Как будто они надеялись переродиться в этом коконе. Некоторым из них это удалось, конечно, но немного не так, как они рассчитывали».

Майк Кэри, стремясь придать истории формат 3D — сделать её более объёмной и разносторонней, ведёт повествование от лица то одного, то другого персонажа, чтобы читатель понял и прочувствовал циничный прагматизм доктора Колдуэлл, грубоватую предусмотрительность сержанта Паркса, непоколебимую принципиальность мисс Джустин… Здесь автора подводит слишком чёткая расстановка акцентов — очень уж заметны его симпатии к Мелани и мисс Джустин. Несмотря на очевидную пристрастность, очень интересно наблюдать как развиваются их отношения, как наивная девочка стремительно взрослеет и в какой-то мере превосходит своего учителя, ведь именно Мелани удаётся понять, что спасать надо не человечество, а человечность.

Начало истории вышло интригующим и захватывающим. Середина немного провисает, зато нокаутирующая концовка спасает положение. Нельзя сказать, что «Дары Пандоры» стали одним из лучших зомби-хорроров или обозначили новое направление в разлагающемся жанре, который, подобно живому мертвецу, нетвёрдой походкой плетётся на поиски новых читательских мозгов. Книга содержит в меру напряжённых моментов, трогательных сцен, стремительного экшена и даже пищи для размышлений — не зря же в ней столько мифологических отсылок. Педагоги смогут извлечь из романа Майка Кэри ещё и ценный урок: если как следует выполнять свою работу и искренне любить детей, то шансы на выживание в зомби-апокалипсисе существенно повысятся. 

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх