ГОЛЕМ

Ищейки в Риге / Hundarna Riga (роман)

Автор: Хеннинг Манкелль

Жанр: детектив

Издательство: Иностранка, Азбука-Аттикус

Цикл: «Комиссар Курт Валландер»

Год издания: 2013 (в оригинале — 1992)

Перевод: Е. Серебро, Е. Ермалинской

Похожие произведения:

  • Стиг Ларссон «Миллениум» (цикл романов)
  • Ю Несбё «Харри Холе» (цикл романов)

Иногда бывает, что проблемы возникают на ровном месте, приходят, откуда не ожидаешь — например, приплывают на спасательном плоту. Два трупа — молодые мужчины, в дорогих костюмах и с пулевыми отверстиями во лбу — могло прибить к любому берегу. Эстония или Финляндия, Польша или Дания, но попутный ветер и судьба рассудили иначе. Плот с мертвым экипажем пришвартовался в Швеции, и старшему комиссару криминальной полиции Курту Валландеру было на роду написано расследовать это загадочное дело. Знал бы Курт, куда заведут его поиски и сколько смертей еще потянет за собой поросший мхом плот.

Начиная со второго романа серии, Манкелль выходит за границы родной страны. Если норвежский писатель Ю Несбё баловал Харри Холе командировками в Австралию и Таиланд, то Хеннинг Манкелль уготовил для своего подопечного не самый лучший курорт. Основная масса событий разворачивается в столице Латвии — Риге. «Чего же тут плохого? — удивится современный турист. — Вполне приличный европейский город со своим шармом и обаянием». Несомненно. Но Валландеру не повезло с временным периодом — события в книге развиваются в критический 1991 год, Советский Союз в агонии и вот-вот начнет распадаться. Валландер — человек провинциальный, со своими мелкими житейскими заботами. Его интересы — дочь, отец и работа — редко распространяются за пределы указанного треугольника. А тут чужая страна. Чужая, непонятная и враждебная.

Читатель смотрит на советскую Ригу глазами Валландера и вместе с ним приходит в ужас от прибалтийского пейзажа. Столица Латвии тех лет в авторском описании Манкелля довольно мрачное и пессимистичное место. Автор практически не уделяет внимания красотам и достопримечательностям города, зато детально описывает всю подноготную. Богатые живут в шикарных особняках, где запросто можно заблудиться, бедные ютятся в обветшалых каморках, где в коридорах не разойтись даже двум астеникам (собственно, положение вещей, актуальное для нас и в нынешнее время). Всемогущий дух КГБ витает в каждом переулке. Люди боятся всего: собственной тени, а в особенности собственных слов. Атмосфера страха моментально пропитывает и сознание Курта. Название к роману подходит как нельзя лучше — ищейки — они повсюду, они следят и за чужими, и за своими. Латвия разрывается на две части: просоветскую и национально-освободительную. И Валландера угораздило попасть в самый эпицентр этого кровавого нарыва.

Как часто происходит, когда европеец пишет о нашей или другой чужой стране, акценты в мировой истории могут несколько сместиться. Так было у все того же Несбё в «Красношейке» и «Спасителе». Не исключено, что через Валландера Манкелль транслировал свое отношение к событиям прошлых лет.

«А еще он уяснил для себя, что роковое начало современной истории Латвии было положено весной 1945 года, когда немецкая военная машина была сломлена и СССР смог беспрепятственно занять Латвию и присоединить ее к себе. Попытка сформировать независимое правительство была жестоко подавлена, и армия освободителей с востока — в силу непреодолимой склонности истории к таким вот циничным поворотам событий — быстро установила в стране режим, который решительно и безжалостно душил латышский народ».

Но как бы читатель не относился к подобным пассажам, стоит признать, что роман в целом вышел удачный. Да, кого-то вполне может оттолкнуть излишняя карикатурность и однобокость, но если вы толерантны к подобному авторскому поведению и пришли исключительно за детективом — вы его получите. Сюжетная линия занятная и ближе к финалу обильно сдобрена экшеном. Образ Валландера понятен и близок, правда возникают периоды сомнения, когда такой образцовый и порядочный полицейский пускается в сомнительные авантюры и доверяет свою жизнь абсолютно незнакомым людям. Но чертоги души главного героя глубоки и полны противоречий. Да и любовь — мощнейший стимул.

Интересным образом дела у Валландера обстоят с женщинами. В первой книге цикла — «Убийца без лица» — Манкелль познакомил главного героя с новым прокурором в Истаде, красивой, педантичной, но замужней Аннет Бролин. Мы, люди привычные к такому делу, сразу посчитали, что это судьба и Аннет с Куртом ждет долгий, накачанный ссорами и примирениями роман. Но нет, автор пошел иным путем, более жизненным и реальным. Валландер оказался человеком влюбчивым, наивным и даже романтичным. С Аннет у них ничего не вышло (во всяком случае, пока), а на горизонте нарисовалась новая барышня — Байба Лиепа — вдова латвийского полицейского. И здесь, похоже, все всерьез и надолго.

В итоге моток злодеяний, который выходит на свет Божий из морской пучины вслед за проклятым плотом, растягивается на многие и многие километры. Это история не об одном запутанном и изощренном убийстве, как у Агаты Кристи. Сам того не понимая, Валландер сражается с целой системой, с отточенным криминальным механизмом. Шведский полицейский случайно вклинивается в смазанные шестеренки и нарушает привычный ход вещей. А на кону в этой игре не только жизнь самого Валландера, но и судьба всей Латвии. Круг подозреваемых невелик, главное не ошибиться с выбором, ведь тот, кому ты доверяешь, может запросто оказаться ищейкой. Ищейкой с зажатым за спиной пистолетом.

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх