DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ

Пьеса для героя с айфоном

Комьюнити (роман)

Автор: Алексей Иванов

Издательство: «Азбука», «Азбука-Аттикус»

Жанр: мистика, триллер

Год издания: 2012

Похожие произведения:

  • Альбер Камю «Чума»
  • Эдгар По «Маска Красной смерти», «Король Чума».
  • Сергей Минаев «Духless»
  • Виктор Пелевин «Generation П»
  • Ольга Онойко «Море имен»

Алексей Иванов, которого критик Лев Данилкин назвал «золотовалютным резервом русской литературы», успешно продолжает осваивать нетипичные для себя направления современной литературы и играть с целевой аудиторией.

Если в предыдущем романе «Псоглавцы», выпущенным под псевдонимом Алексей Маврин, он ориентируется на жанр триллера для подростков, то в «Комьюнити» автор пытается играть на поле романа a-la Сергей Минаев, с его обличающей патетикой, повествующего о нелегкой и насыщенной жизни менеджеров среднего звена.

Главный герой - Глеб Тяженко - топ-менеджер московского медиа-холдинга, хипстер и циник. Он реализует свою мечту, мечту провинциала о жизни премиум-класса: престижная работа, квартира в столице, брендовая одежда и парфюм. Его жизненная позиция проста: «Я через жопу вывернулся, в лепешку разбился, и я, бля, победил. Я здесь!»

Сюжет романа развивается вокруг двух «точек сборки». С одной стороны - интрига, связанная с дележом наследства талантливого айтишника и одного из создателей холдинга, где работает Глеб. С другой - загадочные события, происходящие с участниками сообщества в социальной сети, которое модерирует герой. Две эти линии связаны образом Чумы, которая решила посетить Москву, как некогда господин с разным цветом глаз. Детективно-мистическая интрига разворачивается на фоне столицы, охваченной лихорадкой митингов.

Автор с педантичностью хирурга препарирует героев нашего времени, составляющих новую формацию – «креативный класс». Успешных или только стремящихся к успеху, привыкших по каждому поводу нырять за справкой в Сеть. Для которых Москва - это Мекка, а принадлежность к корпорации, возможность маркировать себя знакомцем Артемия Лебедева и Антона Носика - мерило жизненного успеха. Иванов акцентуализирует, временами доводя до абсурда, две страсти - жажду и страх. Именно они, как шлейф, во все времена, сопровождали деву Чуму (у автора - Королеву). Неутолимая жажда осуществить свои желания любой ценой толкает персонажей в чужие постели, к предательству и убийствам. Страх потерять достигнутое, оказаться в страшном Замкадье, куда в финале Глеба увозит демон Абракадабра, управляет жизнями новой элиты.

Выбрав в качестве центральной фигуры человека склонного и к самолюбованию, и к самокритике, автор получает возможность критиковать и узость провинциального мышления, и снобизм московской креативной тусовки.

Чуму, как образ уничтожения себя и уничтожения всего, что мешает достичь цели, А. Иванов, вслед за А. Камю, использует как метафору. Играя, он то примеривает ее поочередно к разным персонажам, подкидывая читателям подсказки, кто же является Чумным королем, человеком, который ценой жизни других, выкупает свою; то, обобщая, фактически ставит знак равенства между черной смертью и Интернетом, делая «уютный бложик» разносчиком болезни, убивающей в реальности. С линией тематического сообщества в сети связана критика «электронного интеллектуализма», представители которого мыслят по схеме «прикол-креатив»: откопал что-то интересное, поделился с собратьями, забыл. Автор проецирует эту модель и на оффлайновую жизнь героев, для которых оппозиционные митинги один из вариантов флешмоба, позволяющий удовлетворить чувство причастности к социальным изменениям.

Язык романа прост, как комменты под твитом, или тексты плакатов на митинге, что позволяет в полной мере ощутить «реальность» происходящего, прочувствовать тот эрзац, который герои называют реальностью. Персонажи, несмотря на «посконную жизненность» ситуаций, в которых они существуют, не вызывают сопереживания. Автор создает физиологический очерк, моментальный слепок реальности, как он ее видит, зеркало. Возможно, именно поэтому роман вызвал неоднозначную реакцию у читающей и критикующей публики. Очень немногим хочется, заглянув в зеркало, увидеть кривую углозубую ухмылку демона. Лучше пойти написать в любимый бложик что-нибудь креативненькое.

Комментариев: 6 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 01-02-2013 20:32

    Немного не в моем вкусе подобные вещи.

    Учитываю...
  • 2 Пётр Перминов 21-01-2013 19:15

    "Псоглавцы" понравились больше. А вообще, оба этих романа про дэнжерологов - вещи несколько не-ивановские. Не его это территория.

    Учитываю...
  • 3 OldFisben 20-01-2013 12:37

    Иванов могуч. Но данжэрологи весьма средние. Для Иванова, конечно. С Пелевиным сходство только умозрительное.

    Учитываю...
  • 4 Парфенов М. С. 20-01-2013 12:35

    Насколько понимаю, автор ударился в политику. Не зря его так любит Чубайс.

    Учитываю...
  • 5 ilya_pivovarov 20-01-2013 12:28

    Мне вот непонятно - как книга этого автора оказалась здесь? Это ведь не Щеголев, не Старобинец, не Варго даже. Это просто неумелое подражание Пелевину и Минаеву, "Поколению П" и "Духлессу" соответственно! Псевдоинтеллектуальная молодежная фигня, написанная свиньей, которая сидит себе и философствует.

    Учитываю...