Утром, днём и вечером детская пиццерия живёт весёлой жизнью. Дети сидят с родителями за столами и поедают различные вкусности – развлекают их четыре аниматроника на сцене, иногда с ними играют. Здесь всегда шумно, царит атмосфера веселья и празднества. Казалось бы, настоящий рай для детей и взрослых, которые нашли идеальное место для времяпрепровождения с отпрысками. Однако никто не догадывался о том, что ночью здесь царит совершенно иная атмосфера. Залы, коридоры, кухни погружены во тьму. Едва видимый лучик света падает на стоящих в неподвижности на сцене аниматроников, освещая их еле видимые силуэты. Казалось бы, всё мертво, и так будет до наступления нового дня…

Так думал Майк Шмидт, устраиваясь на, казалось бы, совершенно плёвую работу – ночным сторожем. Придя в первый день, он, расслабившись, готовился встретить последующие шесть часов в спокойствии. Но когда, глядя на камеры, заметил, что одного аниматроника нет на месте, то неслабо удивился. А когда, спустя некоторое время, увидел его стоящим около двери охранного поста, то понял, что наступил его самый худший кошмар в жизни. Заяц стоял неподвижно, в той же позе, что и на сцене. Его механические, казалось бы, безжизненные глаза смотрели на Майка со злобой и ненавистью, как у хищника, наконец-то загнавшего жертву в угол. И тут на столе затрезвонил телефон.

Сработал автоответчик, и звонивший, без каких-либо прелюдий, в спешке посоветовал Майку действовать – поскорее закрыть дверь, нажав на кнопку на стене рядом с ней, и ждать, пока чудовище уйдёт. Охранник торопится исполнить совет, даже не задумываясь о том, кто звонит и какие цели преследует, и с замиранием сердца ждёт, пока кролик уйдёт. На его удивление так и происходит – шаги удаляются. Майк расслабленно выдыхает и бросает взгляд на камеру, где к возникшему ужасу видит, что и второй аниматроник покинул место и, как и первый, спешит к Майку, но уже с другого коридора. Он знает, что делать, и действует незамедлительно. В этот момент свет в комнате начинает мерцать, камеры на мониторе то появляются, то исчезают. Не понимая в чём дело, Майк смотрит на приборную панель на столе. На маленьком мониторе мигает значок батарейки. Осталось 10 процентов. А когда энергия иссякнет полностью, то свет погаснет, двери откроются, и механические чудовища заберут его с собой. Или ещё хуже. Майк, почувствовав панику, сразу же берёт себя в руки. 10 процентов… Но он не собирается сдаваться просто так.

FNAF

Именно в таком тоне и выдержана знаменитая серия «Five Night’s at Freddy». За короткий промежуток времени она стала популярной в кругу любителей хоррора и «летсплееров», у неё появилось множество восторженных поклонников, которые изучают видеоигры на наличие многочисленных «пасхалок», сюжетных теорий и просто наслаждаются неповторимой атмосферой. За два года вышло четыре игры серии (плюс одна не каноничная), и каждая нашла поклонника и ненавистника, сравнивающего её с предыдущей или следующей частью. Казалось бы, что такого особенного в этой серии, что она завоевала такую популярность?

Ответ следует искать у разработчика – Скотта Коутона, независимого программиста, который до первой части старался создать идеальную для себя игру. Его идейным вдохновителем стала пиццерия, куда маленький Скотт регулярно ходил вместе с родителями, где, как в игре, присутствовали аниматроники. До сих пор неизвестно, пугали ли они его, или же ему было интересно сделать их самыми страшными противниками, но, тем не менее, именно они стали главными врагами. Второй источник вдохновения – собственные сны. Скотт признавался, что часто страдал кошмарами, где просыпался в собственной комнате и видел стоящего у двери аниматроника. Скомпоновав всё пережитое, Скотт приступил к разработке идеальной, по его мнению, игры, которая должна была стать его главной работой в жизни.

Разработка сопровождалась интересными фактами. Например, Скотт даже запускал небольшую аукционную компанию по сбору средств, но не получил ни цента, от чего какое-то время страдал депрессией. Дизайн же знаменитого аниматроника по имени Фокси получился в результате работы над моделью во время поездки. Ну а имена для героев Коутон придумал случайно – так сначала назывались 3d модели аниматроников, но он настолько привык к ним, что решил назвать так противников официально.

И вот, долгожданное событие случилось. 8 августа 2014 года «Five Nights at Freddy's» официально вышла в «Desura», а уже 20 числа в «Steam», предварительно пройдя проверку в «Greenlight». Затем поступили в продажу версии для «Android» и «iOS». И игра почти сразу же окупила себя. В первую неделю «YouTube» заполонили многочисленные обзоры, «летсплеи» и объяснения сюжетных теорий. Скотт и сам не ожидал, что проект так «выстрелит», хотя и верил в его успех.

Five Night’s at Freddy's

Итак, что же представляет собой «Five Nights at Freddy’s»? Это «point-and-click» хоррор с простой механикой, но довольно сложным игровым процессом. В наше управление попадает охранник, который устроился на ночные смены в местную пиццерию. В первое дежурство к нему в офис звонит неизвестный мужчина и предупреждает о возможной опасности: вышедших из-под контроля аниматрониках, которые, вопреки технике безопасности, должны быть активированы круглосуточно, дабы их механизмы не засорялись. Но вся беда в том, что роботы воспринимают любого человека как экзоскелет, который срочно нужно одеть в костюм, а значит герой в опасности.

Что мы имеем? Планшет, с помощью которого можно просматривать камеры (их восемь) и наблюдать за аниматрониками, чтобы вовремя не допустить их проникновение в офис. Если же это случилось, герою необходимо закрыть дверь (или двери, если враги заходили с двух сторон) и ждать, пока они уйдут. В чём сложность? Во-первых, энергия. Она тратится быстро, если использовать планшет и двери, а если ничего не трогать, то она уходит очень медленно. В последних уровнях, энергия будет уходить быстрее и быстрее, поэтому требовалась чёткая тактика и быстрая реакция на то или иное действие. Если энергия всё-таки кончалась, то свет гас, звучала мелодия «Тореадор», и через мгновение появлялся скример медведя Фредди. Конец игры.

И так – все пять основных уровней (ночей), плюс бонусный шестой (очень сложный) и седьмой специальный (можно выбрать частоту появления тех или иных аниматроников).

Five Nights at Freddy's

Во-вторых, сами аниматроники. Всего их четыре: заяц Бонни, курица Чика, лиса Фокси и медведь Фредди, ставшие после релиза объектами многочисленных фанатских артов. У каждого из них особая тактика, каждый идёт собственным путём к офису, что усложняет задачу, так как необходимо следить за несколькими роботами одновременно. Что интересно: заметив, что вы наблюдаете за ними, они замирают и смотрят прямо в камеру, что несколько замедляет их ход (но, тем не менее, они «ломают» камеру и идут дальше). Исключение – лиса Фокси. Игроку необходимо не допустить её выхода из «сцены», иначе за считанные секунды она прибегает (именно прибегает, анимация её бега – один из главных хоррор-элементов первой части, который нередко пугал) прямо в кабинет.

Вообще, среди фанатов именно первая часть считается самой страшной, а значит – и лучшей. Атмосфера была очень напряжённой и мрачной, и дело не только в жутких аниматрониках (хотя их скримеры поначалу пугают), но и в неявных деталях: тихих мелодичных звуках, доносящихся откуда-то со сцены, смехе Фредди, шагах, стонах аниматроников, газет с известиями о смертях детей. Вдобавок, в какой-то момент роботы странно дрожали и что-то говорили, при этом их речь была ускоренной и неясной. Всё это позволяло в полной мере окунуться в атмосферу, почувствовать себя на месте главного героя и испытать те же ощущения, что и он: страх и желание жить. После первого прохождения у вас в душе наверняка останется неприятный осадок, а темнота в вашем доме покажется пугающей.

Five Nights at Freddy's

В завершение всего – сюжет. С первого взгляда нельзя сказать, есть ли он у «Five Nights at Freddy’s». Казалось бы, завязка тривиальная, и служит лишь причиной для происходящих событий, но это на самом деле не так. Он есть, причём очень запутанный и загадочный. Подогревается этот факт многочисленными «пасхалками», встречающимися по мере прохождения: газетная вырезка с упоминанием некоего «Укуса 87», где ребёнку по неосторожности откусил голову один из аниматроников, странные надписи «It’s me», личность неизвестного звонившего и его дальнейшая судьба и прочее, что породило среди фанатов множество теорий происходящих событий. И именно в первой части были выявлены самые главные тайны, перекочевавшие далее: какой аниматроник совершил «Укус 87» и кто на самом деле за всем этим стоит?

Впрочем, «Пять ночей с Фредди» не всем пришлась по вкусу. Некоторые критики и игроки не оценили новинку из-за чересчур простого игрового процесса для хоррора. Казалось бы, что тут такого? Сиди, да тыкай в кнопки вовремя! Также ругали из-за высокой сложности и примитивной графики. Однако благодаря оригинальным находкам проекту от независимого разработчика удалось набрать популярность, поэтому Скотт в том же году принялся за разработку следующей части. Тем более что средства на неё уже были, а идей становилось всё больше.

«Five Nights at Freddy’s 2» вышла 11 ноября 2014 года в «Steam» и завоевала не меньшую популярность, нежели оригинал. Фанаты сразу же начали обсуждать игровые события, количество стримов и обзоров на «Ютубе» превысило всяческие нормы. Интерес к серии как никогда набирал обороты.

Сюжет второй части – приквел, который рассказывает о событиях 1987 года (когда случился «Укус 87»). Главный герой устраивается охранником в пиццерию «Freddy Fazbear's Pizza» и уже с первой ночи сталкивается с активным наступлением вышедших из-под контроля аниматроников. Несмотря на низкую зарплату и высокий риск, герой отрабатывает шесть смен и уходит, после чего заступает другой охранник (телефонный парень), а потом уже и происходит то самое кровавое происшествие, положившее начало таинственным событиям первой части.

Five Nights at Freddy’s 2

В плане игрового процесса сиквел совершил стремительный скачок, отчего общим осталась лишь концепция. На этот раз предстояло противостоять аж десяти кровожадным аниматроникам. К четырём знакомым добавились шесть новых – четверо из них оказались «обновлёнными» версиями первых, двое – совершенно новые и очень опасные враги. Цель по-прежнему та же – не допустить того, чтобы они добрались до вас. А сделать это можно было, лишь одевшись в маску Фредди (некоторые аниматроники принимали вас за «своего» и отступали), также требовалось освещать холл и вентиляционные шахты с двух сторон от протагониста. Кроме того, вовремя заводить шкатулку в одной из комнат, чтобы «босс», от которого нельзя спастись, не добрался до вас. В этом и заключалась вся сложность: нужно было не только отражать атаки, но и следить за тем, чтобы шкатулка не перестала играть, что превращало последние ночи в игру на реакцию. Получается, что «Five Nights at Freddy’s 2» – самая сложная часть серии (хотя некоторые считают таковой третью).

Также были добавлены мини-игры, появляющиеся между миссиями (не всегда) и выполненные в стиле игрушек на «Atari». В них надо было выполнять те или иные задачи, однако по большей части они несли в себе лишь сюжетные нагрузки, только путая и без того обрывочный и непонятный сюжет. Но, тем не менее, именно они позволили раскрыть некоторые сюжетные детали. Так, в них появился таинственный Фиолетовый Человек, ответственный за многочисленные убийства детей, что навело на мысль о его участии в «Укусе 87» (это до сих пор не подтвердилось). Была даже теория о том, что это телефонный парень, помогающий в течение всех пяти ночей. Дело в том, что в шестой (дополнительной) он говорит о том, что поменяет нас на следующую ночь, а седьмая ночь, как известно, настраиваемая – имелась возможность выставить частоту появления того или иного аниматроника, – что навевало мысль о его возможности регулировать их как вздумается. Подогревалась эта теория его фигуркой, в руке которой была вещица, похожая на телефонную трубку.

Сюжет второй части породил дополнительные лейтмотивы для поиска многочисленных теорий. Несмотря на это, он в первых двух играх имел немало «дыр» (а именно: почему аниматроники из оригинальной части выглядели хуже? откуда появились другие аниматроники и почему они пытались убить героя, ведь в них не были заточены души детей?), поэтому вся надежда была на грядущую третью часть, разработку которой Скотт начал сразу после выхода второй.

Прошло пять месяцев, и третья часть «Five Nights at Freddy’s» наконец-то вышла в «Steam» и сразу же заняла первое место по количеству продаж (переплюнула даже «Counter Strike Global Offence»). С этого момента до сих пор ведутся споры о том, стоит ли её считать революцией или деградацией серии?

Five Nights at Freddy’s 3

Что принесла третья часть? Во-первых, сюжет переносил нас аж на тридцать лет после событий оригинала. На этот раз мы были в роли безымянного ночного охранника, страдающего нервным заболеванием. Ему поручили сторожить заброшенный парк аттракционов, построенный на месте бывшей детской пиццерии (той самой). На вторую ночь к нему привезли единственного аниматроника – Спрингтрапа, который по традиции всячески пытался добраться до героя. Тот, вооружённый звуковым модулем и камерами слежения, противостоит ему, однако страх перед механическим врагом то и дело порождает чудовищные галлюцинации в виде знакомых нам аниматроников, что очень сильно мешает. А дальше всё стандартно: пять основных ночей, шестая кошмарная и седьмая настраиваемая. Между уровнями появляются различные мини-игры, в которых всех аниматроников разбирает тот самый Фиолетовый Человек. Есть ещё скрытые мини-игры, прохождение которых не несёт особого сюжетного смысла, но позволяет получить в итоге хороший финал.

Во-вторых, игровой процесс изменился лишь отчасти, но в сторону усложнения. Суть та же – смотрим в камеры, ищем врагов, если видим проявления галлюцинации – быстро переключаемся, иначе глюки нас достанут, поломается аппаратура и прибежит кролик. Помимо этого предстояло наблюдать за аппаратурой, необходимой для борьбы с аниматроником, но которая часто ломалась. Причём, чем дальше ночь, тем чаще случаются поломки, а на их починку нужно время. Вроде бы и ничего сложного, но то ли это баг, то ли «фича», Скотт сделал так, чтобы в пятидесяти процентах случаев кролик во время поломки добирался до главного героя из последней комнаты за несколько секунд и игра заканчивалась. Кстати, скримеры остались, но лишь у фантомов – сам главный враг лишь выставлял напоказ изуродованную «мордашку».

Ну и в третьих, наконец-то раскрылось несколько интересных сюжетных деталей. И самое главное связано как раз с Фиолетовым Человеком. Несмотря на то, что его личность так и осталась тайной, нам дали ясно понять, что именно он ответственен за убийства детей, и он разобрал всех аниматроников после событий оригинала. Этот момент произошёл до третьей части, поэтому приятным сюрпризом было узнать, какую роль Фиолетовый Человек играл именно в этой части. Однако многим до сих пор не даёт покоя тайна, что с ним стало дальше: после бушующего пожара Скотт неслабо намекнул на то, что он всё-таки остался цел и невредим.

Five Nights at Freddy’s 3

Тем самым, несмотря на очевидные минусы в виде непривлекательного игрового процесса, «дырявого» (не объяснены многие детали и не раскрыта тайна «Укуса-87», но при этом было добавлено ещё больше вопросов) и нелогичного сюжета (на дворе 20-ые года 21-го века, а аппаратура не эволюционировала), «Five Nights at Freddy’s 3» имеет больше положительных моментов. Однако фанаты ждали совсем иного. Часть из них окончательно убедилась в том, что Коутон ориентировался на коммерческий успех, однако это доподлинно неизвестно.

Поэтому никто не удивился, когда спустя месяц Скотт начал радовать фанатов, верящих в достойное окончание серии, многочисленными тизерами, в которых особо любопытные пытались разглядеть детали будущей игры, но ни одна из их теорий не оказалась достоверной. Однако, когда вышел трейлер, ситуация изменилась кардинально. Даже те, кто стал относиться к серии скептически, вновь поверили в её успех. Страшный и короткий, но предлагающий немного изменённую концепцию, трейлер не мог не настроить на нужный лад, заставив с нетерпением ждать выхода.

Скотт совершил настоящую революцию в серии. Четвёртая часть «Five Nights at Freddy’s», вышедшая раньше положенного срока (25 июля 2015 года), несмотря на повторяющуюся концепцию, совершила стремительный скачок вверх по техническим возможностям. Сменилось всё: антураж, частично игровой процесс, сюжет и даже графика (весьма солидная, особенно по меркам независимого проекта). Скотт сумел не только вернуть атмосферу страха, безысходности и напряжения, но и преумножил эти качества в разы, тем самым заставив вторую и третью части померкнуть на фоне продолжения.

Five Nights at Freddy’s 4

На этот раз нам предстояло играть за безымянного мальчика, чья трагичная история постепенно раскрывалась в виде небольших мини-игр после определённых ночей. Причём, поначалу не совсем понятно, как они связаны. Однако жестокий финал буквально ставил всё на места. Каждую ночь мальчику предстояло оборонять комнату от нашествия пугающих аниматроников, которые всячески пытались добраться до него. Причём выглядели они, как порождения больной фантазии – разваленные, пугающие, со зловеще сияющими красными глазами и ножами вместо пальцев. Вроде бы звучит похоже, но на деле всё вышло куда лучше. Никаких камер, никакой сторонней аппаратуры, никаких зарядов батареи и масок. Мы вольны ориентироваться лишь на собственные ощущения. Подбежали к двери, прислушались. Никто не дышит нам в ухо. Отлично. Светим в коридор. Тоже никого. Бежим к другой двери – повторяем операцию. Отлично. Подбегаем к кровати и светим на игрушку Фредди – сидит и не шевелится. Подбегаем к шкафу – никого. И так раз за разом. Всё это порождает настоящие адреналиновые ощущения, словно это нас самих заставляют ползать по комнате и светить в коридоры, боясь, чтобы очередное существо не подкараулило нас.

Five Nights at Freddy’s 2

Чтобы разнообразить всё это, между уровнями запускалась мини-игра «Поймай Спрингтрапа», где, если мы в нужный момент улавливали светом фонаря кролика, последующий уровень сокращался на два часа (правда, на один раз). Мелочь, а приятно. Аниматроники были те же, но в пятую ночь в качестве «финального босса» был добавлен Фредбер (золотой медведь), который выполнял те же действия, что и другие, но настойчивее и быстрее. И тут после пятой ночи произошло то, что долгое время ожидали фанаты, строя многочисленные теории, которые вмиг обернулись прахом: нам показали знаменитый «Укус 87». И показали без всякого пафоса и предисловий. Быстро, жёстко и беспринципно.

Последующие ночи сюжетно дополняли и без того угнетающее ощущение. И что самое интересное, напоследок был продемонстрирован странный сундук и сопровождавшая его надпись: «Некоторые вопросы должны остаться без ответов. Пока…». Что это означало – не понятно, однако тут же Скотт пообещал настойчивым игрокам небольшое дополнение, раскрывающее все сюжетные детали. Но вместо этого он выпустил лишь обновление, меняющее облики персонажей, делая их более зловещими под антураж Хеллоуина. А ещё вскоре были добавлены специальные режимы, которые либо облегчали прохождение, либо делали его сложнее. Например, игроку могла помочь карта, выявляющая противников. Или наоборот, экран становился полностью чёрным, и нам велено было ориентироваться лишь на звуки.

Five Nights at Freddy’s 2

Казалось бы, вот и всё. Скотт поставил на серии жирную точку, закрыв все сюжетные детали, пусть и не в явном виде, при этом сделав финал по-настоящему запоминающимся. Теперь, когда он собирает достаточные средства и отдаёт половину на благотворительность, Скотт волен делать что угодно. Однако, то ли желание фанатов, то ли его собственный интерес, а может и правда коммерческий успех заставляют его сесть за разработку… ролевой игры. Причём, по вселенной «FNaF» с аниматрониками в главной роли, хотя сюжетно она с ней никак связана не будет.

Что касается тайного сюжета, многочисленных «дыр» и непонятных событий, Скотт обрисовал неясную картину, которую можно расценивать двояко. Но, вопреки мнениям многочисленных фанатов, неофициально были продуманы множество теорий (один из зарубежных блогеров подошёл к истине ближе всех, заявив, что главный герой и тот мальчик, которому откусили лобную долю – два разных человека). Были ещё интересные факты, каждый из которых в той или иной степени противоречили тому, в каком же году произошёл всё-таки знаменитый укус: в 87-м или 83-м? Проблему, казалось бы, могло решить обещанное Скоттом дополнение, но оно так и не вышло, а значит, чёткой картины происходящего до сих пор нет. А жаль.

Five Nights at Freddy’s 4

Что касаемо серии, то на сегодняшний день Скотт поставил на ней жирный крест, по крайней мере, в виде игр. Всё то, что хотел сказать, он сказал, при этом за два года умудрился и чуть ли не похоронить серию, и торжественно её воскресить. Несмотря на мольбы фанатов, он так и не спешит раскрывать все карты, да и вообще всячески отмалчивается. А для нетерпеливых он в конце 2015 года анонсировал выпуск… новелизации. «Five Nights at Freddy’s: The Untold Story» – альтернативная сюжетная история, идущая параллельно с оригинальными частями, и пока конкретных подробностей нет.

Но это ещё не всё. Недавно в сети проскочила новость про экранизацию знаменитого хоррора. Она вызвала как и бурю радости, так и негодований. Ждём официального анонса. Таким образом, становится понятно, что развитие серии продолжается уже вне видеоигр, но как всё в итоге будет на практике – покажет будущее.

Напоследок хочется сказать, что франшиза вышла весьма неоднозначной. С одной стороны, она возродила давно забытый поджанр хоррора (сиди, кликай и пугайся, как в играх 80-х), имела интересную концепцию и оригинальных противников, а ещё таинственный и непонятный, но заставляющий думать и сопоставлять факты сюжет. С другой, она практически не менялась. Графика была одинаковой (разве что стала получше в четвёртой части), игровой процесс – тоже, а количество нелогичных и противоречащих моментов и вовсе хватило бы на все четыре тома «Капитала» Маркса. Менялись разве что враги и тактика борьбы с ними, но этого оказалось мало. Четвёртая часть, благо, отличалась от второй и третьей, что чуть ли не ставило её вразрез с остальной серией. И, что интересно, ненавистников у неё больше, чем поклонников, утверждающих, что «эти детские игры» (объясняется тем, что многочисленные её фанаты не достигли и 15-ти летнего возраста) нужны автору лишь из-за денег.

Но, тем не менее, если смотреть на ситуацию трезвым взглядом, то видно одно: серия и по сей день остаётся популярной. И пусть она вас оттолкнёт не инновационным подходом и целевой аудиторией, попробовать её ради интереса всё же стоит. Особенно если хотите что-то свежее в любимом жанре хоррора.

Но тут – свет гаснет. Двери офиса автоматически открываются, впуская в комнату неприятный холодок и атмосферу страха. Начинает звучать тихая и забавная мелодия. Майк знал, что она предвещала конец…

Оставьте комментарий!

Старые комментарии будут перенесены в новую систему в скором времени. Не забудьте подписаться на DARKER - это бесплатно!

⇧ Наверх