DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Пятерка с минусом по физике (а минус торчит из спины)

Зигзаг / Zig Zag (роман)

Автор: Хосе Карлос Сомоса

Жанр: детектив, мистика

Издательство: АСТ, Астрель

Серия: нет

Год: 2011 (в оригинале – 2006)

Похожие произведения:

  • Линкольн Чайлд «Лёд-15» (роман)

Зигзаг

«И опять эти ученые, которым никак смирно не сидится!» – проворчите вы, прочитав аннотацию к этой книге, и будете лишь отчасти правы. Да, яйцеголовым опять неймется, руки чешутся, а глаз пытливо прищуривается, приближаясь к оптическому глазку микроскопа – все это верно, как верно утверждение, что Земля вращается вокруг солнца.

Но на этот раз дела обстоят чуть иначе, чем в дешевом американском боевике, весь бюджет которого уходит на гонорар для приглашенной звезды второй величины.

«Секретный эксперимент группы ученых обернулся катастрофой. На маленьком тропическом острове произошли два беспрецедентно жестоких убийства. Правительство, курировавшее эксперимент, срочно его остановило. Участники, подписавшие бумаги о неразглашении, вернулись домой. Более того, теперь им официально запрещено вступать в контакт друг с другом. Но кошмар, который начался на островке, продолжается. Кто-то убивает выживших – одного за другим. Убивает так же жестоко и кроваво, как и тогда.
Кто этот убийца? Или, быть может, лучше сказать – что оно? Ученые, нарушив запрет, снова собираются вместе. Собираются, чтобы начать собственное расследование. На кону – их жизнь. И, возможно, не только она…»

Пожалуй, начать разговор о «Зигзаге» стоит с середины, даже с первой трети, потому что именно в этот момент приходит понимание, что аннотация служит книге паршивую службу – скорее отталкивает, чем заманивает простачков-покупателей на костер к развлечениям. Составленная в лучших традициях бульварных зазывал, аннотация – что таз с цементом – грозит утянуть книгу из поля вашего зрения.

«Зигзаг» (к слову, номинированный в 2008 году на Мемориальную премию Джона Кэмпбелла как лучший НФ-роман) не сразу заявляет о себе. Первые страницы полны штампов, ужасы преувеличены, а авторские «заманухи», щедро разбросанные то тут, то там с целью привлечь ваш интерес, ничем не отличаются от тысяч уже виденных. Но постепенно ситуация меняется, в голове переключается некий невидимый тумблер, и приходит осознание: «Нет, этот парень играет на другом поле, с ним не так-то всё просто». Конечно, автор сам немного виноват в том, что долго запрягает – отчасти такое неспешное развитие романа напоминает житейско-бытовые завязки произведений Стива Кинга; но, стараясь не открыть вам лишнего, рискнем заметить, что выбранный Сомосой темп произведения просто был обречен стать таким и никаким другим, он диктуется самой темой, фабулой «Зигзага».

В действительности Сомоса на редкость хорошо подготовился к созданию романа. В авторском послесловии он тщательнейшим образом благодарит всех тех светил науки, которые долго и подробно поясняли ему различные тонкости процессов и явлений в невидимом мире физики. Автор также предлагает нам ознакомиться с некоторой литературой, которая, возможно, заинтересует нас после прочтения «Зигзага». Становится очевидно, что испанец не из пальца высосал и не во сне увидел то, на чем базируется его роман.

Подготовив эту незыблемую почву, Сомоса любовно взрастил на ней красивые побеги: персонажей. Они не столько даже колоритны (хотя среди них присутствуют примечательные экземпляры, которых мечтал бы заполучить в свои руки дедушка Фрейд), сколько правдоподобны – насколько вы можете себе это представить в книге, где весьма значимая часть текста отведена под рассуждения о физике и ее явлениях. Главная героиня – молодая (а иногда и в возрасте) Элиса Робледо, не следящая за личной гигиеной (а в возрасте – еще как следящая), но при этом от природы красивая и великолепно сложенная, не стремящаяся к компании живых людей и к половым сношениям (хоть что-то со временем остается незыблемым), уродилась вундеркиндом по части физики. Вокруг нее и ее мировоззрения крутится сюжет книги, время от времени перескакивая и на других персонажей, что не мешает им полностью раскрыться под пером автора. Что показательно, у Сомосы не получается одноцветных персонажей. Достичь этого можно разными способами, но тяжелее всего – расставив по тексту условные словесные маячки, которые, как всякая важная информация, пойдут в «картотеку» героя у вас в голове. Сомоса пошел именно таким путем.

Единственный плюс аннотации в том, что она очень емко и полно захватывает все составные части сюжета, обрисовывает их так, что нечего и добавить – если нет желания раскрывать секреты прежде времени. Действительно, группа ученых, «best of the best», специально собранная некоей организацией (богатой и влиятельной настолько, что она может позволить себе оставаться практически незаметной обывателям), пытается проникнуть в тайну одного физического явления, выпестованного неким профессором Бланесом – с некоторых пор опальным. Но, как всегда это бывает, «что-то пошло не так», и в этих четырех словах буквально переливается всеми цветами радуги карма ученых в книгах.

Финал книги оставляет приятное чувство, ибо есть над чем поломать голову. Сомоса поступает грамотно: отвечая на некоторые вопросы, он параллельно ставит новые, подпитывая ваш открывшийся для восприятия мозг. Вы готовы увидеть финальные титры, и они, черт возьми, идут, но где-то между строк диалогов автор забрасывает, словно сети, свои размышления, переданные через персонажей. Тут поневоле задумаешься, благо к концу произведения уже не относишься к нему как к легкой повестушке – непрошеное чувство, навеянное обезличенной аннотацией издательства АСТ.

Единственный замеченный минус книги – и, возможно, он отпугнет немалую часть аудитории – состоит в том, что у Сомосы ну никак не получается напугать читателя. Совсем никак. Ничто не помогает: ни темные помещения, ни сиплое дыхание, ни дикие крики, ни грезящаяся чертовщина. Как знать – возможно, автор и не ставил цель поднять стройными рядами волосы у нас на голове, но попытки явно прослеживаются.

Попытавшись выжать рациональное зерно из нескольких сот прочитанных страниц увлекательного и познавательного текста, можно сказать, что роман непременно заслуживает вашего внимания. Пожалуй, это одна из немногих книг в сегменте, которые как совы у Линча – «не то, чем кажутся». Купить «Зигзаг» – все равно что старателю выловить маленький золотой камушек в мутной речной воде. Да, он маленький, но он золотой, так что смело берите книгу и устраивайтесь в любимом кресле…

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 09-08-2012 16:45

    Действительно, аннотация не особо привлекает. А так, судя по рецензии, книга довольна необычная.

    Учитываю...