DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ДО-РЕ-МИ...

По хоженой тропке

Кукла (роман)

Автор: Александр Варго

Жанр: хоррор

Издательство: Эксмо

Серия: MYST. Черная книга 18+

Год: 2009

 

 

Не секрет, что образ куклы в жанре хоррор облюбован творцами уже давно и нещадно эксплуатируется. И сложно сказать, в какой именно из ниш жанра этой теме уделяется больше внимания. Боясь навлечь на себя гнев Чаки, Мэри Шоу или Паппет Мастера, автор этих строк все же склоняется в пользу литературы. Все-таки куклы (или то, что за ними скрывается) пугают читателя со страниц книг еще со времен Блэквуда и Меррита. А это уже больше ста лет и солидный список авторов, чья фантазия, в том или ином виде, обыгрывала кукольную тему.

Именно по этой причине автор, берущийся за написание романа ужасов с куклами, должен продемонстрировать незаурядную оригинальность. Если, конечно, он не ставит перед собой задачи пройти проторенной, а потому и легкой, дорожкой — в поисках легких денег, славы, тщеславия (нужное, как водится, подчеркнуть). Есть и такие. И очень похоже на то, что рецензируемый ниже Александр Варго — один из них.

По мнению многих исследователей, появление первых кукол было связано с обрядами и культами умерших предков. Минули века, а эта легенда в хорроре до сих пор самая культивируемая. Поспорить с ней может разве что образ куклы вуду, используемой, как правило, в качестве проводника проклятий. Две хорошо проторенные жанровые тропинки, не правда ли? Причем топтал их не абы кто, а такие признанные мэтры жанра, как Ричард Матесон, Гай Смит и Стивен Кинг. Казалось бы, не имена, а вызов для Варго! Однако «наш ответ» в очередной раз робко, буквально на цыпочках проскочил следом, так и не подняв головы, не выказав и намека на желание сойти с хоженой тропы.

Ощущения от чтения «Куклы» довольно необычные. Для начала, читателю по умолчанию придется отключить в голове тумблер «я люблю вкусный текст», поскольку такового здесь просто нет. Примитивные, рубленые предложения и фразы, незамысловатые описания, ворох казуальных глаголов и выражений... Последние, кстати, реалистичности повествованию не добавляют — наоборот, выглядят несколько наигранно и искусственно. Ну и ляпы. Над наивностью автора, утверждающего, что Дева Мария существовала задолго до египетских пирамид, впору рыдать в голос. Причем подобная невнимательность со стороны редактора, как ни странно, преследует все книги Варго.

Вторая беда книги — это пресловутый эффект «проторенной тропы», чувство дежа вю и ощущение колпака звездочета на голове. Столкновения с нечистью слишком предсказуемы, сюжетная линия крепко сидит на давно известных «рельсах». Хотя, есть подозрение, основной читатель Варго, не особо знакомый с лучшими образцами жанра, может этого и не заметить.

Кажется, еще ни слова не сказано о сюжете? Как ни странно, он не сильно отличается от того, что присутствует в аннотации к книге. Маленькая девочка попадает под колеса машины неплохого, в принципе, человека. Бабка девчушки, наделённая определенными инфернальными знаниями, отправляется в заброшенную шахту, где проводит некий ритуал с куклой, после чего последняя попадает в руки дочери горе-водилы. С этого момента жизнь этой семьи превращается в ад, а после того, как уже повзрослевшую девочку насилуют четыре местных лоботряса, то под раздачу попадают и их жизни тоже. Один за другим они начинают умирать, а ниточки ведут их к преступлению, совершенному в молодости.

Нельзя не отметить, что на «Куклу» Варго сильное влияние оказало творчество Стивена Кинга — это, впрочем, неудивительно, учитывая общий вклад Короля Ужасов в жанр. Однако заимствования из «Оно», «Худеющего», «Безнадеги», «Жребия Иерусалима» чересчур грубы и неприятно режут глаз. Они так уныло смотрятся на фоне наших декораций, что утверждение о «собственном пути развития отечественного хоррора» получает еще один плюсик в свою поддержку. Стаи волков, летучих мышей, змей на службе Зла... Нет, совсем не то. С другой стороны, очень не хочется, чтобы наш хоррор скатился в банальный бытовой ужас, скажем, Елизарова. Вот такой пока замкнутый круг, однако.

Пожалуй, все. Книга на вечер, поездку в метро или в поезде. Легкая и пустая. Если бы не почти полное отсутствие отечественной литературы ужасов на прилавках, то никто бы «Куклу» и не заметил. А так приходится интересоваться. Хотя читать роман можно, и если вы поклонник жанра, то, наверное, даже нужно. Перефразировав Кинга, можно сказать, что плохие книги тоже нужно иногда читать, дабы хорошие на их фоне смотрелись еще предпочтительней. Так почему бы и нет? Кроме того, в «Кукле» все-таки есть пара определенно жутких моментов, которые запросто украсили бы собой книгу полетом повыше, чем рецензируемая. И еще одна крамольная мысль. Варго, кем бы он (они) ни был(-и), напоминает раннего Кунца. Такой же рыхлый, наивный и простоватый писатель. Поэтому очень хочется надеяться на то, что «наш Кунц» в итоге соберет все свои сущности в одну и будет двигаться вперед. И всенепременно по нехоженым творческим тропкам.

 

Работа заняла второе место на конкурсе рецензий журнала «Тьма» в 2009 году.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мельник 20-05-2014 14:40

    Заслуженное место взяла рецензия. Что касается книги, то я бы прошёл мимо такого "нашего ответа".

    Учитываю...