DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Под покровом ночи

Тик-Так / Tick-Tock (роман)

Автор: Дин Кунц

Жанр: хоррор

Год издания: 1997, 1999, 2000, 2005, 2010 (оригинал — 1996)

Перевод: В. Гришечкин

Похожие произведения:

  • «Мёртвая тишина» (фильм)
  • Дин Кунц «Сошествие тьмы» (роман)

Дин Рэй Кунц — знаковая фигура тёмного жанра. Его популярность в Штатах не менее велика, чем у собрата по писательскому цеху — Стивена Эдвина Кинга. Но будем откровенны, несмотря на огромные тиражи, перевалившие за триста миллионов экземпляров, Кунц, увы, пребывает в тени Кинга. Что не вполне справедливо. Несмотря на малое количество экранизаций, не столь широкую известность автора на азиатском и африканском книжных рынках, выдумщик из Пенсильвании в своём ремесле добился очень многого. В том числе заложив основы некоторых подвидов триллеров о мотивациях самых разнообразных маньяков и необычных психопатов.

Но в «Тик-Таке» речь пойдёт сугубо о сверхъестественных силах, благодаря чему произведение только выигрывает. Роман начинается без «раскачки», что для Кунца большая редкость. С первой же страницы нас настраивают на соответствующий лад. Жутковатые предзнаменования неотвратимо грядущей беды довлеют над Томми Фаном как злой рок. Не успев толком обрадоваться покупке шикарного спортивного «Корвета», незадачливый любитель престижных автомобилей находит на пороге своего дома куклу, чей внешний вид отнюдь не настраивает на позитивный лад. Поддавшись необъяснимому импульсу, Томми забирает её с собой, чем совершает роковую ошибку. Жизнь молодого писателя превращается в беспросветный кошмар, венцом которого становится ожившая кукла или то, что скрывалось под её оболочкой. История преподносится таким образом, что отчётливо понимаешь: Рубикон пересечён, а обратный путь — это лишь смерть в муках. Томми Фан обязан вступить в противоборство со зловещей потусторонней сущностью. Кукла, вернее нечто, притворившееся ею, неотвратимо приближается, отставая от писателя всего на один шаг и грозя сровнять с землёй всё, что так дорого Томми, а в финале уничтожить его самого. А до этого момента демоническая сущность делает всё возможное, чтобы главный герой познал всю горечь отчаяния, какую только способен почувствовать человек. Гротескная фантасмагория от страницы к странице приобретает пугающе реалистичный оборот. Книга так и пышет оттенками безумия, то тут, то там проявляясь в самых неожиданных эпизодах. Лёгкий флёр алогичности ореолом окутывает всё происходящее с Томми Фаном и его спутниками, которыми он обзаводится по мере своей борьбы с тварью...

Что ж, частой своей ошибки Дин Кунц на этот раз избежал, и если таковой была негласно поставленная самому себе задача, то автор с ней блестяще справился. Читатель погружается в книгу без остатка, не замечая ничего вокруг. Сразу заметно, эффект зрительского присутствия удался автору на славу.

Буквально с самых начальных предложений обращает на себя внимание то, с какой лёгкостью написано произведение. На книжных страницах отсутствуют занудства, тяжеловесные языковые конструкции и прочие ненужные нагромождения в тексте, чем периодически грешат некоторые современные авторы. Истинные эстеты по достоинству оценят многочисленные изысканные сравнения вкупе с не менее красивыми описаниями. Авторский язык всегда изобиловал «красивостями», и роман «Тик-Так» не стал исключением. Безупречный слог располагает к чтению, а это, несомненно, большая писательская удача. К тому же, огромное количество всевозможных ярких описательных действий позволяют лучше ощутить атмосферу книги и проникнуть в самоё сердце произведения, оказавшись в сакральном мире Томми Фана и его весьма насыщенной жизни. Искромётные, мастерски выписанные диалоги вызывают улыбку. Чувства юмора Кунцу не занимать, что он в очередной раз и продемонстрировал на страницах романа «Тик-Так».

Низкий поклон писателю за живых, а не картонных персонажей. Все образы созданы на редкость реалистично, в особенности обворожительная и непосредственная Дел. Напористая, крайне решительная и бесстрашная, насколько это возможно в различных ситуациях, — всё это про неё. Девушка подкупает непривычным типажом, выведенным по каким-то непостижимым авторским лекалам. Столь странных, но меж тем притягательных женских персонажей давно не приходилось встречать на книжных страницах многих романов. Маэстро Кунц выложился по полной, заинтриговав даже самого привередливого книгомана. Редкий читатель, взявший в свои руки книгу, бросит чтение на середине — и во многом благодаря яркости героини, сумевшей с ходу затмить центрального персонажа книги.

Но, сколько бы мы ни перечисляли достоинства романа «Тик-Так», не обошлось произведение и без слабых сторон. Одно хорошо: недостатков в произведении совсем немного.

Что можно сказать о концовке книги? В финале роман умрёт. По-другому и не скажешь. Очень мощное начало, интересная, захватывающая середина, напряжённая кульминация и — откровенно слабый финальный аккорд. Читая последние страницы, с горечью отмечаешь, что Кунц ушёл не в том направлении, искусственно направив заключительные действия в нужное ему русло, тем самым убив куда более логичное окончание, вытекавшее из общего фона событий. Невольно возникает ассоциация с шаром, из которого выпустили воздух.

У «Тик-Так» есть ещё два ярко выраженных минуса помимо скомканного финального твиста. Первое — это извечные авторские самоповторы, заключающиеся в излишних, не к месту скрупулёзных попытках проанализировать неанализируемое, появление в дальнейшем неотъемлемых сомнений в самом себе, что в Томми Фане порядочно раздражает, а далее непременно следует самобичевание главного героя. В самом деле, можно было бы обойтись меньшим числом предложений, чтобы передать внутренний спектр душевного состояния персонажа. Вместо этого Кунц почему-то посчитал нужным напоминать читателю снова и снова одно и то же, словно роман предназначен для учеников младшей школы. Подобная отчасти инфантильная манера подачи внутреннего мира Томми изрядно расстраивает, слегка отвлекая от чтения. Благо, больше автор подобных промашек на протяжении всей книги не совершил, вследствие чего всё остальное читалось легко и непринуждённо.

Вторым же минусом для некоторых кунцоманов станет очередной авторский штамп. Снова затейник из Пенсильвании не смог пройти стороной образ... необычной собаки. Ну что поделать, пунктик такой есть у писателя-беллетриста, а нам лишь остаётся принять эту причуду как данность.

В дальнейшем книга не вызывает особых нареканий. Идея романа раскрыта полностью, необязательные сцены, если таковые вообще были, в исходную версию книги не вошли, а всё остальное находится на своих местах. С точки зрения эклектичности, роман получился филигранным. Столь умело играть различными литературными жанрами дано не каждому. Дин Рэй Кунц смог, благодаря чему «Тик-Так» получился органичным, легко читаемым творением. Тем, кому по душе остросюжетные хорроры, стоит взять роман на заметку. Любителям творчества Кунца и вовсе непременно рекомендуется прочитать книгу, если они этого ещё до сих пор не сделали.

Комментариев: 11 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Влад 30-05-2014 19:05

    Зарегистрировался. Спасибо всем, обязательно ознакомлюсь с творчеством Кунца)!

    Учитываю...
  • 2 Zлыдень 28-05-2014 12:59

    Начал читать, но пока легкости языка не заметил - иные конструкции Лавкрафта читаются с большим интересом и вызывают более сильные чувства, чем словесные обороты первых страниц "Тик-така", показавшиеся топорными и деревянными. Может, вина переводчика. Попробую дочитать до конца - вдруг понравится.

    Учитываю...
  • 3 Soulo 28-05-2014 01:28

    Жаль, что я как раз в конце 90-х и перестал читать Кунца. Эту книгу уже точно никогда не держал в руках.

    Учитываю...
    • 4 Caspian 28-05-2014 01:48

      Очень хорош язык написания. Дин Кунц не пожалел ярких эпитетов и изящных сравнений для своего текста, что выгодно отличает этот роман от многих других его поздних работ.

      Учитываю...
  • 5 Vi 26-05-2014 13:43

    Никогда не была поклонницей Кунца (товарищ Кинг полностью удовлетворяет мою тягу к прекрасному), но автор рецензии нашел и так аппетитно расписал многочисленные достоинства романа, что, пожалуй, соблазнюсь.smile

    Учитываю...
    • 6 Caspian 26-05-2014 17:48

      Рецензент именно с этой целью и взялся за "Тик-Так". Рад, что удалось соблазнить...на прочтение и знакомство с творчеством Кунца в целомsmile

      Учитываю...
  • 7 Влад 24-05-2014 00:36

    С удовольствием отвечу. Первый прочитанный роман Кунца был, если память не изменяет, "Очарованный кровью" или как-то так. Крепкий такой середнячок, в принципе, на один раз вполне пойдет. Потом был скучноватый и какой-то пресный "Голос ночи", который оставил послевкусие слабенького, дешевого триллера. Затем наткнулся на приятно удивившую "Скорость." Вот она понравилась, прочитал за вечер с удовольствием. А потом Кунц потерял мое доверие со своим "Домом грома", который, честно признаюсь, даже дочитать желания не было - забросил. Ну еще малой прозы чуть коснулся, до сих пор помню забавный сюжет, напоминающий "Внешние пределы" о копе, который преследовал, как выяснилось, "необычного" преступника. Такая вот петрушка. А какие книги у него котируются больше всего среди знатоков творчества?

    Учитываю...
    • 8 ilya_pivovarov 24-05-2014 01:26

      С удовольствием отвечу Владу - "Молния" (написана во времена, когда еще не было золотистых ретриверов), "Слуги сумерек" (там эта порода фигурирует, но собаку быстро убивают). Многим нравятся "Фантомы", "Ангелы-хранители" и "До рая подать рукой".

      Учитываю...
    • 9 Caspian 24-05-2014 01:29

      Влад, а для удобства общения не проще ли тебе зарегистрироваться официально на сайте, а не выступать в качестве гостя?

      Я с удовольствием назову наиболее выдающиеся произведения из тех, что мне довелось прочитать у Кунца. Начну с тройки шедевров. "Фантомы" - лучшее его творение. Затем "Незнакомцы". И заслуженная бронза у романа "Полночь". Также рекомендую "Нехорошее место", "Холодный огонь", "Дверь в декабрь", "Шорохи" - это именно с данного романа к Кунцу пришёл оглушительный успех, ещё в далёком 1980 году.

      "Сумеречный взгляд", правда, первая половина книги в два раза лучше второй, но всё же. Дальше рекомендую "Неведомые дороги", "При свете луны", "До рая рукой подать", "Живущий в ночи", "Краем глаза", "Ложная память", "Ангелы-Хранители", "Глаза тьмы", "Видение", "Ледяная тюрьма"(этот роман и "Скорость" - единственные творения Кунца, написанные преимущественно в жанре Саспенс). Можно прочитать следующие романы: "Странный Томас", "Сошествие тьмы", "Молния" и "Мистер убийца".

      Теперь могу ещё несколько романов упомянуть о которых слышал, но не читал и потому не могу сказать, насколько они выдающиеся, но, по крайней мере аннотации заинтриговали меня. Речь о следующих книгах: "Сумерки","Зимняя луна", "Вторжение", "Предсказание", "Затаив дыхание", "Улица теней, 77", "Единственный выживший".

      Вот, кажется, всё, про что могу более или менее адекватно судить.

      P.S. Влад, насколько я понял о рассказе про копа, ты имел ввиду новеллу Дина Кунца "Крепкий орешек".

      Учитываю...
  • 10 Влад 22-05-2014 22:24

    И снова собаки). Ну что ж, спасибо, занимательно, наверное, рискну и вновь подступлюсь к Кунцу).

    Учитываю...
    • 11 Caspian 22-05-2014 23:51

      Влад, приятно, что рецензия побудила ознакомится с книгой. А какие вообще романы тебе доводилось читать у Кунца?

      Учитываю...